«А лозунги все те же»
14 сентября в ГУ-ВШЭ в рамках курса «Права человека в глобализующемся мире», проводимого магистерской программой общеуниверситетской кафедры публичной политики «Политический анализ и публичная политика» совместно с Университетом Джорджа Мейсона, прошла лекция известного общественного деятеля, председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой.
Информационным партнером встречи стала Сеть московских студентов.
Открывая лекцию, заведующая кафедрой публичной политики и руководитель магистерской программы ГУ-ВШЭ «Политический анализ и публичная политика» Нина Беляева напомнила, что масштабная магистерская программа со специализацией по правам человека существует пока только в Вышке, в 2010 году на ней обучается 53 студента. При формировании содержания курсов и всего учебного плана программы было решено приглашать к сотрудничеству специалистов и сотрудников Московской Хельсинской группы, Молодежного правозащитного движения, Центра «Совы» и других известных правозащитных организаций, и они согласились участвовать в преподавании отдельных курсов, проводить открытые лекции и приглашать студентов Вышки на учебные практики в свои организации. Поэтому, отметила Н. Беляева, кафедра считает Людмилу Михайловну Алексееву одним из «соучредителей» этой магистерской программы. Сама Алексеева начала с того, что заметила: «Сделать когда-нибудь специализированную программу обучения по правам человека в России было моей мечтой».
История правозащитного движения в нашей стране, по словам Людмилы Алексеевой, делится на два этапа — советский и российский. Днем его зарождения можно считать 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве прошел митинг в поддержку писателей Синявского и Даниэля, которым присудили сроки за «антисоветчину». Это был первый за многие десятилетия в СССР митинг, проведенный по инициативе граждан, а не по указке компартии. О митинге многие узнавали из обращения, подпольно распространявшегося в вузах, и на площади было немало людей, но только 20 пришли с плакатами и в определенный момент достали их и развернули. Лозунга было два: «Требуем гласностного суда над Синявским и Даниэлем» и «Уважайте советскую Конституцию!». «В этом году исполнится 45 лет российскому правозащитному движению», — сказала Алексеева. «А лозунги все те же», — заметил кто-то из студентов. О том митинге стало известно даже за рубежом, благодаря пришедшим на площадь иностранным журналистам.
В советский период правозащитное сообщество существовало только в Москве и было немногочисленным. Каждый, кто этим занимался, понимал, что ему фактически гарантирована или тюрьма, или психиатрическая больница, или, в крайнем случае, политэмиграция. «Хотя мы называли себя правозащитниками, — пояснила Алексеева, — мы и себя-то не могли по-настоящему защитить. Мы только провозглашали эти права». Занимались они помимо прочего трудоемкой и опасной работой — создавали и распространяли самиздат. И это были не только листовки с обращениями, но и статьи, и полноценные книги. «Я сама на машинке перепечатывала Солженицына "В круге первом". За любую из тех книг полагалось 7 лет лагерей», — сказала Людмила Алексеева. Они начали с того, что помогали политическим заключенным. «Это была очень важная работа: наши товарищи в тюрьме должны были знать, что их помнят и любят. Тогда они с совсем другим настроением переносили это», — отметила она. В процессе помощи молодежь знакомилась друг с другом, с родственниками осужденных. И они обнаружили, что помимо московского правозащитного движения существует множество других — национальных, религиозных. «Все они отстаивали какое-то право, то, что им было важнее всего, поэтому мы им сочувствовали, они нам тоже, — рассказала Л. Алексеева. — Благодаря общению с ними у нас накопилась информация, которая большинству сограждан была неизвестна».
В апреле 1968 года диссиденты начали издавать «Хронику текущих событий»: кого арестовали, информация из лагерей, новости самиздата, списки политзаключенных. Издавали, разумеется, анонимно, но КГБ все равно выслеживало тех, кто этим занимался, и их сажали. На их место тут же приходили другие, и издание просуществовало до 1984 года — 16 лет! Никакой иерархии в движении правозащитников не было: каждый брался за то, что умел делать, к нему примыкали другие, образовывался небольшой кружок. Поэтому, если лидера такого кружка арестовывали, тут же находился тот, кто его мог бы заменить. Так и сохранялась преемственность. Внедрить в такой коллектив провокатора было практически невозможно. Когда в 1984-ом шел судебный процесс против создателей «Хроники» и производились обыски по всему Союзу, экземпляры находили и во Владивостоке, и в Баку — их перепечатывали с московского варианта местные диссиденты.
Некоторые из них искали возможности создать такую организацию, которую власти не могли бы закрыть. Так, Андрей Сахаров, Андрей Твердохлебов и еще несколько представителей интеллигенции объединились в «коллектив авторов» — единственную дозволенную тогда форму гражданской организации. Наконец, в 1975 году физик Юрий Орлов создает Московскую Хельсинкскую группу (МХГ). Одиннадцать ее членов должны были отслеживать исполнение Советским Союзом «гуманитарных» статей Хельсинкского соглашения и информировать об их нарушении глав европейских государств. Учитывая, что эти 11 были так же бесправны, как и остальные жители СССР, а всю их материальную базу составляли две старенькие печатные машинки, задача была не из легких. Но все они были опытными участниками правозащитного движения, у всех были налажены связи с религиозными, национальными и прочими движениями, а о создании МХГ сообщило даже советское радио. И к ним начали стекаться со всего союза те, чьи права были нарушены государством. «Мы им честно сообщали, — сказала Л.Алексеева, — что ничем помочь не можем — только обнародовать факты. Но к нам за этим и ехали со всех городов страны».
МХГ с задачей справилась: страны Запада стали предъявлять претензии Советскому Союзу, а Хельсинкские группы появились также в других восточноевропейских странах, например, в Польше, Чехословакии, а потом даже в западноевропейских и, наконец, в США. Они объединились в Международную Хельсинкскую ассоциацию по правам человека. Таким образом, группка советских диссидентов стала зачинателем огромного всемирного правозащитного движения. В самом же СССР благодаря МХГ три тысячи человек вышло на свободу, многие советские граждане получили загранпаспорта. Но своим главным достижением ее участники считают вторую статью действующей ныне Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». «То есть не человек существует для государства, как это было в Советском Союзе, а государство для человека», — пояснила Людмила Алексеева.
Российское правозащитное движение унаследовало у советского три базовых принципа: ненасильственные методы борьбы, гласность и принцип равенства всех перед законом.
С 1998 года МХГ проводит ежегодный мониторинг ситуации с правами человека во всех регионах России. Материал собирают местные организации по определенной схеме и передают сведения в Москву, а МХГ с указанием авторства публикует их. Многие из этих организаций позже объединились во всероссийское движение «За права человека».
Сегодня арест правозащитника — исключительный случай, и обычно, если такое происходит, с помощью гражданской кампании его удается освободить, отметила Людмила Алексеева, зато сейчас — и этого не было даже в СССР — правозащитников избивают и убивают: «Да, таких случаев всего единицы, а нас очень много, но ведь каждый знает, что и с ним это может произойти, и никто не знает, с кем именно». В порядке вещей шантаж правозащитников, вызовы в органы, обеспечение «проблем» на работе или учебе. Успешным состояние правозащиты в России сегодня Л. Алексеева назвать не может: «Из 10 случаев, когда мы беремся защищать чьи-то права, мы достигаем успеха в 3–4 случаях».Впрочем, в Советском Союзе не удавалось защитить ни одного. В условиях преследования разных групп людей со стороны государства правозащитные лозунги становятся объединяющими, считает Людмила Алексеева. «Занимаясь этим 45 лет своей жизни, я смотрю в будущее с оптимизмом, — отметила она. — Мы проделали огромный путь к демократии за короткий срок. Я думаю, еще 15 лет, и мы с вами будем жить в правовом государстве».
После лекции Л. Алексеева ответила вопросы аудитории. Так, один из студентов спросил ее о впечатлениях от встреч с Путиным и Медведевым: «Есть ли разница в том, как Владимир Владимирович и как Дмитрий Анатольевич с вами вели себя?». «Разница есть, — ответила она. — Дмитрий Анатольевич из воспитанной, интеллигентной семьи…» Смех в аудитории не дал закончить фразу. Речь зашла о митингах. «Я с палочкой хожу, я совсем не кадр для митингов и демонстраций. Но защищать 31-ую статью просто необходимо, необходимо именно рядовым гражданам. У них нет возможности встречаться с должностными лицами или обращаться в СМИ. Единственная доступная им возможность рассказать о своих проблемах — это выйти на улицу. Теоретически еще есть выборы, но это не про наши выборы. Поэтому я так вцепилась в эту статью». (Статья 31-я Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». — Ред.) При этом Алексеева в очередной раз повторила, что не считает себя несогласной: «Я не несогласная, я согласна с законами нашей страны. Это они, чиновники, не согласны соблюдать Конституцию. Я не оппозиционер, я — правозащитник».
В конце встречи ведущая Нина Беляева представила Людмиле Алексеевой присутствовавших в аудитории магистрантов правозащитной специализации — Алексеева аплодировала вместе с залом: существование этой учебной дисциплины, отметила она, свидетельствует о том, что традиции, которые закладывали первые правозащитники в России в 1965 году, нашли преемственность в сегодняшней научной и студенческой среде.
Вера Кичанова, Галина Петренко
Фото Шоты Какабадзе
Беляева Нина Юрьевна
Вам также может быть интересно:
«Интересен опыт стран, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и мы»
24-25 мая в Высшей школе экономики прошла международная конференция по правам человека, посвященная 20-летию вступления России в Совет Европы.
Евгений Ясин возглавил комиссию СПЧ по гражданскому участию в модернизации экономики
Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин возглавил комиссию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) по гражданскому участию в модернизации экономики. Решение об этом было принято на заседании Совета по инициативе Ирины Хакамады, которая возглавляла эту комиссию ранее.
Евгений Ясин вошел в состав СПЧ
10 августа Президент РФ Владимир Путин подписал указ о включении научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина в состав Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Его кандидатуру внес глава совета Михаил Федотов.
Президент РФ отметил работу Сергея Караганова и Тамары Морщаковой
Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о поощрении почти 200 россиян за трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность. Среди награжденных — несколько членов Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, в том числе декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов и профессор факультета права Тамара Морщакова.
Защита прав человека требует профессионализма
20-28 октября Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провел учебный курс повышения квалификации «Обеспечение деятельности уполномоченных по правам человека». Впервые по программе повышения квалификации вуза прошли обучение государственные служащие и специалисты из аппаратов уполномоченных по правам человека субъектов РФ.
Госдума утвердила Эллу Памфилову на пост омбудсмена
Решение утвердить кандидатуру Эллы Памфиловой на пост уполномоченного по правам человека в России было принято Госдумой в результате тайного голосования.
Эксперт ВШЭ Элла Памфилова станет уполномоченным по правам человека
Президент России одобрил кандидатуру Эллы Памфиловой, известного правозащитника, главу движения «Гражданское достоинство», на пост российского омбудсмена.
Бахрейнский форум
12-13 декабря в Бейруте (Ливан) проходил Бахрейнский форум в поддержку прав человека и демократии. Среди российских участников были представители Высшей школы экономики. Рассказывают старший преподаватель кафедры общей политологии ВШЭ Леонид Исаев и выпускница отделения культурологии ВШЭ Алиса Шишкина.
Права человека и управление интернетом
С 6 по 9 декабря в Баку прошла 7-я сессия Форума по управлению интернетом, в работе которой участвовала делегация Высшей школы экономики.
Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Настоящее издание представляет собой шестой выпуск материалов, подготовленных по результатам опросов населения в ходе мониторинга состояния гражданского общества.