Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вергилий для отстающего

В ВШЭ стартует проект «Тьюторы — студентам», организованный проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов». Тьюторы будут помогать отстающим студентам организовать свою жизнь так, чтобы вовремя решать проблемы с успеваемостью. О проекте рассказывают магистрант программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» Борис Борисов и магистрант программы «Управление в высшем образовании» Артем Козин.

— Расскажите, пожалуйста, в чем смысл проекта, что послужило толчком к его появлению? Кто такой тьютор, какие задачи он должен решать?

Артем Козин
Артем Козин
Артем Козин: Серьезная проблема для Вышки — большой отсев студентов. Мы считаем, что тьюторская поддержка поможет устранить причины, которые негативно влияют на результаты в учебе и могут привести к отчислению студентов.

Главная формальная причина отсева — академическая неуспеваемость. Однако исследование, проводимое проектно-учебной лабораторией НИУ ВШЭ «Развитие университетов», показывает, что не все так просто и за неуспеваемостью стоят многообразные трудности, с которыми сталкиваются студенты. На наш взгляд, во многом эти проблемы носят психологический или мотивационный характер: сложности, связанные с адаптацией в университете, неприятности в личной или семейной жизни, сомнения в выборе факультета, специальности… Это подтверждают исследования студенческого отсева, ведущиеся лабораторией «Развитие университетов». Так, самые высокие показатели отчислений — на первом курсе, что связано в том числе со сложностью адаптации студентов к условиям и правилам вуза. Значительная категория отчисленных — иногородние, что также говорит о неких сложностях, лежащих вне академической сферы, но очень на нее влияющих.

Борис Борисов: Тьюторское сопровождение мы определяем как главным образом поддержку студента в образовательном и социокультурном пространстве университета. Выявить проблемы, мешающие учиться, и способствовать их разрешению, при этом ориентируясь на раскрытие потенциала студента — вот цель и задачи тьютора. Кроме того, хочется подчеркнуть, что тьюторское сопровождение, в нашем понимании, направлено на то, чтобы человек осознал свои действия, исходя из его понимания себя и образа своего будущего. Тьютор как раз и помогает разобраться в себе, спроектировать свои цели и выстраивать к ним траекторию, сопровождая затем на этом пути.

— Но если студент запустил учебу, совмещая ее с работой, что тут может сделать тьютор? Предложить решать, что важнее — работа или учеба?

Борис Борисов: Да, сложность совмещения работы и учебы — один из факторов, который может привести к отчислению. С учетом интересов студента задача тьютора в данном случае — создавать в процессе консультаций такие условия, при которых человек сможет лучше понять себя. Осознание собственных склонностей, возможностей и жизненных задач должно привести в конечном счете к лучшему пониманию человеком его приоритетов, чтобы он смог выстроить собственную образовательную и профессиональную траекторию.

Артем Козин: Мы полагаем, проблема совмещения работы с учебой часто бывает связана с тем, что люди просто не представляют себе тех возможностей, какие открывает перед ними Вышка. Многие студенты могли бы в стенах университета найти себе работу, которая больше отвечала бы их интересам во всех отношениях. Работая в научно-учебных лабораториях или создавая собственные проектно-учебные группы, можно получить хороший опыт, не отрываясь от учебы. Сегодня наш университет — огромная и сложная структура, далеко не всякий первокурсник способен в ней разобраться самостоятельно. Тьютор ему в этом поможет. Хочет человек, допустим, заниматься бизнесом — пожалуйста, в Вышке есть Бизнес-инкубатор, где можно участвовать в стартапах. Можно не в чужой стартап идти, а создать свой и самому регулировать свое время, а не отпрашиваться у кого-то. Первоочередная задача тьютора — показать весь спектр возможностей.

— Как деятельность тьюторов будет соотноситься с работой кураторов курсов?

Борис Борисов
Борис Борисов
Борис Борисов: Куратор — представитель факультета, преподаватель, он подчиняется декану. Отношения куратора со студентом поэтому — «по вертикали». Тьютор же работает «в горизонтали», на основе позиционного равенства.

Мы убеждены: тьюторская служба в перспективе должна быть общеуниверситетской. В нашем представлении тьютор — это отдельная профессия, предполагающая определенные навыки у человека, занимающего соответствующую тьюторскую должность. Чтобы работать с ресурсами человека и его личными проблемами, мешающими обучению, необходим в первую очередь психологический бэкграунд. У наших кураторов бэкграунд совершенно различный, но они все — преподаватели. Если говорить о направлениях сопровождения и поддержки студентов, то кураторы, на мой взгляд, в перспективе должны занять исключительно учебно-педагогическую позицию.

— Как ваша концепция соотносится с зарубежным опытом?

Борис Борисов: В Оксфорде и Кембридже тьюторы известны по крайней мере с XIV века. Тьютор отвечал за подготовку студентов к экзаменам и выполнял функции наставника не только в учебе, но и в студенческой жизни своего подопечного вообще. То есть тьюторство в британских университетах зародилось и продолжает развиваться как преимущественно учебно-педагогическая деятельность, наставничество.

В нашей концепции тьюторского подхода мы делаем акцент на самоопределение студента, на его собственную ответственность за свою успешность в вузе и в жизни. Тьютор же создает условия для становления этих качеств у студента, дает ему необходимые «инструменты».

— Когда возникает проблема успеваемости, ситуация может осложняться конфликтом студента с преподавателем. Что тьютор может сделать в этом случае?

Артем Козин: Помочь взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что послужило причиной конфликта, помочь увидеть все возможности, какие есть на факультете (в том числе ресурсы куратора), предусмотреть возможные варианты развития событий и понять, как уладить конфликт с наилучшим для студента исходом и избежать возникновения таких проблем в будущем…

— Предположительно как в целом будет строиться тьюторская работа?

Артем Козин: Проект еще только начинается, и масштабы потока обращений нам пока не ясны. Мы разместили объявления в большинстве корпусов Вышки. Уже сейчас к нам могут обратиться все желающие — записаться на консультацию, заполнив форму на сайте проекта. Работать с каждым студентом мы будем индивидуально — и столько времени, сколько понадобится для решения его проблем.

Пока у нас есть «ядро» из нескольких основных участников проекта. А дальше посмотрим, сколько сотрудников будет нужно. Мы уверены, что магистрантов-психологов проект заинтересует. Он рассчитан на обучение в процессе работы, так что присоединиться можно в любой момент.

— Кого бы вы «в идеале» хотели видеть в числе сотрудников?

Борис Борисов: Прежде всего, людей с психологическим образованием: работа тьютора предполагает обладание компетенциями психолога-консультанта. Для нашего проекта также важно, чтобы его участники хорошо представляли себе специфику учебы в Вышке, особенности работы в университете и его социокультурную среду, поэтому наш «идеальный» кандидат — выпускник или студент магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ. Особенно мы рассчитываем на магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности». Подход, какому обучают на этой программе, думаю, наилучшим образом подходит для тьюторов, то есть тех, кому предстоит работать с ресурсами человека.

— Где будет базироваться служба тьюторов? И как будет организована их работа?

Артем Козин: Институт развития образования ВШЭ готов предоставить нам помещения в здании на Славянской площади (станция метро «Китай-город»). График консультаций будет размещен на сайте. Очень надеюсь, что мы сможем помочь нашим студентам.

 

Комментарий научного руководителя проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Исака Фрумина:

— Результаты наших исследований, действительно, показывают, что источники многих проблем студента на университетской «дистанции» кроются за пределами учебного процесса. В этом плане университет может и должен работать сразу с несколькими аспектами «проживания» студентами университетского этапа жизни, в том числе помогать держать психологический тонус, эффективно социализироваться, а по большому счету — научить управлять собственной образовательной и жизненной траекторией.

Этот проект, как мы надеемся, даст основание для появления новой для Вышки деятельности — регулярной и планомерной работы по содействию студентам в обучении и университетской жизни. Кроме того, эта инициатива имеет отношение и к разрабатываемой в нашей лаборатории тематике студенческой вовлеченности в учебный процесс, ведь здесь идет речь о практической работе с этой вовлеченностью и причинах ее отсутствия.

В западных университетах, в частности, американских, такого типа работа носит системный характер, это вообще важнейшая часть политики университета. Практически это реализуется в самых различных форматах как «сверху», так и «снизу»: тьюторство, коучинг, консультирование, специальные студенческие инициативы и прочее. Нам важно также сделать шаг в этом направлении.

 

Комментарий директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной:

— Проблема адаптации первокурсников к вузу — нередкая. Если к студентам предъявляются высокие требования, то на первом и втором курсах у многих возникают сложности с успеваемостью. Причина, как правило, не в лени или нежелании учиться, а в различиях школьного и вузовского подходов к обучению: школы остаются патерналистскими, там заставляют учиться, контролируют каждый шаг, а вузы, напротив, предоставляют студентов самим себе. «Воздух свободы» на многих действует опьяняюще — ребята болезненно переживают смену обстановки, переезд в другой город.

Концепция тьюторского сопровождения, предложенная лабораторией «Развитие университетов», представляется мне очень интересной и полезной. В такой помощи особенно нуждаются студенты, только что поступившие в Вышку. А тьютор из числа тех, кто сам не так давно был студентом или продолжает учиться в магистратуре, может оказаться тем Вергилием, который проведет вчерашнего школьника от начала учебы в вузе к получению им диплома. И чем раньше проблему начнут решать, чем больше информации о студенте будет у тьютора — тем больше шансов на успех.

 

Комментарий Вениамина Колпачникова, доцента кафедры психологии личности, преподавателя магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности»:

— Насыщенная образовательная программа, нередко напряженная ситуация в семье, необходимость совмещать учебу с работой, непростые внутренние переживания — все это достаточно типичные реалии бытия студента Вышки. Помочь ему разобраться в собственной жизненной ситуации, расставить приоритеты и конструктивно организовать свою жизнь и учебу призваны многие службы ВШЭ: Центр психологического консультирования, служба кураторов и другие.

Конечно, эти службы важны, но тьюторы-студенты или выпускники магистратуры факультета психологии обладают рядом важных преимуществ перед кураторами и профессиональными консультантами. Близость к студентам по возрасту и хорошая осведомленность об их жизненной ситуации — основа для доверия и понимания. Если прибавить сюда солидную подготовку в области психологического консультирования, какую получают магистранты программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности», то такой тьютор может оказаться бесценным помощником для студента. На мой взгляд, инициатива по созданию института (службы) тьюторов — обоснованная и полезная, важно ее поддержать.

 

Комментарий начальника методического управления НИУ ВШЭ Александры Серовой:

— Истоки эксперимента, о котором идет речь, можно увидеть в принципах обучения в Вышке, которое с самого начала строилось на отборе лучших из лучших. Как следствие — достаточно высокий отсев студентов. Однако демографическая ситуация в стране и возрастающая конкуренция между вузами заставляют дополнить подход, построенный на отборе и выживании сильнейших, другим: ведь есть студенты, которые хотят и могут учиться, но испытывают сложности, прежде всего, адаптационного характера. Жалобы студентов на перегрузки и стресс, который они испытывают, подтверждаются мнением специалистов Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ о растущем числе обращений. В таких условиях ребятам необходимо оказать поддержку. Тьюторское сопровождение — один из способов сделать это.

В опыте Вышке уже представлены две модели работы тьюторов. На факультете экономики ВШЭ тьюторы — это студенты-волонтеры, которые помогают первокурсникам адаптироваться к жизни университета, делятся с ними опытом, рассказывают о курсах, преподавателях, помогают советами по учебным и неучебным ситуациям. Первокурсники получают «своего» тьютора на первом же собрании; им может стать любой студент факультета, но чаще всего это студенты второго курса. Хорошо помня, насколько это было важно им самим год назад, они помогают тем, кто только пришел в университет.

Другую концепцию реализует факультет бизнес-информатики ВШЭ. Здесь тьюторами по итогам конкурсного отбора становятся лучшие студенты. Их задача — помогать студентам прежде всего в учебе (в том числе и с помощью различных интернет-технологий). Такие тьюторы получают статус учебных ассистентов, их работа оплачивается. Каждый тьютор может оказывать помощь по ограниченному числу курсов, читающихся на факультете бизнес-информатики.

Судя по отзывам студентов, тьюторское сопровождение, предложенное факультетами экономики и бизнес-информатики, чрезвычайно востребовано.

Лаборатория «Развитие университетов» предлагает третью концепцию тьторской помощи. В основе ее лежит представление о преимущественно психологическом характере затруднений, которые испытывают студенты.

На мой взгляд, итоги эксперимента лаборатории должны помочь руководству университета решить: какая форма тьюторского сопровождения является наиболее эффективной и нужной и, соответственно, должна получить централизованную поддержку. Ведь есть и еще один взгляд на тьюторство, который, например, реализуется в магистерской программе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) «Тьюторство в сфере образования»; под тьютором здесь понимается специалист, который помогает выстроить и сопровождает индивидуальную образовательную программу учащегося. Сейчас инициативная группа, куда входят эксперты Федерального института развития образования и МПГУ, разрабатывает проект профессионального стандарта по тьюторскому сопровождению.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.