• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

Летняя школа по компьютерным наукам (ЛШКН) для выпускников 8-10 классов проходила в Липецкой области с 14 по 28 августа. Ее соорганизатором выступил липецкий Центр дополнительного образования «Стратегия». На школу было подано более двухсот заявок со всей страны. В результате конкурсного отбора, который состоял из интернет-тура и конкурса портфолио, были отобраны 44 участника, среди них были в том числе победители и призеры заключительного этапа Всероссийских олимпиад по информатике, математике и физике и других олимпиад.

Школьники были распределены по трем параллелям: участники параллелей В и С изучали алгоритмы, а в параллели ML — методы машинного обучения. На школе преподавали директор Центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Михаил Густокашин, директор Центра дополнительного образования «Стратегия» г. Липецка Инесса Шуйкова, руководитель группы анализа неструктурированных данных в Яндексе Евгений Соколов, дважды вице-чемпион мира ACM ICPC, старший преподаватель факультета Глеб Евстропов, сотрудники научно-исследовательской группы Байесовских методов машинного обучения Михаил Хальман и Тимур Гарипов. В качестве ассистентов со школьниками работали Павел Шевчук, студент 2 курса факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, и Дмитрий Пыркин, студент 3 курса факультета инноваций и высоких технологий МФТИ.

В последний день школы все участники писали командную олимпиаду, проводимую по правилам ACM ICPC, на которой им предложили 10 задач из олимпиад прошлых лет. Так как в командной олимпиаде на итоговый результат влияет не только количество выполненных заданий, но и скорость их выполнения, то важной составляющей успешного участия становится грамотная организация командной работы.

Задачи олимпиады были одинаковыми для учащихся всех параллелей и все могли найти интересные и посильные для себя задания.

Что изучали на параллели С

Параллель С предназначалась для самых юных участников школы, учеников 8-9 классов, только начинающих знакомиться с олимпиадным программированием. Здесь основное внимание было уделено изучению базовых алгоритмов, необходимых для решения большинства олимпиадных задач.

 

Александр Толмачев, г. Саров

В мае мне на электронную почту пришло письмо от Вышки о том, что в августе пройдет Летняя школа по компьютерным наукам, меня приглашали принять участие в конкурсном отборе. До ЛШКН я в основном занимался математикой и физикой, а так как программирование тесно связано с математикой, то мне показалось интересным поехать на эту школу, чтобы повысить знания и в программировании.

На школе были очень интересные контесты, позволяющие закрепить полученный на лекции материал. Огромное спасибо преподавателям параллели С, Инессе Анатольевне Шуйковой и Михаилу Сергеевичу Густокашину, за интересные занятия. Приятным бонусом стала командная олимпиада: я впервые участвовал в командном соревновании по информатике и оно мне очень запомнилось.

Что происходило на параллели B

Программа параллели B была посвящена продвинутым алгоритмам, необходимым для решения олимпиад высокого уровня, в частности, Всероса по информатике.

 

Михаил Первеев, г. Липецк

Я поехал в Летнюю школу, потому что мне хотелось получить какие-либо новые знания по программированию, выучить новые алгоритмы и узнать об их применении. Из учебной программы запомнились интересные задачки на утренних контестах и, конечно, лекции от Михаила Густокашина и Глеба Евстропова. Несмотря на то что нам иногда рассказывали о чем-то весьма непростом, все равно было понятно, как это работает, и на следующий день можно было смело применить это на практике. Конечно, иногда возникали вопросы, но преподаватели на них отвечали и помогали исправлять ошибки.

Параллель ML — занятия по машинному обучению

Для самых искушенных школьников, которые уже хорошо знакомы с алгоритмами и имеют опыт участия в олимпиадах по информатике, была организована параллель по машинному обучению. Эта молодая область компьютерных наук, которая используется для решения сложнейших задач, где традиционные алгоритмы попросту неприменимы. Участники познакомились с основными методами машинного обучения, потренировались применять их в практических задачах и даже попробовали себя в соревнованиях по анализу данных.

 

Ярослава Сысоева, г. Москва

Я выбрала параллель ML, потому что хотела изучить основы машинного обучения и научиться решать задачи, которые часто встречаются в жизни.

Наиболее интересными темами для меня стали градиентный спуск и нейронная сеть, которая не только может предсказывать правильный ответ для какой-либо поставленной задачи, но и сама выбирает признаки, на которых стоит обучаться. Также мы изучали регрессию, решающие деревья, поточные алгоритмы и полезные библиотеки Python, которые позволяют с легкостью строить графики, преобразовывать данные в нужный тип и вычислять нужные значения.

Думаю, что один из самых интересных контестов был про игру Dota 2. Я уверена, многие играли в эту игру или хотя бы слышали о ней. Задача состояла в том, что надо было на выборке из некоторого количества матчей по Dota 2, в которой были указаны такие данные, как герои, выбранные игроками, уровни героев на 5-й минуте игры, время покупки курьера и др., а также результат матча, обучить программу и с помощью нее предсказать на другой выборке без результатов, какая команда выиграет. Для этого надо было некоторые данные использовать исходном виде, а другие перевести, например, в бинарную матрицу. Чтобы получить как можно больше баллов, требовалось продумать, какой алгоритм лучше всего использовать для этой задачи и какие признаки стоит использовать, а какие нет. Чем больше результатов матчей наши программы предсказывали правильно, тем больше мы получали баллов.

Хочу отметить, что учиться в параллели ML было одно удовольствие — преподаватели были не только умными, но и веселыми, и всегда были готовы помочь; а ученики параллели были общительными, креативными и дружелюбными, поэтому каждый день на школе был в радость.

 

Внеучебная программа состояла из футбольных и волейбольных матчей, занятий краеведением и робототехникой, интеллектуальных игр — от музыкальной «Своей игры» до графической мультимедийной азбуки. Также для участников школы были организованы две экскурсии: в музей-заповедник «Галичья гора», где школьникам рассказали о флоре и фауне Липецкой области, и в сафари-парк «Кудыкина гора».

Все материалы школы доступны на сайте Informatics.

Фото: Ольга Шустер

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.