• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

© Высшая школа экономики

 

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Проблемы общие, решения разные

Евгений Терентьев

«Мы говорили о проблемах вузов в странах БРИКС и вариантах их решения, — рассказал Евгений Терентьев, директор Института образования ВШЭ. — Планируем вместе исследовать, обмениваться лучшими практиками и открывать совместные программы, таким образом создавая общее образовательное поле».

Неравенство в доступе к образованию стало ключевой темой обсуждения. Это общая проблема для стран БРИКС: везде есть регионы, особенно сельские, где сложно получить хорошее образование из-за нехватки школ, учителей и оборудования. Участники обсудили, как исследования в этой области могут помочь разработать стратегии по преодолению неравенства и развитию человеческого капитала.

Эксперты отметили, что важно учитывать культурные особенности каждой страны. В Китае, например, студенты редко задают вопросы из-за традиций, а в Индии доступ к образованию ограничен кастовой системой. Это показывает, что для борьбы с неравенством нужны гибкие подходы, учитывающие специфику каждой страны.

Будущему нужен STEM

Страны БРИКС активно развивают инженерное образование, понимая, что технологические профессии играют ключевую роль в будущем экономическом росте. Во время летней школы одна из участниц представила исследование, в котором сравнила учебные программы инженерных вузов России и Китая. В Китае обучение ориентировано на практику и сотрудничество с реальными предприятиями, тогда как в России акцент — на фундаментальные теоретические знания.

 

Тем не менее во всех странах сохраняется общая проблема разрыва между программами вузов и запросами работодателей. Как отметил Евгений Терентьев, «университеты адаптируются медленно, а рынок труда меняется быстро». Это особенно заметно в технологических профессиях, где знания устаревают буквально в течение года. Это означает, что высшим учебным заведениям необходимо не только оперативно пересматривать свои программы, но и активно взаимодействовать с индустрией, чтобы готовить специалистов, востребованных сейчас, а не в прошлом десятилетии.

Границы вузам не нужны

Пандемия и мировая напряженность последних лет осложнили международное сотрудничество в образовании. Лиджоу Ванг из университета Токио отметила, что новые ограничения затруднили обмены между вузами разных стран.

В ответ на эти вызовы ученые предложили идею «интернационализации на дому». Она позволяет студентам участвовать в международных лекциях и семинарах онлайн, оставаясь в своей стране. Такой подход открывает доступ к обучению у ведущих мировых преподавателей и дает возможность взаимодействовать с зарубежными коллегами без проблем с визами и лишних расходов на поездки.

На школе также обсудили идею единой системы признания дипломов БРИКС. Это упростит трудоустройство выпускников в любой стране объединения и повысит ценность их дипломов на мировом рынке труда. Такой шаг усилит академическую мобильность и расширит сотрудничество между странами БРИКС.

Сильные игроки на образовательном поле

Сотрудничество в образовании между странами БРИКС дает реальные преимущества. Во-первых, это масштаб: 40% мирового населения живет в этих странах, что создает большие возможности для обмена знаниями. Во-вторых, разнообразие: образовательные системы в странах БРИКС сильно различаются, что помогает находить новые, интересные решения. И, наконец, амбиции: страны готовы пробовать разные подходы и быстро реагировать на изменения.

«Мы планируем создать совместную лабораторию для исследований в высшем образовании», — рассказал Евгений Терентьев. Это позволит странам БРИКС делиться опытом, улучшать свои образовательные системы и лучше подготавливать студентов к будущим вызовам.

Вам также может быть интересно:

«Нам нужны собственные модели ИИ, обученные на местных данных»

Цифровизация экономики и стремительное развитие технологий искусственного интеллекта ставят новые вызовы перед антимонопольными органами во всем мире. Крупнейшие игроки рынка ИИ, обладая значительными ресурсами, могут препятствовать входу новых участников и устанавливать антиконкурентные цены. Кроме того, при использовании ИИ возникает все больше этических вопросов, ответы на которые мировое сообщество еще не выработало. Эти и другие проблемы эксперты обсудили на Третьем форуме по цифровой конкуренции БРИКС+.

Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров

Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Представители БРИКС обсудили развитие статистики в странах объединения

Значимость статистики в эпоху цифровых технологий выходит на новую ступень. Большинство решений на государственном уровне и в бизнесе принимаются на основе анализа данных. Однако отношение к официальной статистике неоднозначно, и это негативно влияет на степень доверия к государственной политике. Как это изменить, обсудили главы статистических ведомств стран БРИКС в Казани. В работе форума также принял участие представитель ВШЭ.

«Расстояние не проблема»: ВШЭ развивает сотрудничество с аналитическими центрами стран БРИКС

В конце сентября Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ провел встречу с представителями аналитических центров Бразилии, Индии, Египта. Участники рассмотрели возможности взаимодействия, в том числе проведение совместных опросов и сравнительных исследований, а также обсудили формирование общих баз данных и совместные публикации по форсайту и научно-технической политике. Также было принято решение о подготовке проекта многостороннего соглашения о создании Ассоциации форсайт-исследований БРИКС.

Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС

19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.

Исследователи ВШЭ разработают биржевую систему БРИКС совместно с китайскими экспертами

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и Центр конкурентной политики и экспертизы Государственного управления по регулированию рынка Китая подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны, в частности, договорились о разработке предложений по развитию биржевой торговли товарами и сырьем между Россией, Китаем и странами БРИКС.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

«Важно оставаться открытым к новым вызовам и возможностям»

С 22 по 26 июля в Ульяновске прошел X Молодежный саммит БРИКС. В мероприятии приняли участие более 200 молодых специалистов из Бразилии, Индии, Китая, Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Эфиопии, ЮАР и регионов России. Участники собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы современности и перспективы молодежного сотрудничества. Среди делегатов были и студенты НИУ ВШЭ, которые поделились своими впечатлениями с «Вышкой для своих».

Вышка запустила Консорциум юридических школ БРИКС

Факультет права НИУ ВШЭ провел первую онлайн-встречу с юридическими школами и экспертными центрами стран БРИКС. Цель мероприятия — объединить усилия по развитию юридической науки и практики в интересах организации. Для этого по инициативе декана факультета права Вадима Виноградова создан Консорциум юридических школ БРИКС, в который вошли представители ведущих учреждений высшего образования различных стран.