• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас не доходы низки, а расходы велики»

Интервью члена программного комитета XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Евсея Гурвича.

Видеозапись

— Какими, на ваш взгляд, должны быть первоочередные меры, которые могли бы подстегнуть процесс модернизации в нашей стране?

— Я согласен с нашим президентом, который справедливо сказал, что главная наша задача — улучшить инвестиционный климат. Но проблема в том, что легко называть меры, которые нужно было бы реализовать, но трудно провести их в жизнь. Программа Грефа, которая была разработана в 2000 году, содержала много замечательных мер по административной реформе, по защите бизнеса, по дебюрократизации, но только очень малая часть из них была реализована, а те, что были реализованы, уже с первых шагов были задушены. Словом, надо найти такие меры, которые реально можно было бы провести в жизнь.

Я думаю, что такие меры есть, и одной из них могло бы стать создание омбудсмена по делам бизнеса. Сейчас назначены ответственные за инвестиции, которые должны стать посредниками между иностранными инвесторами и региональными властями. Это полезно и важно, но нужны еще какие-то инстанции, куда бизнес мог бы обратиться за защитой от рейдерства, от неправомерных действий чиновников. Нужны меры, которые защищали бы бизнес от государства.

Есть в других странах специальная юстиция, которая занимается именно этим — отдельная ветвь судебной власти, которая принимает иски к государству по поводу ущерба, нанесенного неправомерными действиями государства бизнесу или, наоборот, неправомерным бездействием государства. У нас, как известно, масса таких дел. Любое изъятие документов в рамках заведенного уголовного дела, которое потом, возможно, ничем не кончится, может разорить компанию. Налоговые проверки могут парализовать деятельность компании. И у бизнеса должны быть какие-то инструменты, чтобы бороться. Одним из них может быть то, что государство должно нести реальную ответственность за действия своих представителей, и должна быть инстанция, где бизнес может получить эту компенсацию.

— У нас сейчас существует много бизнес-ассоциаций, они не могут на себя принять роль такого арбитра?

— Я согласен с тем, что нужно повысить роль бизнес-ассоциаций, в частности им нужно предоставлять права защиты определенного круга лиц, то есть общих интересов членов данной ассоциации, общих интересов представителей бизнеса, работающих в данной отрасли. Словом, роль ассоциаций нужно повышать, им нужно предоставлять дополнительные права по защите бизнеса.

— Сейчас ни для кого не секрет, что бюджет сверстан с дефицитом. Как вы считаете, в ближайшие годы эта ситуация изменится? Будем стараться снижать дефицит или будем повышать расходы?

— К сожалению, бюджет сверстан с дефицитом, но этот дефицит постепенно снижается от года к году. Уже приняты предварительные решения, которые увеличивают расходы. По-видимому, доходы будут больше, чем было предусмотрено законом о бюджете, но дополнительные расходные обязательства даже превышают эти дополнительные доходы. Поэтому по нашим оценкам, если цены на нефть не будут оставаться заоблачными, а будут примерно такими, как предусмотрено законом о бюджете, и даже несколько выше, то у нас дефицит не только сохранится, но будет увеличиваться, в 2012-2013 годы он будет составлять 3%-3,5% ВВП.

— В таких условиях есть ли необходимость заимствований?

— Да, конечно, нам придется финансировать этот дефицит, поскольку в резервном фонде уже осталось не так много средств. Нам придется проводить заимствования, в основном, по-видимому, они будут проходить на внутреннем рынке, это тоже одно из негативных последствий дефицита. Мы забираем средства, которые потенциально могли бы пойти на модернизацию экономики, забираем в бюджет потенциальные инвестиционные ресурсы.

— Как вы оцениваете перспективы борьбы с инфляцией?

— Нужно сказать, что нынешняя инфляция во многом определяется ростом цен на продовольствие во всем мире, отчасти — неблагоприятными погодными условиями прошлого года, из-за которых 1/3 урожая не была собрана. Поэтому процесс носит объективный характер. Во втором полугодии мы увидим снижение инфляции, но я считаю, что нужно повысить приоритетность задачи снижения инфляции. С другой стороны, нам не нужно стараться задушить ее быстро. В этом случае, если мы и получим быстрый эффект, то это будет дорогой ценой для роста экономики и это будет неустойчивое снижение. Лучше снижать инфляцию, пусть даже по 1 пункту в год, но зато устойчиво, предсказуемо, и чтобы цели, поставленные ЦБ, всегда достигались. Лучше эти цели будут не такими амбициозными, но всегда достижимыми.

— Какой уровень инфляции вы считаете приемлемым для нашей страны?

— Я думаю, что если мы доведем в течение 5 лет инфляцию до 4%-5% и будем устойчиво оставаться на этом уровне, то это будет очень достойный результат.

— Основные причины инфляции — монетарные, по вашему мнению?

— Это нельзя сказать вот так, вообще. Инфляция, которая в конце прошлого года началась, и сейчас продолжаются ее последствия, была вызвана шоком предложения на рынке продовольственных товаров. Но если смотреть более глобально, то причинами инфляции являются особенности монетарной политики — для нас, в частности, то, что мы пытаемся все время сдерживать укрепление рубля, которое определялось фундаментальными объективными факторами (улучшением условий торговли, быстрым ростом производительности). Кроме того, нужно понимать, что в нашей стране проблема усугубляется высокой степенью монополизации. Там, где объективные факторы толкают инфляцию вверх, она идет вверх, там, где объективные факторы должны были бы ее снижать, она не снижается из-за монопольной структуры наших рынков, из-за этого получается несимметричный эффект.

— В связи с достаточно низким уровнем доходов бюджета, стоит ли нам ожидать серьезных изменений в налоговой политике?

— Я бы сказал, что не доходы низки, а расходы велики, мы в последнее время резко увеличили расходы на пенсии. Принято решение о дополнительных расходах на оборону в рамках государственной программы вооружения и так далее. С этим более высоким уровнем расходов нам не справиться при нынешних налогах, я думаю, придется повысить налоги. Но нужно делать это так, чтобы это не повредило развитию экономики, в частности один из принципов состоит в том, что нужно стараться не за счет повышения налоговых ставок их увеличивать, а за счет расширения баз, сокращения налоговых льгот. Кроме того, у нас есть возможности увеличить изъятие природной ренты в газовом секторе, где она в два с половиной раза ниже, чем в нефтяном секторе, и увеличивать налогообложение недвижимости, социально вредных товаров, таких как алкоголь и табак.

— Вы являетесь соруководителем экспертной группы по бюджетной и денежной политике. Не могли бы вы немного рассказать, какие результаты уже достигнуты в группе, какие идут разработки, что нового вы хотите предложить?

— Рано говорить о результатах, хотя уже были отчеты групп в правительстве. Со стороны нашей группы рассматривались два предложения — необходимость восстановить действия бюджетных правил, которые были заморожены на время кризиса. Результатом этого стало хаотическое принятие расходных обязательств в последнее время, и нам нужно вернуться к нормальной политике, когда есть налоговая система, которая определяет ожидаемые доходы на достаточно длительный период, есть ограничения на размеры заимствований. И, исходя из этого, в определенные рамки должны укладываться расходы. Общая сумма должна определяться этими ограничениями, они должны потом распределяться по направлениям.

Сейчас у нас, к сожалению, определяются новые расходные обязательства, а потом ищутся возможности их финансирования, это неправильная политика. Уже можно считать, что кризис кончился, мы должны покончить с такой чрезвычайной практикой, которая была отчасти оправдана на время кризиса, но ничем не оправдана сейчас.

Второй крупный вопрос, который обсуждался в нашей группе — это проблема устранения или снижения субсидирования внутренних потребителей и производителей энергии. У нас сейчас масштабы такого субсидирования велики, они составляют порядка 10% ВВП, по оценкам международного энергетического агентства, мы занимаем второе место в мире по объему субсидирования потребителей энергии. И главами стран на одной из последних встреч Группы-20 было подписано соглашение о поэтапном устранении энергетических субсидий.

В первую очередь, мне кажется целесообразным устранить субсидии для нефтепереработки. За счет того, что экспортные пошлины на нефтепереработку ниже, чем на сырую нефть (примерно 57% от пошлин на сырую нефть), мы фактически субсидируем нефтепереработку. Чем позволяем ей существовать в нынешнем допотопном состоянии. Она не модернизируется. И у нас глубина переработки составляет 73%, тогда как в странах ОПЕК — 92%, а даже в бывших республиках Средней Азии она составляет около 80% — нам даже до них далеко. Нам нужно в данном случае проводить принуждение к модернизации. Если мы устраним такие субсидии, то предприятиям этих отраслей придется либо инвестировать в модернизацию, либо закрываться.

Анастасия Астахова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ученые НИУ ВШЭ показали эффективность машинного обучения при прогнозировании инфляции

Инфляция — один из ключевых показателей экономической стабильности, и точное прогнозирование ее уровня в различных регионах имеет большое значение для государства, бизнеса и домохозяйств. Татьяна Букина и Дмитрий Кашин из НИУ ВШЭ в Перми выяснили, что машинное обучение для прогнозирования инфляции превосходит классические эконометрические модели в долгосрочных прогнозах. Исследование проводилось на примере субъектов Приволжья. Результаты опубликованы в журнале HSE Economic Journal.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».