• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четвертая Летняя школа для учителей

Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ провела четвертую летнюю школу для учителей средних школ и методистов научно-методических центров. Рассказывают руководитель этой дирекции Тамара Протасевич и заместитель заведующего отделением программной инженерии ВШЭ Римма Ахметсафина.

— Тамара Анатольевна, в этом году на Летнюю школу приехали учителя математики, экономики, информатики, обществознания и впервые — истории. С чем это связано?

— Как я уже говорила в своем интервью для новостной службы портала, предметная специализация наших летних школ определяется, прежде всего, направлениями олимпиадных состязаний. В этом году в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Министерством образования и науки РФ, вошла олимпиада НИУ ВШЭ по истории, и в связи с этим в рамках школы была организована группа для учителей истории. Как и в работе с учителями других специальностей, в случае с учителями истории наша задача — способствовать  повышению их профессиональной квалификации в работе с одаренными школьниками. Мы уверены, что учитель, обладающий необходимыми методическими знаниями и умениями в работе с детьми, может, во-первых, помочь способным школьникам в подготовке к олимпиадам (которые с каждым годом становятся все более серьезным интеллектуальным испытанием), а во-вторых, выявить и развить потенциал ребят для будущих достижений.

— Каков был состав прошедшей школы? Из каких регионов приехали учителя в этом году?

— География наших участников с каждым годом расширяется. В этом году на школе были представлены учителя из 33 регионов России: самая большая группа — 18 учителей приехали из Якутии, 9 человек приехали из  Белгородской области, из Красноярского края — 8, из Мурманска – 7 человек, также были слушатели из Татарстана, Южной Осетии, Ханты-Мансийска, Чувашии и Киргизии. Всего в школе приняло участие 177 слушателей. Если же говорить об иных, неколичественных, характеристиках аудитории, то к нам идут заинтересованные, увлеченные своим делом педагоги. По отзывам экспертов, преподававших на летней школе, слушатели демонстрировали искреннюю готовность воспринимать новую информацию, задавали множество дополнительных вопросов, с неохотой отпускали преподавателей после занятий.

— Каковы условия участия в школе для учителей?

— Для слушателей школа бесплатна, также мы помогаем им с местом проживания в Москве, дорогу и питание они оплачивают самостоятельно. Насколько мы знаем, многих учителей делегируют образовательные учреждения.

— В каком формате проходят занятия Летней школы?

— Занятия проходят в очной форме: ежедневные лекции, семинары, мастер классы. В этом году занятия проводились в здании ВШЭ в Малом Гнездниковском переулке. Его удобное расположение позволило нашим слушателям разнообразить свою культурную программу, предполагаю, что они побывали практически во всех театрах, расположенных в центре Москвы. В этом году для слушателей подготовлен углубленный курс, посвященный психолого-педагогическим аспектам выявления одаренности, его провела психолог, лауреат премии Правительства РФ в области образования Елена Леонидовна Мельникова. Помимо лекций, семинаров, мастер-классов, тренингов в этом году для учителей обществознания и истории был организован выездной семинар в Центральной избирательной комиссии РФ, где прошла встреча наших слушателей с ее председателем Владимиром Евгеньевичем Чуровым.

— Как вы оцениваете результаты этой школы?

География наших участников с каждым годом расширяется. В этом году на школе были представлены учителя из 33 регионов России: самая большая группа — 18 учителей приехали из Якутии, 9 человек приехали из  Белгородской области, из Красноярского края — 8, из Мурманска – 7 человек, также были слушатели из Татарстана, Южной Осетии, Ханты-Мансийска, Чувашии и Киргизии.

— Каждый год мы собираем участников отзывы по окончании школы; судя по ним, эта школа действительно прошла плодотворно, причем было интересно не только учителям, но и тем, кто вел с ними занятия — эксперты отметили высокий уровень подготовки слушателей школы. Нам, конечно, приятно получить высокую оценку уровня организации школы и качества преподавания, но основной результат, который мы можем увидеть только спустя некоторое время, — это количество и уровень подготовки школьников, которых подготовят к олимпиадам слушатели нашей программы. Ранее прошедшие олимпиады позволяют надеяться, что таких школьников будет немало.

Комментарий руководителя программы Летней школы по информатике, заместителя заведующего отделением программной инженерии ВШЭ Риммы Ахметсафиной:

— В этом году Летняя школа для учителей информатики прошла во второй раз. И нам было приятно видеть среди участников знакомые лица. Как признались сами учителя, некоторые из них решили приехать к нам еще раз потому, что у них накопились вопросы к преподавателям, других заинтересовала новая программа. На мой взгляд, желание повторно поучаствовать в школе — лучшее признание для ее организаторов. В этом году мы полностью посвятили занятия особенностям работы с одаренными ребятами, подготовке к олимпиадам и решению усложненных заданий. Программа была очень разнообразной. Она  включала в себя лекции Ольги Максименковой по языку программирования C#. Слушателям рассказали о некоторых алгоритмах, которые могут пригодиться в решении олимпиадных задач. Константин Дегтярев посвятил свои занятия сложностям, с которыми сталкиваются вчерашние школьники во время адаптации к учебе в университете, и их преодолению. Большой интерес вызвали лекции Михаила Густокашина, одного из организаторов Московской олимпиады по информатике для школьников, о различных аспектах подготовки к олимпиадам. По окончании занятий участники проходили тестирование, результаты которого говорят об их серьезном отношении к учебе в рамках Летней школы.

Людмила Мезенцева, Виктория Носик, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.