Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учиться тяжело, а сессия у нас — это скорее выходные»

Лев Шабанов, студент первого курса факультета математики ВШЭ, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады по математике, обладатель золотой медали Международной олимпиады по математике, мечтает доказать гипотезу Римана.

— Лев, тебе удалось стать победителем Всероссийской олимпиады по математике, выиграть золотую медаль на Международной олимпиаде по математике. Что, на твой взгляд, помогло тебе победить?

— Думаю, свою роль здесь сыграл опыт: я четыре года подряд — с 8 по 11 класс — участвовал во Всероссийской олимпиаде, и два раза меня отбирали в команду для участия в Международной олимпиаде. (Международная олимпиада по математике проводится с 1958 года, каждую страну на ней представляет команда, состоящая не более чем из шести участников — Авт.). В какой-то момент просто начинаешь понимать логику олимпиадных заданий, и чем больше решаешь, тем больше вероятность, что в нужный момент быстро увидишь или придумаешь решение. Причем олимпиадные задачи не всегда требуют сложных вычислений, иногда они имеют короткие и красивые решения. По моим ощущениям, на последней Всероссийской олимпиаде задания были легче, чем в предыдущие годы, и три человека, включая меня, набрали максимальное количество баллов.

— Когда ты начал участвовать в олимпиадах?

— В шестом классе мы ездили с командой на Уральский турнир юных математиков, где заняли шестое место — это была моя первая олимпиада. Потом мои учителя посоветовали мне поехать в Кировскую летнюю многопредметную школу на математический поток, там я встретился с ребятами из других регионов. Это была замечательная, но одновременно отрезвляющая поездка: я много чего не знал из того, чем уже владели мои сверстники, надо было срочно поднимать уровень.

— И с чего ты начал? Ты сам занимался?

— И сам, и учителя помогали. Я стал больше читать, участвовал во всех выездных школах, куда мог попасть. Так как я хорошо сдал зачет в конце летней школы в Кирове, меня еще раз пригласили на следующий год. С 8 класса стал участвовать во Всероссийской олимпиаде по математике, а в 9 классе выиграл конкурс, который проводил Специализированный учебно-научный центр имени А.Н. Колмогорова при МГУ, что позволило мне поступить туда и переехать учиться в Москву.

— Как родители отнеслись к твоему желанию переехать в Москву?

— Начиная с шестого класса я часто уезжал на разные олимпиады, наверное, родители привыкли к моей самостоятельности. Во всяком случае они спокойно отпустили меня Москву. В 10 и 11 классе я жил в общежитии при Центре Колмогорова.

— У тебя никогда не было проблем в школе с ребятами, для которых учеба была не так важна?

— В ангарской школе класс делился на две группы: те, кому было интересно учиться, и те, кому учеба была не нужна. Я общался только с ребятами из первой группы, и особых проблем ни с кем не возникало. А в московской школе нас таких, интересующихся учебой, уже было большинство.

— А когда ты впервые услышал о Вышке?

— Это было в 9 классе на математических сборах, где мы готовились к Всероссийской олимпиаде. Декан факультета математики ВШЭ Сергей Константинович Ландо выступал перед нами с лекцией и рассказывал о факультете. Как математик он на меня произвел тогда сильное впечатление, правда, поступать в Вышку сразу не убедил. Это произошло чуть позже, в 10 классе, когда я начал дополнительно ходить на занятия в Независимом московском университете, большинство преподавателей которого также работают в ВШЭ. К окончанию школы у меня сложилось мнение о тех, кто преподает и кто учится на вышкинском факультете математики. Было очевидно, что случайные люди, которые не планируют в дальнейшем заниматься математикой, сюда вряд ли пойдут. И, проучившись полгода, я действительно в этом убедился.

— Отличается ли твоя студенческая жизнь от школьной? Поменялся ли твой круг общения в университете?

— Изменения, конечно, есть, но они не радикальные. В общежитии я живу в одной комнате со своими бывшими одноклассниками, многие из них тоже поступили в Вышку. Это стало одной из причин, из-за которой я выбрал факультет математики ВШЭ, ведь учеба в вузе — это еще и общение с сокурсниками. В школе я убедился, что можно много узнавать, общаясь друг с другом: рассказываешь задачу товарищу, сам ее лучше понимаешь, он тебе что-то подсказывает.

— Каковы твои впечатления от факультета, оправдались ли ожидания? Тяжело ли учиться?

— Наш факультет маленький, практически все друг друга знают — это делает атмосферу, можно сказать, семейной. Учиться тяжело, учеба занимает много времени, выбраться куда-то получается только на выходных. Я уже убедился, что в Вышке не работает правило «от сессии до сессии живут студенты весело». Сессия у нас — это скорее выходные, часто ставят автоматы, если ты хорошо работал в течение модуля.

— В математике еще много красивых загадок. Ты не мечтаешь о лаврах, например, Перельмана, доказавшего гипотезу Пуанкаре?

— Я был бы счастлив, если бы мне удалось доказать гипотезу немецкого математика Римана. Он еще в XIX веке обнаружил, что количество простых чисел, не превосходящих х, выражается через распределение так называемых нетривиальных нулей дзета-функции. Но пока это все из области фантастики. Сейчас я работаю над курсовой по алгебраической теории чисел под руководством Михаила Владленовича Финкельберга. В будущем мне хотелось бы применять свои математические способности в экономике или программировании.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.