«У студентов в России наблюдается крен в сторону бизнес-карьеры»
По итогам голосования студентов отделения прикладной математики и информатики Высшей школы экономики Александр Беленький, профессор кафедры высшей математики на факультете экономики ВШЭ, стал одним из лучших преподавателей,читавших лекции в Вышке в 2011 году.
— Александр Соломонович, ваша победа в конкурсе была для вас неожиданной?
— Откровенно говоря, я был очень удивлен, поскольку работаю в Вышке всего два года, а на нашей кафедре много блестящих преподавателей. Я не знаю, почему студенты проголосовали за меня, и могу только предположить, что именно могло им понравиться. Мне кажется, что самое главное в преподавании математики — помочь студентам поверить в свои силы, убедить их в том, что они способны не только понимать, но и выстраивать математические рассуждения, решать стандартные и нестандартные задачи. Кроме того, необходимо создать такую атмосферу на занятиях, которая стимулировала бы каждого студента продемонстрировать свои знания и практические навыки. Если это удается, то у студентов появляется настоящий интерес к дисциплине.
Я иногда увлекаюсь во время лекции и в какой-то момент с удивлением замечаю, что первая пара уже давно прошла, а меня никто не остановил. По-моему, это означает, что студенты тоже были увлечены, что им было интересно понять ход моих рассуждений и, возможно, сравнить его с их собственным интуитивным восприятием предмета рассуждений.
Поскольку я читаю разные курсы математикам — «Теорию управления и системный анализ» бакалаврам и «Выпуклый анализ» магистрам, — то мне сложно определить, что именно оказалось наиболее привлекательным для студентов: подходы к доказательству некоторых теорем, обсуждение возможных приложений излагаемого материала или что-либо еще.
— А что такое выпуклый анализ?
— Это раздел математики, изучающий специальные математические объекты — выпуклые множества и выпуклые функции, которые обладают рядом особых свойств, позволяющих использовать уже известные эффективные численные методы для отыскания решений задач или построения новых методов. Важность выпуклого анализа при исследовании экономических, технических и социальных систем широко признана, поэтому курсы по выпуклому анализу читаются сегодня во всех ведущих университетах мира.
— Вы преподаете на двух факультетах ВШЭ — экономическом и факультете государственного и муниципального управления (ГМУ). Вероятно, и подготовка, и методы работы со студентами этих факультетов сильно отличаются друг от друга?
— Да, разумеется. Кроме того, что я читаю там абсолютно разные курсы, уровень подготовки студентов двух факультетов тоже сильно отличается друг от друга. Однако есть и много общего. К примеру, студентам отделения прикладной математики, в рамках курса «Теория управления и системный анализ», я рассказываю о реальных прикладных задачах, в частности о тех, которые мне приходилось или приходится решать, о разных подходах к осмыслению, моделированию и решению этих задач с использованием изучаемого в курсе материала. А со студентами факультета ГМУ мы занимаемся применением простейших математических методов в процессе анализа и поиска решений таких задач, как организация аукционов и конкурсов в рамках федерального закона №94 (о государственных закупках) или в оценке закупочных рисков.
Очень многое из того, что сегодня предлагает прикладная математика, применимо при решении задач размещения государственных заказов. В последние годы появилось много интересных работ о создании экономических механизмов, использование которых делает поведение участников конкурса, не соответствующее их возможностям, экономически невыгодным для них самих. Ведь общеизвестно, в конкурсе на выполнение каких-либо работ чаще всего выигрывает и получает заказ тот, кто предлагает самые низкие расценки. При этом отнюдь не всегда этот участник конкурса является лучшим исполнителем. Вполне возможно, что он намеренно занижает цены, как говорится, демпингует, для того, чтобы получить контракт «любой ценой» или не дать возможности выиграть контракт конкуренту. Здесь и возникает вопрос: а нельзя ли создать экономические механизмы, делающие такое поведение участников конкурса невыгодным для них самих? Оказывается, что при определенных условиях это не только возможно, но и может быть обосновано математически. Именно идеи создания таких механизмов и возможности их практического использования мы и обсуждаем на занятиях со студентами ГМУ.
— Вы в течение многих лет преподавали за рубежом. Отличаются ли наши студенты от своих американских или британских сверстников?
— Я бы сказал, что есть отличия в четкости образовательной мотивации студентов. Большинство студентов за рубежом стремятся получить образование в престижных университетах главным образом для того, чтобы затем занять перспективную вакансию на международном рынке труда. У выпускника такого вуза шансы занять хорошо оплачиваемую должность в известном банке или крупной финансовой компании довольно высоки. Студенты, как правило, мотивированы именно будущими вариантами своего удачного трудоустройства в бизнесе и выбирают такие специальные учебные дисциплины, изучение которых способствует достижению этой цели. В то же время в зарубежных университетах довольно много студентов, которых интересует наука как таковая. Многие юноши и девушки, занимающиеся прикладной математикой, пытаются получить новые научные результаты, а не только научиться практически применять свои знания. Кроме того, студенты западных университетов уже к окончанию первого или к началу второго курса обучения довольно четко делятся на будущих практиков и исследователей.
У нас все границы размыты. Если говорить о студентах ВШЭ, то мне кажется, что сейчас наблюдается некий «крен» в сторону первого варианта, то есть наши ребята поступают в Вышку — один из самых престижных вузов России, — думая главным образом о своей дальнейшей карьере в бизнесе. Мне кажется, что студентов, которые хотели бы полностью посвятить себя науке, к сожалению, значительно меньше, чем в ведущих западных университетах. Среди моих студентов есть ребята, интересующиеся научной работой, но и они предполагают совмещать научно-исследовательские проекты с продвижением в области бизнеса.
— Может быть, отличия российского высшего образования от зарубежного более четко прослеживаются в методах преподавания? Считается, что на Западе более распространена интерактивная форма работы со студентами: между лектором и студентами идет скорее диалог, а не монолог, как в российских вузах.
— Для меня диалог со студентами является наиболее естественной формой преподавания и в России, и за ее пределами. Кстати, я не стал бы утверждать, что большинство занятий в зарубежных вузах проходят именно так. Лекции по общеобразовательным математическим дисциплинам (таким, как математический анализ или алгебра) предполагают изложение важных сведений о методах анализа и технике вычислений и в основном проходят в форме монолога лектора. Но есть курсы (например, такие, как системный анализ), по которым лекции скорее напоминают «полунаучные» семинары, в ходе которых каждый может выступить, изложить свое мнение или задать вопрос. Такая форма лекций, однако, требует от студента значительно более серьезной подготовки, чем к лекциям-монологам, и обычно такая форма преподавания используется при чтении специальных курсов. Для студентов, которые серьезно интересуются определенным предметом, интерактивная форма обучения является самой эффективной, потому что позволяет им максимально раскрыть свои возможности, а преподавателю дает возможность глубже познакомить ребят с дисциплиной и с областью ее приложений.
— На каком этапе студентов следует вовлекать в работу научного семинара?
— Я считаю, что студенту, занимающемуся прикладной математикой, имеет смысл задуматься о своей будущей деятельности к началу третьего курса обучения. Кстати, курс «Теория управления и системный анализ», который я читаю студентам третьего курса, проходит очень своевременно. Студент, освоивший базовые дисциплины — математический анализ, линейную алгебру, дифференциальные уравнения и теорию вероятностей — знакомится как с постановками реальных прикладных задач, так и с математическими методами их анализа и имеет возможность убедиться в том, что полученные им знания необходимы в исследовании самых разнообразных экономических, технических и социальных проблем. Именно в этот момент у студентов появляется живой интерес к аналитической деятельности. Это очень важно. Желание понять суть и особенности того или иного явления, стремление подвергнуть проблему тщательному анализу и применить полученные знания и навыки для поиска эффективного решения — вот что одинаково важно как для начинающего ученого, так и для тех, кто задумывается об успешной карьере в бизнесе.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
«Математика есть практически везде: в физике, программировании, экономике, социологии, биологии, медицине»
«Прикладная математика» — одна из флагманских образовательных программ, реализуемая МИЭМ НИУ ВШЭ. Недавно ее академическим руководителем стала Анна Преснова, кандидат наук, преподаватель Вышки с 2018 года. О том, какие изменения ожидают программу, что является областью ее личных научных интересов, что значит быть мамой двоих детей и при этом вести научную, преподавательскую и административную деятельность, она рассказала в интервью.
Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ
С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.
Подведены итоги выборов лучших преподавателей года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Начинается голосование за лучшего преподавателя года
С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.
Cтудентка смогла найти сбежавшего брата с помощью анализа социальной сети Вконтакте
Достаточно стандартная семейная история — подросток сбежал из дома, написав смску: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти» и, естественно, отключив телефон. Найти его смогла сестра, используя знания, полученные во время учебы на программе «Прикладная математика и информатика». Эта история также показывает, что могут рассказать соцсети о своих пользователях понимающему человеку.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
В Вышке стали известны лучшие преподаватели года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками
Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.
Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте
С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.