• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Благодаря научной работе меня взяли на стажировку в ООН»

Новостная служба портала уже рассказывала о состоявшейся в декабре торжественной церемонии награждения победителей Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ 2012 года. Наш корреспондент встретился с некоторыми из победителей соревнования и их научными руководителями.

 

София Афанасьева, победитель конкурса в номинации «Лучшая работа магистра по юриспруденции» (тема: «Институт Eminent Domain в конституционном праве Соединенных Штатов Америки», научный руководитель — заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ Михаил Краснов):

— В моем исследовании изучается опыт США по урегулированию института изъятия земельных участков из частной собственности в публичных целях. По сути же рассматривается вопрос о соотношении публичных и частных интересов, о том, как это влияет на статус конституционного права частной собственности.

Мои успехи в научной деятельности в значительной степени повлияли на то, что меня приняли на стажировку в ООН.

Я считаю, что проблема весьма актуальна для нас, так как непосредственно затрагивает каждого собственника — при отсутствии надлежащего регулирования базовых элементов института публичных изъятий (например, понятия публичной нужды), частная собственность будет отчуждаться органами власти практически беспрепятственно. Примером в России может служить строительство спортивного комплекса в Сочи для проведения зимней Олимпиады, в связи с чем было принудительно выкуплено огромное количество земельных участков у частных лиц.

Если говорить о самом конкурсе НИРС, участие в нем — это серьезный опыт самостоятельной аналитической работы. Он дает возможность глубоко погрузиться в тему, но при этом учит строго придерживаться тематики, отсортировывать информацию, подмечать нюансы и выстраивать логические цепочки. Написание такой работы можно сравнить с решением головоломки. К тому же НИРС дает прекрасную возможность поработать с уже зарекомендовавшими себя исследователями и учеными, в первую очередь, это, конечно, научные руководители. Их помощь, поддержка и советы значительно повлияли на тематику и содержание моего исследования. В некотором смысле участие в конкурсе становится стилем жизни — для меня научная деятельность служит главным источником и стимулом к саморазвитию. Наконец, победа в НИРС выгодно выделяет резюме у тех работодателей, кто заинтересован в сотруднике-аналитике. Могу сказать, что мои успехи в научной деятельности в значительной степени повлияли на то, что меня приняли на стажировку в ООН.

Сейчас я учусь в аспирантуре НИУ ВШЭ и в ближайших моих планах — защитить диссертацию по уже начатой проблеме. Но теперь я изучаю опыт не только США, но и России. В идеале хотелось бы на основе сравнительного анализа выработать рекомендации для законодательного реформирования института публичных изъятий в нашей стране.

 

Михаил Краснов, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ:

— Лично я к конкурсам (как и к рейтингам) отношусь неоднозначно, потому что практически в любом из них есть весьма большая доля субъективности. Но, с другой стороны, конкурс НИРС добавляет мотивации начинающим исследователям, для молодого человека любое признание его работы очень ценно.

Мои студенты принимают участие в конкурсах не только в рамках Вышки, некоторые, например, Антон Лебедев, Павел Блохин, Саша Горский, Соня Афанасьева и другие получали призы на конкурсах Центризбиркома, Конституционного суда, а также имеют публикации во вполне «взрослых» журналах. Но, честно говоря, специально я никого из них для этого не готовлю. Свою задачу вижу лишь в том, чтобы побудить к творчеству.

Я объясняю своим студентам, что в учебных материалах излагается только мнение авторов, ребята должны понять, что есть и другие точки зрения, и их можно оспаривать. Я предлагаю им и свою точку зрения, с которой тоже можно спорить.

Я веду лекции по конституционному праву на первом курсе и, возможно, поступаю методически неправильно, когда приучаю «вчерашних школьников» думать своей головой, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Ведь многих ребят в школе уверили, что в учебниках дается «истина в последней инстанции», а это далеко не так. Я объясняю своим студентам, что в учебных материалах излагается только мнение авторов, ребята должны понять, что есть и другие точки зрения, и их можно оспаривать. Я предлагаю им и свою точку зрения, с которой тоже можно спорить, главное, чтобы диалог был конструктивным.

Другой «прием» — тематика курсовых работ. В программе наравне с традиционно сформулированными темами есть и заведомо творческие, например, разработка какого-то законопроекта или хотя бы его концепции. Несколько лет назад я вместе с доцентом Светланой Васильевой создал клуб «Призма», цель которого обсуждение значимых публичных событий с точки зрения конституционного права. Именно в рамках этого клуба зародилась идея разработки проекта новой Конституции России, а фонд «Либеральная миссия» организовал обсуждение проекта и издал отдельную книжку.

Трудно сказать, почему одни становятся исследователями, а другие, скажем так, исполнителями. Что-то внутри у человека заложено. Причем, скорее всего, это целый веер мотивов, а не какой-то один. Здесь и стремление доказать что-то себе, и желание быть признанным, и видение своей карьеры юриста как ученого, и мысль о том, что научный фундамент повышает личную «капитализацию». Я, например, довольно случайно вступил на научную, а затем научно-педагогическую стезю и очень этим доволен. Сегодня я не мыслю себя вне научного творчества, а уж насколько оно у меня удачно, не мне судить.

 

Александр Махов, победитель конкурса в номинации «Лучшая работа магистра по истории» (тема: «Анализ повседневного исторического знания: содержание, структура, характеристики (на материалах екатеринбургского веб-форума)», научный руководитель — директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Ирина Савельева):

— Моя работа была посвящена изучению повседневного или массового знания о прошлом. Цель исследования — с одной стороны, определить характеристики и черты такого знания, а с другой, выяснить, как медиум (посредник), в качестве которого выступает интернет-площадка, влияет на свойства и репрезентацию обыденных исторических представлений. В значительной мере мое исследование — это попытка найти объяснительные модели для понимания природы повседневного знания о прошлом, а также инструменты для работы с интернет-источником.

Я думаю, что участие в НИРС дает полезный опыт научной работы, знакомит с одним из жанров учебно-академического письма, его спецификой. А что касается моего будущего, надеюсь продолжить изучение вопросов, связанных с различными формами неакадемического знания о прошлом.

 

Ирина Савельева, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева:

— В этом году факультет истории второй раз принимал участие в конкурсе НИРС, впервые участвовали магистранты открытой в прошлом году магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе», причем почти все. Я считаю, что конкурс — это хорошая стартовая площадка, да и поездка в Париж или Берлин — награда, ради которой стоит постараться.

В академическом мире на конкурсной основе происходит очень многое: получение грантов, отбор заявок на конференции и летние школы, утверждение проектов и прочее. Поэтому, с одной стороны, важно понять, что для победы от тебя требуется максимальная отдача, а с другой — что все твои усилия и заслуги не гарантируют стопроцентного успеха.

На мой взгляд, важны и уроки таких конкурсов. В академическом мире на конкурсной основе происходит очень многое: получение грантов, отбор заявок на конференции и летние школы, утверждение проектов и прочее. Поэтому, с одной стороны, важно понять, что для победы от тебя требуется максимальная отдача, а с другой — что все твои усилия и заслуги не гарантируют стопроцентного успеха. Механизмы всех конкурсных процедур содержат элемент случайности (к таковым, в частности, относятся субъективные предпочтения экспертов) и реалистическое отношение к конкурсам лучше выработать как можно раньше.

Конечно, я очень рада, что среди победителей и мой студент Саша Махов. Его работа «Анализ повседневного исторического знания: содержание, структура, характеристики (на материалах екатеринбургского веб-форума)» обладает двумя качествами, которые редко сочетаются в одном исследовании: серьезным теоретическим обоснованием и богатым эмпирическим материалом, который проанализирован на основе точно выбранной теории. Интересно, что когда Саша высказал желание изучать историю в интернете, я была против. Во-первых, потому что такое исследование требует не столько исторических, сколько серьезных социологических знаний и навыков (ведь изучаются, по существу, массовые представления). А во-вторых, таких исследований практически никто не делал, нет методик или результатов, которые можно использовать. Но когда Саша принес первые тексты с обоснованием теоретической рамки и эмпирической выборки, я в его идею поверила.

Роль научного руководителя с разными студентами различна, но самым главным я считаю максимально реализовать их способности к научной работе, у многих такие способности еще в латентном состоянии. В случае Саши высота планки была задана им самим.

 

Андрей Пащенко, победитель конкурса в номинации «Лучшая работа магистра по юриспруденции» (тема: «Правовой статус участников отношений по уплате таможенных пошлин в Таможенном Союзе в рамках ЕВРАЗЭС», научный руководитель — заведующий кафедрой финансового права ВШЭ Александр Козырин):

— Что дает студенту участие в НИРС? Ну, прежде всего, позволяет улучшить исследовательскую работу, поднять ее на новый уровень. Ведь перед подачей на конкурс смотришь на выполненное исследование в целом, актуализируешь, оцениваешь концептуально, даешь просмотреть коллегам и друзьям, получаешь обоснованные замечания, благодаря чему затем происходит корректировка и шлифовка работы.

Требования к конкурсным работам вполне преодолимы, они достаточно формализованы, поэтому технически подготовить работу для участия в конкурсе несложно. А вот по поводу итогов конкурса — я имею в виду не формальные, а сущностные итоги, — думаю, что для участников было бы полезно узнать какую-нибудь информацию об оценке работы. Например, в виде краткой рецензии, в которой были бы отражены основные преимущества и, что важнее, недостатки исследования. Это позволило бы участникам своевременно скорректировать ошибки в своем исследовании еще на старте карьеры.

Студенту, да, наверно, и не только студенту, написать научную работу высокого уровня в одиночку невозможно. Поэтому рассчитывать на победу в конкурсе можно только при тесном взаимодействии научного руководителя, исполнителя, друзей, помощников.

Студенту, да, наверно, и не только студенту, написать научную работу высокого уровня в одиночку невозможно. Поэтому рассчитывать на победу в конкурсе можно только при тесном взаимодействии научного руководителя, исполнителя, друзей, помощников. Победа в НИРС — это, прежде всего, победа научного коллектива — вот главный «секрет моего успеха». Сейчас я продолжаю реализовывать план научных исследований, разработанный Александром Николаевичем Козыриным еще несколько лет назад, он не потерял своей актуальности. Осмысление и разрешение проблем правового регулирования, которые появились в связи с созданием Таможенного союза ЕврАзЭС, дает материал для работы лет на пять-десять, если подходить к делу серьезно.

 

Александр Козырин, заведующий кафедрой финансового права ВШЭ:

— В этом году третий раз подряд второе место в номинации «Лучшая работа магистра по юриспруденции» занимает Андрей Пащенко. Это, конечно, уникальный случай. Вообще, я считаю, что Андрей обладает незаурядными качествами, огромными трудовыми ресурсами и очень хорошей мотивацией. Это человек, который уже состоялся в другой области — он является кандидатом медицинских наук. Он пришел в магистрату ВШЭ через подготовительные курсы, которые проходил в течение года, и первая же курсовая легла в основу исследования, которое принесло ему победу в НИРС в 2010 году.

Очень важно, что Андрей работает на стыке двух направлений. Не так давно у него состоялся дебют в качестве преподавателя на кафедре управления и экономики здравоохранения ВШЭ. Я считаю, это стало возможным благодаря тому, что наша кафедра уделяет действительно большое внимание исследовательской работе, для нас это главное. Те, кто приходит к нам учиться, знают заранее: чтобы успешно закончить обучение, необходимо написать научную работу на достойном уровне. Поэтому у всех наших студентов хорошая мотивация.

 

Анастасия Чумак, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Стартовал Конкурс научно-исследовательских работ студентов — НИРС-2024

К участию в конкурсе приглашаются студенты, а также выпускники 2024 года российских и зарубежных вузов. НИРС — это возможность получить экспертную оценку своей исследовательской работы, признание в научном сообществе, а еще сделать первые шаги в академической карьере. Подать заявку можно до 15 октября. Итоги будут подведены в конце декабря 2024 года.

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

«Конкурс позволяет почувствовать себя ученым еще на студенческой скамье»

5 февраля состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) — 2023. Конкурс, на который поступило 1730 работ учащихся вузов со всей России, был проведен по 25 направлениям.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.

«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон

На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.