Новые журнальные публикации, выпуск № 16
Аннотированный обзор новых публикаций преподавателей и исследователей ВШЭ по вопросам государственного и муниципального управления, образования, политологии, философии и информационным технологиям.
Государственное и муниципальное управление
Валиева Д.Г. Межбюджетные трансферты и политика региональных властей в условиях высокой дотационности регионов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 50-62.
Аннотация: В статье рассматриваются проблема неравенства субъектов Российской Федерации и современная система межбюджетных отношений, в том числе использование уровня минимальной бюджетной обеспеченности в качестве основного показателя в методике расчета межбюджетных трансфертов.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, финансовая поддержка, регионы-доноры, дотации, минимальная бюджетная обеспеченность, межбюджетные трансферты, сглаживание регионального неравенства.
Засимова Л.С., Колосницына М.Г. Формирование здорового образа жизни у российской молодежи: возможности и ограничения государственной политики (по материалам выборочных исследований) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 116-129.
Аннотация: Здоровье населения во многом зависит от образа жизни людей и распространенности вредных привычек. Однако в России отношение населения к собственному здоровью традиционно менее ответственное, чем в развитых странах.
Ключевые слова: государственная политика, здоровый образ жизни, потребление алкоголя и табака, неправильное питание, физическая активность.
Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Карьерное консультирование в системе государственного и муниципального управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 176-188.
Аннотация: В статье проведен анализ Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы на основе заложенных в программе конечных результатов. Особое внимание было уделено коэффициенту доступности жилья и годовому объему ввода нового жилья. Проведены расчеты, доказывающие неэффективность программы. Предложен альтернативный подход к решению жилищного вопроса, в основе которого лежит идея воссоздания нового облика России через призму масштабного развития малоэтажного домостроения.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, карьера, карьерное консультирование, государственное и муниципальное управление.
Крашенинникова Ю.А. Медицинская статистика как способ легитимации распределения ресурсов в российской системе здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 28-42.
Аннотация: В статье предпринимается попытка оценить роль статистических показателей, характеризующих состояние здоровья населения в государственном управлении сферой здравоохранения в современной России. Анализируются текущие проблемы в сборе статистических данных, позволяющие говорить о том, что медицинская статистика не отражает реального положения дел в здравоохранении и состояние здоровья нации. С учетом этого предлагается рассматривать медицинскую статистику, с одной стороны, как инструмент в борьбе за распределение ресурсов, с другой – как форму подтверждения правильности принятых решений о выделении ресурсов.
Ключевые слова: медицинская статистика, государственная политика в сфере здравоохранения.
Оболонский А.В. На пути к новой модели бюрократии. Запад и Россия. Статья 2. Новейшая история и status guo российской бюрократии // ОНС: общественные науки и современность. 2011, № 6. С. 89-100.
Аннотация: Статья, являющаяся продолжением статьи, опубликованной в предыдущем номере, посвящена реформированию госаппарата в России, поиску новой модели взаимоотношений государства и гражданина. Анализируются этапы реформ, причины неэффективности законодательных актов.
Ключевые слова: бюрократия, государство, гражданин, реформа.
Чекин М.А., Гуляева Ю.А. Анализ практики разработки и применения системы материального стимулирования государственных гражданских служащих за достижение ими установленных показателей эффективности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 5-15.
Аннотация: Настоящая статья посвящена важному вопросу повышения результативности деятельности государственных гражданских служащих, а в конечном итоге повышению эффективности и всей государственной службы в целом. На примере территориальных органов ряда федеральных органов исполнительной власти показана возможность на практике осуществить ранее недостижимую задачу оплаты труда гражданских служащих государственных органов в зависимости от установленных для них показателей результативности и эффективности профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в основе данной практики материального стимулирования работников лежит выделение на эти цели дополнительных бюджетных средств, те организационные и методические подходы к решению задачи построения системы премирования гражданских служащих за результаты работы, предложенные Правительством Российской Федерации в порядке эксперимента для отдельных федеральных органов исполнительной власти и проанализированные в настоящей работе, вполне показательны и могут быть применены другими органами, как выполняющими функции по оказанию государственных услуг, так и влияющими на рост дополнительных доходов в бюджет и валового продукта в целом в нашей стране.
Ключевые слова: оплата труда государственных гражданских служащих, системы премирования, материальное стимулирование, результативность.
Образование
Лытаева М.А., Талалакина Е.В. ACADEMIC SKILLS: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 178-201.
Аннотация: Исследование основано на гипотезе о том, что выстраивание определенной иерархической модели academic skills позволяет систематизировать имеющиеся в западной науке подходы и описать эффективные методы применения модели на практике с учетом российских реалий.
Ключевые слова: academic skills, умения, навыки, компетенции, академическое чтение, академическое письмо, публичные выступления.
Любимов Л.Л. Что мешает нашей стране улучшить качество школьного образования // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 11-26.
Аннотация: Обсуждаются свойства общественного сознания в России, особенности ценностных ориентаций образовательного сообщества и институционального устройства и инфраструктуры российской школы, традиции поведения участников образовательного процесса, препятствующие распространению деятельностной парадигмы в российском образовании.
Ключевые слова: школа, реформа школы, автономия, деятельностная парадигма, стандарты образования, предметная область «Искусства», педагогическое образование, магистратура, специалитет.
Пенская Е.Н. Книжная полка — отражение воспитательных и образовательных процессов // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 67-78.
Аннотация: Обсуждается идея создания списка «100 книг ВШЭ» как университетского читательского канона. Анализируется многолетний издательский проект Русской христианской гуманитарной академии «Русский путь».
Ключевые слова: высшее образование, культурология, общие культурные образцы, круг чтения, издательские проекты.
Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 148-177.
Аннотация: Представлены результаты исследования, проводившегося Институтом развития образования НИУ ВШЭ в течение двух лет, в 2009–2011 годах. Целью исследования, посвященного проблеме неравенства в образовании, было установить причины формирования сегмента школ с устойчиво низкими образовательными результатами, разработать методы и инструменты, позволяющие диагностировать их проблемы и дефициты, спроектировать модельные программы, обеспечивающие переход школы в эффективный режим работы. Исследование опиралось на статистический анализ широкого массива данных, касающихся кадровых и материальных ресурсов, учебных результатов, контекстных характеристик 1500 школ в трех регионах РФ. Оно включало также углубленную диагностику выборки из 20 школ, в фокусе которой были школьные образовательные стратегии. Для анализа школьной образовательной политики и стратегий применялась модель эффективной школы. Исследование осуществлялось в сотрудничестве со специалистами Института образования Лондонского университета.
Ключевые слова: школы с устойчиво низкими результатами; школы, работающие в сложных социальных контекстах; программы улучшения результатов; эффективная школа.
Польдин О.В., Юдкевич М.М. Эффекты сообучения в высшем образовании: обзор теоретических и эмпирических подходов // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 106-123.
Аннотация: Обсуждаются модели, лежащие в основе работ, посвященных эффектам сообучения в высшем образовании, и их ограничения. Формулируются открытые вопросы образовательной политики и те задачи, которые они ставят перед исследователями.
Ключевые слова: высшее образование, эффекты сообучения, производственная функция образования.
Фрумин И.Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 27-52.
Аннотация: Анализируются проблемы и перспективы духовно-нравственного, морального и гражданского образования в российских школах. Рассматриваются два противоположных подхода в отношении ценностного воспитания: пропаганда, с одной стороны, и открытое воспитание — с другой. Первый подход связан с простыми решениями: массовизацией воспитания, интеграцией вербализованных ценностей в учебное содержание, насаждением единых стандартов, «духовных» шаблонов и императивов. Такая парадигма рассматривает культурно дифференцированное общество и многообразие ценностных ориентаций редуцированно, в упрощенных представлениях о структуре системы ценностей и механизмах ее становления. За кадром остаются вопросы о педагогических технологиях и методах, которые бы учитывали индивидуальный опыт учащихся. Духовность отождествляется с религиозностью. Второй, «опытный» подход основан на идее опосредованного формирования ценностей, то есть естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии. Подчеркивается необходимость смещения фокуса с тотальных форм нравственного воспитания на более динамичный индивидуализированный подход к воспитательной деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценностное образование, модернизация образования, пропаганда.
Политология
Касамара В.А., Сорокина А.А. Постсоветская ностальгия в повседневном дискурсе россиян // ОНС: общественные науки и современность. 2011, № 6. С. 18-31.
Аннотация: Авторы анализируют феномен постсоветской ностальгии в повседневном дискурсе россиян, который рассматривается как одно из проявлений авторитарного синдрома. Как показало исследование, несмотря на противоположные исходные характеристики, представители различных исследуемых групп продемонстрировали удивительную схожесть своих представлений о современной России и Советском Союзе.
Ключевые слова: бездомные, военнослужащие, Государственная дума, дискурс, образ России, пенсионеры, политическая элита, Советский Союз, студенты, школьники.
Урнов М.Ю. Роль культуры в демократическом транзите // ОНС: общественные науки и современность. 2011, № 6. С. 5-17.
Аннотация: В статье рассматривается влияние культуры на формирование институтов политической демократии в переходных обществах. Особое внимание уделяется негативному влиянию авторитарного синдрома на процесс демократизации, условиям активации авторитарного синдрома и путям его преодоления.
Ключевые слова: демократизация, культура, фрустрация.
Философия
Леонтьев Д.А. К антропологии счастья: состояние благополучия и путь радости // Человек. 2011, № 5. С. 34-46.
Аннотация: В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом «счастье» кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворением базовых потребностей, и переживание радости как участия в осуществлении значимой деятельности или включенности в близкие отношения.
Ключевые слова: счастье, гедонизм, эвдемонизм, субъективное благополучие, смысл, поток, зрелость.
Информационные технологии
Болховитянов А.В., Гусев С.В., Чеповский А.М. Модель и база знаний глагольного управления в предложениях на русском языке // Информационные технологии. 2011, № 12. С. 37-39.
Аннотация: Предлагается модель, предназначенная для описания отношений глагола с устойчивыми словосочетаниями при анализе предложений на русском языке. Описывается созданная база знаний для описания синтаксических единиц русского языка. Модель предназначена для выделения объектов и извлечения знаний из текстов на русском языке.
Ключевые слова: обработка текстов на естественном языке, глагольное управление, синтаксический анализ.
Котляров И.Д. Самоплагиат в научных публикациях // Научная периодика: проблемы и решения. 2011, № 4. С. 6-12.
Аннотация: Тема плагиата сегодня активно муссируется в научных и административных кругах. Однако сходное по звучанию явление самоплагиата пока должного освещения не получило, хотя оно широко распространено в научном сообществе (как мировом, так и отечественном). В данной статье мы сделаем попытку рассмотреть сущность самоплагиата, выявить причины, вызвавшие его существование, и описать способы борьбы с ним.
Ключевые слова: научная работа, плагиат, противодействие самоплагиату, самоплагиат.
Котляров И.Д. Издательское оформление научной статьи // Библиография. 2011, № 6. С. 15-21.
Аннотация: В статье предлагаются меры по совершенствованию издательского оформления научной статьи с целью повышения качества научных работ и включения российских научных публикаций в мировой информационный процесс. Такими мерами, по мнению автора, являются размещение информации о рецензентах и оформление англоязычного варианта списка литературы в соответствии с правилами, принятыми в мировой научной периодике.
Ключевые слова: справочно-библиографический аппарат, научная статья, рецензент, транслитерация.
Вам также может быть интересно:
Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные
Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.
«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»
Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.
НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны
В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.
Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ
Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».
ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь
Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ
Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.
Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом
Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.