• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники духовных учебных заведений повысили квалификацию в области ИИ

Сотрудники духовных учебных заведений повысили квалификацию в области ИИ

© Высшая школа экономики

Завершился трехдневный курс повышения квалификации «Принципы, методы и этические аспекты использования искусственного интеллекта», организованный НИУ ВШЭ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) для представителей духовных учебных заведений. Итогом курса стала презентация слушателями идей проектов по применению искусственного интеллекта.

Идея проведения этого курса возникла три месяца назад. Как пояснил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, она заключалась в том, чтобы ознакомить коллег из духовных учебных заведений с возможностями применения генеративных моделей, продемонстрировать примеры и помочь структурировать имеющиеся знания. В программу также была включена разработка слушателями идей собственных проектов и их обсуждение с экспертами университета.

Сергей Рощин
© Высшая школа экономики

По мнению ректора ОЦАД протоиерея Максима Козлова, в любом вузе сегодня необходимо понимать, как учитывать реалии применения искусственного интеллекта при написании выпускных квалификационных и научных работ, при проведении промежуточной и итоговой аттестации. Не менее важна этическая оценка использования искусственного интеллекта в академической среде, а для духовных учебных заведений — еще и богословская.

Занятия продолжались с 19 по 21 февраля на двух площадках — в ОЦАД на Пятницкой улице и в Вышке на Покровском бульваре. Преподаватели факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ прочли лекции и провели практические занятия, посвященные различным аспектам применения ИИ. Лекция доцента Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Анастасии Углевой была посвящена академической этике, а лекция доцента ОЦАД протоиерея Владимира Шмалия — искусственному интеллекту в богословских исследованиях и образовании.

Одним из слушателей курса стал иерей Андрей Лысевич — проректор Московской духовной академии, священник храма Бориса и Глеба в Дегунино.

Иерей Андрей Лысевич
© Высшая школа экономики

«Курс дал возможность погрузиться в тематику, которая в общих чертах была мне знакома — в свое время я окончил Нижегородский госуниверситет по специальности «Радиофизика и электроника» и продолжаю интересоваться техническими науками, — рассказывает он. — Теперь же при поддержке грамотных педагогов удалось лучше понять новое технологическое поле, в котором мы все живем. Мы говорили не только про цифры и алгоритмы, но и про реальную жизнь».

По мнению иерея Андрея Лысевича, программа курса была составлена очень грамотно. Каждый день начинался с «разогревающей» лекции, второе занятие — максимально нагруженное информацией, а третье, завершающее, — обобщения, возвышенная теория, которая настраивает на философский лад. «Преподаватели чувствовали аудиторию и когда речь шла о технологиях, адаптировали материал. Например, Евгений Соколов с факультета компьютерных наук излагал информацию очень доступно, но мы видели, что за каждым его словом — глубокие знания математики, статистики, программирования», — отмечает слушатель.

Эту точку зрения разделяет Андрей Гусев, начальник управления образовательных программ ОЦАД, выпускник магистерской программы «Государственно-конфессиональные отношения. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». На курсе по искусственному интеллекту он также выступил в роли слушателя. По его мнению, тема ИИ очень мифологизирована, к ней относятся с настороженностью: «Возможно, некоторым коллегам удалось эту настороженность преодолеть и прийти к выводу, что с генеративными моделями можно и нужно работать».

Всех слушателей разделили на проектные группы, и группа, в которую входил Андрей Гусев, предложила идею использования генеративных моделей для совершенствования проповедей.

«Священнослужители регулярно их произносят, и они должны быть интересными, положительно влиять на людей, достигать коммуникационных целей, — рассказывает он. — Но коллегам далеко не всегда удается подготовиться к проповедям — найти логические ходы, метафоры, примеры, иллюстрации и при этом не повторяться. Искусственный интеллект поможет им создавать действительно хорошие проповеди с опорой на тысячелетние традиции христианской церкви, а заодно экономить время».

По итогам курса некоторые слушатели задумались о необходимости дальнейшего совершенствования IT-компетенций.

Андрей Гусев вспоминает, что на занятиях неоднократно упоминался язык программирования Python, который осваивают все студенты Вышки: «Теперь мне хотелось бы подробнее узнать, что это такое и чем он может быть полезен в моей работе». Иерей Андрей Лысевич предполагает, что еще вернется в Вышку для изучения технических аспектов ИИ. «Курс по применению искусственного интеллекта был обзорным, формирующим наше мировоззрение, и эта цель достигнута. Туман рассеялся, и мы видим перспективы дальнейшего движения», — резюмирует он.

По итогам курса слушатели получили два удостоверения о повышении квалификации — от НИУ ВШЭ и ОЦАД. На церемонии вручения проректор ОЦАД Евгений Пилипенко поблагодарил коллег из Вышки за организацию обучения.

Евгений Пилипенко
© Высшая школа экономики

«Преподаватели сумели найти к нам подход, проявили умение адаптировать знания, сделали это с большой открытостью — в диалоге, во взаимодействии со слушателями, отвечая на любые вопросы и участвуя в дискуссиях. От искусственного интеллекта обычно ожидают каких-то мистических и полумистических далей и сложностей, а основой нашего курса стал здоровый прагматизм и реализм», — подчеркнул он.

В свою очередь, Сергей Рощин отметил, что инструменты, которые мы называем искусственным интеллектом, развиваются быстрее, чем мы успеваем их осваивать. Так что перед коллегами из высшей школы, и НИУ ВШЭ здесь не исключение, стоит задача постоянного обучения и самообучения. Он напомнил, что Вышка сотрудничает с ОЦАД более десяти лет, и констатировал, что очередной курс оказался полезен всем, кто принимал в нем участие, — как слушателям, так и преподавателям.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и «Яндекс» проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование» открывают набор на участие в олимпиаде Artificial Intelligence and Data Analysis Olympiad (AIDAO). Это первая совместная олимпиада по искусственному интеллекту университета и ИТ-компании для студентов разных стран. Участники попробуют силы в решении сложных задач из сферы науки и индустрии и познакомятся с экспертами из Вышки и «Яндекса», а победители получат денежные призы.

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.

Красота в деталях: ученые Вышки и AIRI разработали метод высококачественного редактирования изображений

Исследователи Центра ИИ НИУ ВШЭ, AIRI и Бременского университета разработали новый метод редактирования изображений на основе глубинного обучения — StyleFeatureEditor. Он позволяет точно воссоздавать мельчайшие детали изображения и сохранять их при редактировании. С его помощью пользователи смогут изменять цвет волос или выражение лица без потери качества изображения. Результаты работы опубликованы на самой цитируемой конференции по компьютерному зрению CVPR 2024.

Победители Международной олимпиады по ИИ поступили в НИУ ВШЭ

В середине августа в Болгарии состоялся финал первой Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников. Сборная России показала отличный результат: в научном туре команда завоевала золотые медали, в практическом — серебряные и оказалась первой по сумме баллов за оба тура. Два участника сборной в этом году стали студентами факультета компьютерных наук ВШЭ.

В систему добровольной сертификации в области ИИ «Интеллометрика» включены первые лаборатории

В России вступает в действие система добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика», использующая методический подход, разработанный учеными Высшей школы экономики. Допуск получили первые три лаборатории, которые смогут проводить испытания в сфере ИИ и выдавать по их итогам соответствующие протоколы, и один орган по сертификации.

В Вышке изучили, как студенты российских вузов осваивают технологии ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует масштабы и условия обучения технологиям искусственного интеллекта в университетах страны, для которых это становится важной частью подготовки высококвалифицированных кадров не только в сфере ИКТ, но и в других отраслях экономики. Исследование реализуется в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» при поддержке Минэкономразвития России.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

Территория будущего: Вышка Онлайн принимает участие в фестивале «Москва 2030»

Пространство онлайн-кампуса НИУ ВШЭ открылось на фестивале «Территория будущего. Москва 2030», который проходит на нескольких знаковых площадках столицы в августе — сентябре. Гостей Вышки Онлайн ждут лекции и мастер-классы, карьерные консультации, нетворкинг, VR-квесты и развлечения.

Искусственный интеллект с Харизмой

Высшая школа экономики активно использует передовые цифровые технологии в науке и образовании. Рассказываем в нашей статье о том, как суперкомпьютер помогает исследователям университета.

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT

Этим летом студенты нескольких направлений подготовки НИУ ВШЭ — «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» — впервые использовали нейросеть в процессе написания дипломных и курсовых работ. Университет разрешил применять возможности YandexGPT, генеративной технологии Яндекса, для решения заранее определённого перечня задач, на которые обычно у студента уходит много времени. Она помогала собирать, анализировать и обобщать информацию, проверять текст на ошибки и править оформление, а также разбираться в сложных темах и структурировать ход размышлений.