Преподаватели НИУ ВШЭ провели занятия в центрах концентрации талантов в регионах
В 2023 году 23 преподавателя Вышки побывали в школах, занимающих высокие позиции в рейтингах, а также в центрах для одаренных детей и других образовательных организациях 16 субъектов Российской Федерации — от Калининградской области до Приморского края. В программу их пребывания были включены образовательные интенсивы, мастер-классы и научно-популярные лекции как для школьников, так и для педагогов. Организатором поездок выступила Дирекция по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ.
Одно из направлений деятельности Дирекции по работе с одаренными учащимися — взаимодействие с региональными центрами концентрации талантов. В их число входят прежде всего школы, занимающие высокие позиции в рейтингах (в том числе базовые школы НИУ ВШЭ), и центры дополнительного образования детей, созданные по модели «Сириуса».
Тамара Протасевич
«Мы видим свою задачу в том, чтобы способствовать развитию ребят, которые демонстрируют высокие образовательные результаты и активно участвуют во всероссийских интеллектуальных состязаниях, — поясняет директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Тамара Протасевич. — Нам хотелось бы привлечь внимание таких ребят к образовательным программам университета, рассказать о широких возможностях, которые появляются у старшеклассников, участвующих в олимпиадах Вышки».
Для решения этой задачи дирекция ежегодно направляет преподавателей в региональные центры концентрации талантов. Например, они участвуют в профильных сменах и летних школах для детей, выступают перед учителями. Всех их объединяет живой интерес к работе со школьниками, понимание методических и психолого-педагогических особенностей обучения детей разных возрастов, умение просто и доступно рассказать о самых сложных аспектах своей науки.
В 2023 году среди командируемых были как ведущие преподаватели университета, в том числе занимающие административные должности, так и начинающие коллеги.
Александра Скрипченко
«Моя мама родом из Самарской области, поэтому мне всегда хотелось активно участвовать в образовательной повестке моей исторической родины — мотивировать одаренных ребят к занятиям математикой, общаться с коллегами из самарских школ и университетов, — рассказывает декан факультета математики НИУ ВШЭ Александра Скрипченко. — Да и в целом интересно разобраться, как увлечь фундаментальной наукой школьников, которые родились в индустриально развитом и не лишенном математических традиций, но удаленном от столиц регионе».
По оценке декана, поездка в Самару помогла ей сильно продвинуться в этом направлении: она посетила «две замечательные школы», в том числе Самарский медико-технический лицей — базовую школу НИУ ВШЭ, прочитала в каждой из них лекцию по математике и ответила на вопросы «очень живой и благодарной аудитории». Ребята интересовались, почему одни направления математики развиваются быстрее, чем другие, как организован день ученого, чему учат в Вышке и чем она отличается от МГУ, а также где можно попробовать себя в решении исследовательских, а не олимпиадных задач. Помимо этого, они задавали вопросы о самарском землячестве в Москве.
«Мне же хотелось узнать, как они выбрали специализацию в школе, чем живут, помимо подготовки к ЕГЭ, какие у них любимые места в Самаре и чем планируют заняться дальше. Очень надеюсь, что некоторые из моих слушателей будут вспоминать эту встречу как важный эпизод в своей биографии, определивший в чем-то их выбор», — подытоживает Александра Скрипченко.
Преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике Алексей Старченко был приглашен во Владивосток — в Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус.Приморье», где провел смену для старшеклассников, увлеченных изучением русского языка и лингвистики.
Алексей Старченко
«Неполная неделя — очень короткий срок, но за это время удалось многое успеть. В плотное расписание вмещается три ежедневных двухчасовых занятия, а после — учебные мероприятия в других форматах и подготовка с сотрудниками образовательного центра к театральному выступлению на закрытии смены. По-моему, за эти несколько дней удалось обсудить то, на что в размеренном темпе еженедельного кружка ушло бы не меньше полугода», — рассказывает Алексей Старченко.
На его занятиях ребята рассматривали вопросы фонетики, сложные места русской грамматики, переводили венгерские названия деревьев и читали древнерусские тексты. «Меня всегда восхищает, насколько быстро увлеченные школьники могут разобраться в новой сложной теории, какие глубокие вопросы задают и как уверенно справляются со сложными заданиями. На смене это чувствовалось особенно ярко. Надеюсь, мы еще встретимся с ребятами или на будущих сменах, или, может быть, уже на занятиях в нашем университете», — отмечает преподаватель Вышки.
Урал Ибрагимов
Доцент Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ Урал Ибрагимов провел в Красноярском институте повышения квалификации трехчасовой мастер-класс «Проверяем идею», в котором приняли участие старшеклассники Красноярска и Назарово, а также Емельяновского и Уярского районов. В командах они разрабатывали бизнес-проекты, проверяли на жизнеспособность свои бизнес-идеи. Для многих школьников это был первый опыт создания собственного проекта. Также Урал Ибрагимов провел экспертную сессию для педагогов в рамках IV Краевого фестиваля технологических идей.
Доцент факультета права НИУ ВШЭ Наталья Ростовцева побывала в Иркутске — в образовательном центре «Персей», где проходила профильная смена для ребят, участвующих в олимпиадном движении по обществознанию и праву.
«Наталья Владимировна Ростовцева — специалист высочайшего класса и всегда желанный гость на мероприятиях подобного толка, — рассказывает руководитель Центра развития конкурсного движения и детских инициатив ОЦ «Персей» Вера Самодурова. — В течение трех дней она провела занятия с ребятами в форме игр, диспутов, интервью. Удалось разобрать сложные олимпиадные задачи по праву, нормы, регулирующие наследственные отношения, новые юридические конструкции, которые необходимо изучить при подготовке к олимпиадам».
В рамках обратной связи руководство ОЦ «Персей» получило позитивные отзывы участников смены о работе преподавателя Вышки. Дети были удовлетворены ответами на все возникающие вопросы, особо отметив грамотную речь и дружескую атмосферу на занятиях. «Для таких региональных центров, как “Персей”, приглашение преподавателей НИУ ВШЭ — это возможность приобщить ребят к научной деятельности, помочь им выйти на более высокий уровень, открыть новые горизонты, сориентировать на поступление в ведущие вузы», — считает Вера Самодурова.
В Рязани побывали сразу три представителя НИУ ВШЭ — доцент факультета социальных наук, академический руководитель образовательной программы «Психология» Александр Вечерин, старший преподаватель факультета права Дмитрий Максимов и старший преподаватель факультета городского и регионального развития Каринэ Никогосян. Они провели лекции, мастер-классы, профориентационные и научно-просветительские воркшопы для учеников трех базовых школ НИУ ВШЭ — лицея №4, гимназии №2 и школы №14.
Директор лицея №4 Ирина Масалова высоко оценила работу коллег. В благодарственных письмах она отметила, что Александр Вечерин «сумел выбрать актуальный и доступный для школьников формат, что свидетельствует о высоком уровне его профессионализма». Дмитрий Максимов помог ребятам «погрузиться в сложные правовые проблемы, проверить на практике свои знания и умения в современной правовой ситуации глобального рынка». Занятия Каринэ Никогосян охарактеризованы как «творческая мастерская, где подростки погружаются в мир городского планирования».
В свою очередь, Эльмира Мухтярова, замдиректора лицея №78 им. А.С. Пушкина, базовой школы НИУ ВШЭ в городе Набережные Челны, отмечает «отличный формат мастер-классов, интересную практическую часть, полезную информацию по олимпиадам и конкурсам» — все то, что получили ребята, принявшие участие в занятиях по культурологии с доцентом факультета гуманитарных наук Еленой Карпенко.
Дирекция по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ планирует и в дальнейшем развивать сотрудничество с центрами концентрации талантов в регионах, предоставляя ребятам возможности для проявления и развития способностей.