«Комплаенс предназначен для людей, готовых менять и меняться»
Что такое современный комплаенс и почему специалисты в этой области так востребованы сегодня на рынке? Что должен уметь комплаенс-офицер, чтобы менять культуру компании? Какие преимущества дает обучение в Вышке? Об этом новостной службе портала рассказала руководитель магистерской программы «Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса» Ирина Грекова.
— В чем заключается уникальность программы «Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса»?
— Уникальность программы в том, что мы, основываясь на примере зарубежных стран, впервые объединили этику ведения бизнеса с комплаенсом, потому что невозможно строить бизнес по правилам, которые действуют в рамках закона, но не соответствуют духу. И, на мой взгляд, это прорыв, в том числе с точки зрения развития комплаенса в России в целом.
Второй важный факт о программе — это сознательный уход от формирования знаний исключительно только в одной области комплаенса, например антикоррупционного или санкционного. Соответственно, для нас очень важно дать учащимся прежде всего базовое понимание структуры комплаенса и универсальные знания, которые позволят понять, из каких элементов он должен состоять. В дальнейшем именно эти фундаментальные основы помогут построить абсолютно любой комплаенс. Я уверена, что в ближайшее время появятся совершенно новые области в этой сфере. Но они не будут пугать выпускника нашей программы.
Третья характерная черта программы заключается в содержании и наполнении понятия «комплаенс». Многие пытаются заменять этот термин словом «соблюдение», так как оно в большей степени применимо к российской практике. Но комплаенс — это возникшее на Западе понятие с более широким смыслом, поэтому категорически неправильно ограничивать его значение. Для его понимания рассматриваются и изучаются не только нормы российского права, но и зарубежные подходы, что является необходимым условием для успешного построения комплаенс-программы внутри организации. При игнорировании норм экстерриториального законодательства программа не достигнет стоящей перед организацией цели по управлению комплаенс-рисками. И те кейсы, которые существуют сегодня на российском рынке, как раз таки свидетельствуют о том, что зарубежный опыт вовсе не принимался во внимание.
Наконец, очень важная особенность — привлечение лучших специалистов, лидеров областей комплаенса со всей России. Это те люди, которые могут похвастаться не только статьями, учебными и теоретическими материалами, но и успешно созданными программами в крупных компаниях. Комплаенс невозможно купить как услугу, это то, что строится руками, и строится очень долго. Мне очень приятно видеть, что вместе со мной в Вышке работают замечательные преподаватели и настоящие специалисты, люди, достигшие определенного уровня зрелости в профессиональной сфере, готовые делиться своими знаниями и опытом. Мы постарались привлечь профессионалов из различных областей, за плечами которых есть большой накопленный опыт. Это дает студентам широкое видение того, каким бывает комплаенс, насколько многообразен этот род деятельности и как можно найти себя в профессиональной сфере, окончив нашу магистерскую программу.
— Есть ли аналогичные программы в зарубежных и российских университетах? Какие преимущества есть у программы Вышки перед ними?
— При создании нашей программы мы ориентировались на аналогичный опыт ведущих университетов Европы и США. В России за последние несколько лет стали создаваться подобные программы, и они будут появляться и развиваться дальше. Мне кажется, это прекрасно, ведь чем больше программ, тем больше конкуренция и тем лучше будет качество такого образования. Я, безусловно, позитивно отношусь к подобным возникающим программам и считаю, что всегда должен быть выбор, в том числе у слушателей, касательно того, какие знания и навыки они хотят получить. Вообще, появление и рост числа таких программ говорит о том, что на текущий момент профессия комплаенс-офицера является достаточно актуальной и специалисты этой отрасли пользуются спросом среди работодателей.
Одни из главных наших преимуществ — это преподаватели и наполнение программы. Комплаенс — это в первую очередь явление из практической области: нельзя по учебнику научиться плавать, так и комплаенсу нельзя научиться без практического погружения в работу и моделирования реальных бизнес-кейсов.
— Каких специалистов готовят на программе? Где могут работать ее выпускники?
— Я уже говорила об универсальности знаний, которые дает программа, поэтому наши выпускники могут работать совершенно в разных организациях. Исходя из личного опыта и опыта наших выпускников, могу сказать, что это не только компании частного сектора, но и государственные органы и компании некоммерческого сектора, от которых на сегодняшний день поступает огромное количество запросов на пополнение кадров, а также зарубежные организации и их представительства. Все это говорит о важности этого явления, о том, что есть необходимость в построении данного института.
Наши выпускники и студенты востребованы среди работодателей, поэтому уже за первый год обучения многие либо находят, либо меняют работу в сфере комплаенса, чему я очень рада.
Одна из задач программы — задавать стандарты качества. Работодатели должны знать, что студент, окончивший магистратуру «Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса» — это знак качества.
— С какими трудностями в работе сталкивается специалист сферы комплаенса и бизнес-этики? Какими, на ваш взгляд, «скилами» должен владеть грамотный современный сотрудник этой сферы?
— Самая большая трудность состоит в том, что многие ожидают от комплаенс-офицера умения писать документы. Скажу, что это не самое главное в данной профессии. Важно, чтобы сотрудник мог менять культуру внутри компании, формировать правильное поведение и понимать, что документы лишь оформляют такие отношения. Грамотный специалист должен совмещать знание законов со способностью оценивать уровень зрелости контрольной среды, должен знать, что нет универсальных средств, к каждой организации надо подбирать свой инструмент. А вот как раз скорость этого подбора зависит от качественного образования. На мой взгляд, специалист сферы комплаенса должен предъявлять высокие требования прежде всего к себе, постоянно сомневаться во всем и понимать, что нет предела совершенству.
— На что в большей степени направлено обучение — на приобретение фундаментальных теоретических знаний или на практическое овладение профессией?
— Конечно последнее! Программа предназначена для людей, которые будут получать теоретический материал и сразу же применять его в практике. Наши студенты обычно уже работают или ищут работу, и мы это только приветствуем, потому что они могут применить в своей деятельности знания, приобретаемые во время учебы в нашей магистратуре. Поэтому основной подход, который мы используем в процессе обучения, заключается в имитировании реальных ситуаций. Поясню: у нас нет стандартных экзаменов, мы обращаемся к практике компаний, где возникали различные сложные ситуации, восстанавливаем и разбираем корпоративные события, формируем выводы, смотрим, каким образом решались те или иные задачи и конкретные кейсы, и это сложно. Выучить материалы и ответить на вопросы по билетам не составляет труда, но мы не прибегаем к такой практике. Я всегда говорю студентам, что они могут пользоваться любой литературой, только им это не поможет, потому что мы главным образом учим думать.
— Мы затронули тему практической стороны обучения. Скажите, где студенты обычно проходят практику.
— Стажировки и практики студенты проходят в органах государственной власти, на предприятиях частного сектора, в компаниях с государственным участием. Среди наших партнеров такие крупные компании, как E&Y, Baker McKenzie, Midot, Deloitte, АТОН, Московская биржа, Lamoda Group и другие.
Многие наши выпускники приходят с запросом найти им на программе помощников, стажеров и младших специалистов. Это говорит о том, что формируется особый круг доверия среди тех, кто уже окончил нашу программу, и тех, кто еще учится. Не скрою, многие мои сотрудники когда-то учились на программах нашего института.
— Расскажите, пожалуйста, немного о вашем карьерном пути. Как вы пришли в сферу комплаенса и бизнес-этики?
— Конечно, изначально у меня не было мысли становиться комплаенс-офицером, скажу больше, я не знала, что это такое. По окончании Московской государственной юридической академии я специализировалась на финансовом праве и всегда стремилась работать юристом в финансовом секторе. По прошествии времени в мой функционал стало входить формирование требований зарубежных регуляторов и получение лицензий на территории других стран. Это в итоге привело к тому, что мне отдали направление комплаенс. Моя задача состояла в формировании всех тех требований, которые предъявляют к бизнесу зарубежные регуляторы, в том числе на территории других стран, поскольку группа компаний, где я работала, была представлена в разных уголках планеты — Европе, Азии и США.
Приходилось искать что-то общее для всех этих требований, определять, чем они отличались, чтобы в дальнейшем сформировать комплаенс-программу и целый комплекс мер и мероприятий для всей группы. На это у меня уходило очень много времени, потому что на тот момент не существовало учебных программ и магистратур по этой теме. У меня, конечно, были сертификации в рамках международных ассоциаций комплаенса, но получить именно фундаментальные знания было негде.
Чуть позже, когда у меня уже начала формироваться команда, я поняла, что очень сложно искать людей, которые понимали бы, что такое комплаенс. После общения с коллегами из других компаний выяснилось, что такие проблемы есть абсолютно у всех. Вот так личные потребности в подборе персонала сформировали мое желание заниматься образованием и делиться своим опытом. Умение делиться — это тоже про комплаенс.
— За что вы больше всего любите свою работу?
— Комплаенс я люблю за то, что это бесконечный процесс самосовершенствования. Никогда не наступит тот день, когда можно сказать: «Ну все, я уже построил идеальный комплаенс». Я всегда предъявляю себе новые требования, ставлю новые задачи и цели, потому что это уже стиль жизни, это живой механизм, который постоянно нужно улучшать, это не я как человек, не мои коллеги, это система внутри компании, которую надо формировать.
Глобальная цель, которую я перед собой поставила, — построить такой комплаенс, который будет помогать бизнесу достигать намеченных целей без моего участия. Это зрелое решение, но, к сожалению, не все к нему приходят.
— Что бы вы сказали будущим студентам программы «Международный комплаенс и этика бизнеса», какой бы совет дали?
— Прежде всего задайте себе вопрос: «Зачем?». Если вы ищете спокойную, понятную и прогнозируемую во всех отношениях работу, то, скорее всего, профессия в сфере комплаенса вам не подойдет. Он предназначен для людей, готовых менять и меняться, а это очень сложно. Важен не только собственный рост и развитие, а то, как ваш профессионализм повлияет на действия других людей и работу компании. На это нужно потратить очень много сил и ресурсов. Если понимаете, что вам это нравится, что готовы быть двигателем, задавать высокие планки и ставить жесткие рамки, быть примером, то наша программа полностью вам подходит. Ведь чтобы поменять окружающий мир, нужно начать с себя. Я всегда приветствую людей, которые горят идеей и хотят изменений, не боятся интересных сложных проектов. Бесстрашие, оптимизм и наличие высоких стандартов — вот слагаемые успеха.
19 августа в 18:30 в онлайн-формате состоится День открытых дверей магистерской программы «Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса». Зарегистрироваться на него можно здесь.
Подать документы для поступления можно на странице программы.
Вам также может быть интересно:
Формирование качественного спроса: методы привлечения иностранных абитуриентов в Вышку дают результаты
На заседании Ученого совета ВШЭ подведены итоги приема 2021/22 учебного года по отдельному конкурсу для иностранных граждан. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, на места с платой за обучение и на места, обеспеченные стипендиями правительства РФ, удалось набрать 2055 студентов из 156 стран.
Ученый совет ВШЭ подвел итоги приемной кампании 2021 года
Завершившаяся приемная кампания оказалась успешной по многим показателям. По качеству бюджетного приема в бакалавриат московский кампус ВШЭ сохранил 3-е место среди российских вузов, санкт-петербургский кампус поднялся с 6-го на 4-е место. Выросло число платных студентов в магистратуре, состоялся прием на все заявленные онлайн-программы.
Поступили правильно: подведены итоги приема в НИУ ВШЭ в 2021 году
По оценке ректора ВШЭ Никиты Анисимова, завершившаяся приемная кампания стала самой успешной в истории университета. Приводим основные факты и цифры, характеризующие прием в бакалавриат и магистратуру Высшей школы экономики в 2021 году.
Опубликованы списки приглашенных к поступлению в магистратуру ВШЭ на бесплатные места
12 августа на заседании Приемной комиссии были определены проходные баллы для каждой очной магистерской программы с бюджетными местами и местами за счет средств университета. Абитуриентам, включенным в списки приглашенных к поступлению, предлагается предоставить согласие о зачислении до 16 августа включительно. Также определены критерии заключения договоров — баллы, с которыми абитуриентов приглашают поступать на платные места.
«Мы будем искать новые способы доведения объективной и качественной научной информации до людей»
В подмосковном Солнечногорске 12 августа завершается работа Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов», образовательным партнером которого выступает Высшая школа экономики. Перед участниками пятой смены форума выступил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. Он назвал приемную кампанию этого года самой успешной в истории университета.
«ВШЭ в данный момент — один из флагманов спортивного образования в России»
Какие навыки требуются сегодня для управления спортивными проектами, где получить актуальные знания в этой области? Выпускники магистерской программы «Международный спортивный менеджмент и маркетинг» Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ рассказали новостной службе портала о своей работе в индустрии спорта и о том, что им дала учеба в Вышке.
«Приемная кампания этого года — самая успешная в истории ВШЭ»
Модель приема в российские вузы претерпевает изменения, становится все более персонализированной, одновременно растет ответственность обеих сторон — и абитуриента, и университета. О предварительных итогах приемной кампании на пресс-конференции в ТАСС рассказали ректор МГИМО Анатолий Торкунов, ректор МФТИ Дмитрий Ливанов и ректор ВШЭ Никита Анисимов.
Опубликованы списки «зеленой волны» бакалавриата ВШЭ
Все абитуриенты, выделенные в конкурсных списках зеленым цветом, приглашаются к поступлению в Высшую школу экономики. Им гарантированы бюджетные места или места за счет средств университета. Согласие на зачисление необходимо предоставить до 18:00 11 августа по местному времени кампуса.
Открыт прием документов на образовательные программы магистратуры ВШЭ
21 июня начала свою работу приемная комиссия магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Процесс подачи документов и все вступительные испытания пройдут в дистанционном формате.
ВШЭ открывает прием на 85 программ бакалавриата и сохраняет меры поддержки студентов
18 июня Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) начинает прием документов абитуриентов, желающих обучаться на программах бакалавриата. Университет окажет меры по поддержке студентов и направит на них более 3,8 млрд рублей, несмотря на дополнительные расходы во время пандемии.