На острие прогресса: университеты как ключевой элемент достижения Целей устойчивого развития
Реализация Целей устойчивого развития может обеспечить прорыв в построении лучшего будущего для молодых поколений, а университеты находятся в авангарде этого процесса. Как обучать будущих лидеров, принимающих решения, концепциям устойчивого развития и делать само образование все более практико-ориентированным, говорили представители университетов из разных стран мира на сессии «На острие прогресса: университеты как ключевой элемент достижения ЦУР» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.
Новые курсы, исследования, экспертиза
Значение Целей устойчивого развития (ЦУР) и роль университетов в продвижении ESG-повестки, с одной стороны, растет, с другой — ставит новые вызовы и задачи.
Декан Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Александр Сорокин отметил, что активности университетов по тематике ЦУР сейчас выстраиваются по трем основным направлениям: образование, исследования, а также консультации и экспертиза. В рамках первого направления формируется множество различных курсов, посвященных социологии, политологии, городской среде, экологии. По линии исследований открываются различные лаборатории и центры для молодых людей. Последнее направление — консультации и экспертиза — является самым обширным и включает в себя большое количество таких активностей, как разработка стратегий для социально-экономического развития городов, мониторинг школьной среды, развитие предпринимательства среди молодежи, изучение проблем миграции и мобильности молодежи, развитие университетских кампусов и многие другие, поясняет Александр Сорокин.
При этом, по его словам, полноценному распространению практик и укоренению новых принципов УР мешает мискоммуникация между университетами в этом вопросе.
В то же время «много научных инициатив исходит от студентов и партнеров», добавляет директор Центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центра) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Анна Веселова. Поэтому важно развивать различные аналитические направления, чтобы у инициативных групп была возможность реализовывать свои идеи. «В рамках деятельности в области УР мы открываем различные курсы и программы, которые связаны с устойчивым развитием», — отмечает Анна Веселова. Уже открыто три таких программы, чтобы студенты, «мечтающие изменить мир», могли получать полезные, нужные и актуальные знания. Дополнительно открываются и краткосрочные программы для состоявшихся профессионалов. «Данная область становится все более и более актуальной и важной для нашего мира, следовательно, и полученные знания будут важны как, например, для финансистов, так и для маркетологов», — добавляет Анна Веселова.
Повышение качества образования
«Тот, у кого есть преимущество во всеобъемлющей национальной мощи устойчивого развития, может заложить прочную основу и гарантию своего собственного выживания и развития», — подчеркивает Джеймс Пепрах, декан факультета экономики Университета Кейп-Кост в Гане. Знания в области ЦУР помогают сейчас быть более конкурентоспособным на рынке труда, добавляет он.
«Улучшение процесса подготовки специалистов в среде, уже похожей на рабочую, поможет студентам быстрее адаптироваться и ускорить рабочие процессы в том числе», — соглашается Марина Карпицкая, декан факультета экономики и управления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы в Белоруссии. Здесь, продолжает она, важно взаимодействие университета с внешними стейкхолдерами, различными предприятиями и заказчиками кадров: параллельно происходит обучение не только студентов, но и представителей реального сектора экономики, открываются технопарки и бизнес-инкубаторы. Также создаются центры уникального оборудования, которые помогают студентам погружаться в профессию, внедряя в процесс обучения языки профессиональных компетенций, IT и дисциплинарности.
«Образование нужно получать в течение всей жизни», — отмечает Зубираш Смагулова, декан Высшей школы экономики Международного университета Астаны. Поэтому необходимо помогать развиваться не только студентам, но и педагогам. В Казахстане, по ее словам, серьезная нехватка педагогических кадров и школьных учреждений, в особенности в больших городах, где спрос на образование велик, поэтому университет сейчас «делает большой упор на развитие педагогического состава», добавляет Зубираш Смагулова.
Повышать качество соответствующего образования помогает и активное привлечение зарубежных преподавательских кадров. «В этом есть и преимущества для университета, ведь его рейтинг повышается», — отмечает Умут Абдылдаева, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Кыргызского государственного технического университета имени И. Раззакова.
Инклюзия и социально-эмоциональное культурное развитие
Один из аспектов развития ЦУР в университетах — создание комфортных условий для людей с ограниченными возможностями. В частности, по словам Джеймса Пепраха, Университет Кейп-Кост предлагает проекты по формированию комфортной инфраструктуры и улучшению среды для уязвимой части общества.
«Необходимо гарантировать инклюзивное и справедливое качественное образование и продвигать возможности обучения на протяжении всей жизни для всех», — соглашается начальник управления мониторинга качества образования белорусского Национального института образования Вячеслав Короткевич.
Также важно развивать социально-эмоциональный интеллект детей, подростков и молодых людей, добавляет он. В Республике Беларусь, продолжает спикер, создается образовательная система, которая направлена на развитие социально-профессиональных навыков от уровня дошкольного обучения до аспирантуры.
Умут Абдылдаева отмечает также, что в этом ключе имеют значение университетские проекты, направленные на социальное развитие. «Важно, чтобы студенты интересовались в том числе не только академическими проектами, направленными на расширение знаний и научного кругозора, но и личностно ориентированными проектами, влияющими на социальное и культурное развитие людей», — подчеркивает она.
Роль государства
«Работа по достижению целей ESG невозможна без налаживания партнерских отношений на глобальном, региональном и местных уровнях», — отмечает начальник Управления международного партнерства НИУ ВШЭ Ксения Шевцова.
Ван Ци, профессор китайского Университета Цинхуа, напомнил о значении роли государства в реализации ЦУР. В обязанности государства как раз входит сплочение всех групп людей для достижения ЦУР и создания общества «сяокан» (общества «малого благосостояния»), сказала она. «Китайские университеты глубоко изучили эту концепцию и предоставили мощную теоретическую поддержку», — отмечает профессор.
Благодаря господдержке в Китае успешно реализуются крупные научно-исследовательские проекты в области устойчивого развития: в стране более 2000 официально зарегистрированных неправительственных организаций по охране окружающей среды, создано более 100 экспериментальных зон для устойчивого развития. Более 270 университетов по всей стране создают факультеты и открывают новые дисциплины, посвященные охране окружающей среды, чтобы внести свой вклад в национальную стратегию экологического развития. «Всесторонняя поддержка соответствующих национальных стратегий является одним из способов укрепления университетами своих возможностей в достижении ЦУР», — резюмирует Ван Ци.
Индикаторы и цели в рамках ЦУР
Как оценивать работу, в том числе вузов, в продвижении ЦУР? На какие цели ориентироваться? Зубираш Смагулова для ответа на эти вопросы предложила посмотреть на результаты соцопросов. Респонденты, по ее словам, на первое место ставят хорошее здоровье и благополучие, на второе — качественное образование, на третье — ликвидацию нищеты, далее в списке значимых достижений ЦУР следуют достойная работа и экономический рост, за ними — чистая вода и санитария. Перечисленные цели и стоят во главе определения проектной деятельности университета, добавляет она.
Умут Абдылдаева предложила семь критериев, которые «фиксируют достижения в области внедрения ЦУР»: качественное образование, улучшение науки и образования, улучшение качества человеческих ресурсов, расширение международной коммуникации, цифровизация как дальнейшая стратегия развития инфраструктуры университета, социальная и образовательная работа, развитие инфраструктуры, безопасности и эффективной среды.
Ова Кандра Дьюи, руководитель междисциплинарной программы магистратуры по городскому и региональному планированию Университета Индонезии, рассказала о разработанном ее университетом первом и единственном рейтинге университетов, который оценивает их экологичность. Польза этого рейтинга для университетов состоит в том, что он помогает повысить осведомленность о проблемах ESG-направленности по всему миру, создает единую для всех стран единицу измерения, способствует социальным изменениям и действиям, добавила она.
Данный рейтинг включает в себя такие показатели, как развитость инфраструктуры, энергетические и климатические изменения, выбросы, качество воды, развитие транспорта, уровень образования и исследований. Также в рамках рейтинговой деятельности индонезийский университет предлагает дополнительные услуги, например проведение консультаций и ивентов по УР или повышение узнаваемости университета и создание бренда.
Текст: Елизавета Логинова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Разработаны национальные стандарты в области трансфера технологий
Соответствующие приказы были подписаны Росстандартом и вступят в силу с 2025 года. Документы были разработаны техническим комитетом по стандартизации «Устойчивое развитие» (ТК 115), одним из членов которого является Высшая школа экономики. Появление стандартов по трансферу технологий будет способствовать повышению результативности реализуемых проектов и гармонизации коммуникаций между их участниками.
Создание устойчивого будущего: Вышка запустила платформу поддержки природно-климатических проектов
17 октября 2024 года на факультете географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ прошла презентация цифровой платформы, созданной для поддержки природно-климатических проектов (ПКП). Эти проекты играют важную роль в достижении целей Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года и в реализации корпоративных климатических стратегий.
На ВЭФ обсудили ответственность, устойчивое развитие и деловую репутацию бизнеса
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов принял участие в Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024). Он выступил модератором сессии «Ответственный бизнес как основа устойчивого развития государства», где обсуждался ЭКГ-рейтинг, ставший национальным стандартом «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности».
Ученый НИУ ВШЭ оптимизировал решение задачи по гидродинамике
Доцент департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ Роман Гайдуков смоделировал движение жидкости вокруг вращающегося диска с малыми неровностями. Разработка делает возможным предсказание поведения потока жидкости без мощных суперкомпьютеров. Результаты опубликованы в журнале Russian Journal of Mathematical Physics.
Здоровое питание как инструмент экономии: пути снижения затрат на здравоохранение в России
В России ежегодные затраты на лечение только сахарного диабета второго типа составляют больше 500 млрд рублей. Продвижение программ здорового питания может снизить нагрузку на систему здравоохранения и увеличить продолжительность жизни. К таким выводам пришли экономисты из НИУ ВШЭ, проанализировав мировой опыт участия государства в популяризации здорового образа жизни.
Технологии спутниковой связи и культура Русского Севера: новые экспедиции «Открываем Россию заново»
С мая по август в 15 регионах страны состоялось 19 экспедиций третьего сезона проекта «Открываем Россию заново» — межуниверситетской программы студенческих экспедиций, которая реализуется НИУ ВШЭ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и программой Росмолодежи «Больше, чем путешествие» при поддержке Русского географического общества и Ассоциации волонтерских центров. Сейчас продолжаются еще 10 выездов участников проекта. Планируется, что до ноября 2024 года экспедиции охватят 26 регионов России, а всего за год в программе примут участие 1,2 тыс. студентов. Всего за 8 лет реализации проекта его участниками стали более 7 тыс. человек.
Результаты исследований Вышки легли в основу доклада ООН по волонтерству
Первый Региональный обзор о волонтерстве в Центральной Азии был представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в рамках программы ежегодного Политического форума высокого уровня ООН. Материалами для подготовки документа стали в том числе результаты работы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Автором текста обзора выступил главный эксперт центра Вячеслав Иванов.
При участии НИУ ВШЭ разрабатывается стратегия развития молодежного походного туризма
Высшая школа экономики и команда проекта «Походы первых — Больше, чем путешествие» ведут работу над стратегией развития походного туризма среди молодежи до 2030 года. Идеи для включения в документ будут представлены в сентябре на Всероссийском туристическом слете «Больше, чем путешествие» в Красноярске. На проектной сессии в Вышке началась работа над предложениями, которая объединила заслуженных путешественников России и тропостроителей, представителей вуза, федеральных органов исполнительной власти и подведомственных организаций, Росзаповедцентра Минприроды России, особо охраняемых природных территорий.
Опубликованы списки рекомендованных к получению льготы по проекту «Социальный лифт»
На итоговом заседании экспертная комиссия утвердила список участников проекта «Социальный лифт», которые могут претендовать на получение льготы при поступлении в бакалавриат или специалитет НИУ ВШЭ в этом году. Ими стали 618 участников. Ознакомиться со списком можно по ссылке. «Социальный лифт» реализуется во всех городах присутствия НИУ ВШЭ: Москва, Санкт-Петербург, Пермь и Нижний Новгород. В 2024 году выделено 264 места для поступающих в рамках проекта.
НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ
Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.