Фрилансерам нужна платформа: эксперты Вышки оценили рынок услуг самозанятых россиян
В России насчитывается 7,2 млн самозанятых граждан, а объем рынка их услуг до пандемии оценивается в 2,5 трлн руб. В прошлом году на фоне ограничительных мер доходы самозанятых сократились в 1,6 раза. О том, какую роль в развитие этого сектора играют цифровые платформы и как можно стимулировать их развитие, говорится в докладе «Рынок услуг самозанятых граждан», подготовленном Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
Средняя оценка числа самозанятых граждан в России составляет 7,2 млн человек. Она учитывает различные расчеты НИУ ВШЭ, Всемирного банка, ОЭСР, РАНХиГС и официальные данные Росстата. Объем возможных налоговых отчислений, исходя из этой оценки, составляет 100 млрд руб. Между тем, по данным Федеральной налоговой службы, к концу декабря 2020 года на налоговый учет встали около 1,5 млн человек, а начисленный налог за два года составил около 4,5 млрд рублей.
Средний доход самозанятых составил в 2019 году 28 882 рублей в месяц. Карантин и локдаун, введенные в прошлом году, затронули многие сферы, в которых работают самозанятые, что привело к снижению их дохода почти в 1,6 раза, до 18 272 рублей в месяц. Общий объем рынка сократился, по оценкам, до 1,6 трлн рублей, а размер возможных налоговых отчислений – до 63,4 миллиардов рублей.
На основе опроса 1643 человек, проведенного в ноябре-декабре 2020 года, авторы исследования установили, что для 71% самозанятых текущая деятельность является основной работой, для 15% – подработкой. Немногим менее трети (28,3%) самозанятых работает в сфере моды и красоты, 18,5% заняты в торговле, 8,5% – в строительстве и ремонте. Фрилансеров – 6,5%, в сфере развлечений трудится 5,2%, образовательные услуги предоставляет 4,5% опрошенных.
Более половины самозанятых (51,9%) ищут работу через знакомых и «сарафанное радио», причем 42% из них никогда не пользовались интернетом, в том числе 8% рекламируют свои услуги через офлайновые объявления. Пользуются интернетом для поиска работы 48,1%, причем подавляющее большинство из них (81,8%) используют для этого социальные сети, 24,2% ищут заказы и клиентов через различные сайты, предоставляющие соответствующие услуги (Авито.ру, Профи.ру, Яндекс-услуги и пр.), а 12,3% создают собственные сайты.
Как правило, самозанятые пользователи довольны функционалом и эффективностью интернет-платформ, отмечает один из авторов доклада, начальник отдела перспективных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина. Распространение платформ в небольших населенных пунктах идет медленнее, чем в крупных городах. Там люди часто знают друг друга лично и это важно для них при выборе поставщика услуги. Однако, цифровые платформы это общий тренд в экономике, поэтому они будут предлагать свои сервисы и в небольших населенных пунктах, постепенно вытесняя «сарафанное радио», считает эксперт Вышки.
Новые инструменты создают дополнительные возможности для самозанятых. В частности, в 2019 году общий объем их интернет-заказов составил около 1,6 трлн рублей, в том числе 1,2 триллиона – через социальные сети, говорится в докладе. Активное использование интернета позволяет не только расширить круг потенциальных заказчиков, но и воспользоваться уникальными услугами.
Платформы по поиску и предоставлению услуг ежемесячно посещают около 20 млн человек, на них зарегистрированы более 5 млн исполнителей различных услуг и работ, заключается около 15 млн сделок по их предоставлению. Чаще всего платформы получают доход от комиссии со сделки, за продвижение отдельных исполнителей и размещение положительных отзывов, реже встречается взимание платы за размещение заказа.
Авторы доклада полагают, что необходимо стимулировать регистрацию граждан в качестве самозанятых. В частности, для этого необходима интеграция соответствующих цифровых платформ с информационной системой «Мой налог». Полезным будет распространение права на получение налоговых вычетов за обучение и медицинские услуги на потребителей соответствующих услуг, оказываемых самозанятыми, и на самих самозанятых, которые платят не НДФЛ, а налог на профессиональный доход. Стоит рассмотреть вопрос введения бюджетной компенсации расходов операторам платформ на стимулирующие программы для тех пользователей, которые официально зарегистрировались в качестве самозанятых. Среди других идей – стимулирование уплаты самозанятыми взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования по упрощенной схеме через приложение «Мой налог» без обращения в соответствующие инстанции.
Еще одно предложение – стимулирование на основе механизма государственно-частного партнерства развития цифровых платформ самозанятых для таких профессий как адвокаты, риэлторы, оценщики, кадастровые инженеры, врачи-терапевты, врачи общей практики, семейные врачи, психологи, психиатры и др. Это поможет легализовать сложившиеся неформальные практики.