«То, с кем учишься, не менее важно, чем то, у кого учишься»
Студент 1 курса отделения «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ» Петр Мартынов в интервью стажеру новостной службы портала Марии Глазыриной — о том, как он стал победителем всероссийских олимпиад школьников по экономике и обществознанию, олимпиады ВШЭ по экономике, призером олимпиады ВШЭ по математике и ряда других математических олимпиад школьников.
— Как прошла ваша первая зимняя сессия в Вышке?
— Достаточно легко. На нашем факультете нагрузка в течение семестра распределена довольно равномерно, не нужно после четырех месяцев отдыха за ночь учить три книги по шестьсот страниц каждая. Да и в целом на наш факультет попасть сложнее, чем удержаться на нем.
— Олимпиадный опыт помогает в учебе?
— Умение решать олимпиадные задачи по экономике мало пригодилось, так как школьная экономика — это, скорее, видоизмененная математика, но в целом подготовка к олимпиадам, конечно, дает определенный общий уровень знаний.
— Когда вы впервые узнали об олимпиадах школьников и начали участвовать в них?
— Из моей школы (лицей №1535 города Москвы) многие участвовали в олимпиадах, поэтому в десятом классе я тоже решил попробовать.
— Учителя в школе предоставляли более «льготный» режим олимпиадникам?
— К счастью, да, в 11 классе ведь все ученики готовятся к ЕГЭ или к олимпиадам, поэтому хорошие учителя стараются идти навстречу, не спрашивать очень строго и не давать много заданий по непрофильным предметам. И это важно, поскольку некоторые сами по себе занимательные дисциплины в школе зачастую преподаются не слишком интересно. Хотя многое зависит и от ученика — один при невысокой нагрузке ничего не будет делать, а другой будет заниматься тем, что ему действительно нужно.
— Занимались ли вы дополнительно, на курсах или с репетитором?
— С репетиторами — нет, но я посещал дополнительные элективы в школе, занимался в математическом кружке в старших классах и иногда ходил в Вышку и в РЭШ на открытые лекции.
— Как лучше построить систему подготовки к олимпиаде? Стоит ли сосредоточиться на одном или нескольких предметах?
— Лично мне часто надоедает заниматься одним и тем же. В 10 классе я начал углубленно изучать физику, для этого мне необходимо было улучшить свои познания в математике, потом и сама математика понравилась, математика была тесно связана с экономикой, история экономики — с обществознанием, все было взаимосвязано и вытекало одно из другого. Хотя, думаю, если человек впервые задумывается об участии в олимпиадах только в 11 классе перед поступлением, наверное, лучше сконцентрироваться на одном предмете (если он, конечно, не собирается работать по 80 часов в неделю).
— Как вы выбирали материалы для подготовки? Что использовали — школьные учебники, университетские, дополнительную литературу?
— В старших классах я почти перестал читать школьные учебники — их изучение казалось мне мало результативным. Предпочитал решать больше задач. Также важно общаться с людьми, которые занимаются углубленным изучением того или иного предмета, узнавать, что им нравится из литературы по определенной тематике. Есть хорошие научно-популярные издания, например, недавно переведенная на русский язык книга Стивена Ландсбурга «Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь», немного затянутая, но прочесть стоит.
— Как вам сама система составления и оценки олимпиадных заданий? Хотелось бы что-нибудь изменить?
— К Вышке это относится в значительно меньшей степени, но нередко вузы составляют олимпиадные задания так, чтобы их смогли решить только те, кто ходил на курсы подготовки именно к конкретной университетской олимпиаде. Я не говорю, что это нечестно, но это не совсем соответствует самому духу и идее олимпиадного движения как такового. Олимпиада должна выявлять не самого лояльного к данному вузу, не того, кто сильнее всего хочет поступить, а наиболее талантливого и трудоспособного. Всероссийские олимпиады, на мой взгляд, устроены достаточно эффективно, хотя, скажем, на олимпиаде по обществознанию, по моим наблюдениям, все-таки был велик фактор случайности при определении победителей.
— Вы общаетесь с другими участниками олимпиад? Многие ли из них поступили в Вышку?
— Да, конечно, насколько я знаю, в этом году ВШЭ даже обогнала МГИМО по количеству поступивших победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Да и на курсе у нас из 60 человек около 40 — олимпиадники. Поэтому в моем круге общения очень много ребят с олимпиад.
— Почему вы выбрали программу совместного бакалавриата с РЭШ?
— Я выбирал не между факультетом экономики или МИЭФ и РЭШ, как большинство абитуриентов, а скорее между физтехом и РЭШ. В программе совместного бакалавриата с РЭШ мне импонирует значительная доля свободы при выборе предметов и курсов, достаточно сильная математика и, конечно, яркий контингент студентов. То, с кем учишься, не менее важно, чем то, у кого учишься.
— Вы уже включились в студенческую жизнь Вышки? Самое яркое впечатление от учебы в университете на данный момент?
— Еще не успел. Понемногу начинаю интересоваться. А событие — наверное, конференция в честь двадцатилетия РЭШ, на которой выступали многие ученые мирового масштаба. Это, конечно же, впечатляет и вдохновляет учиться.
Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса
25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.
Победителей и призеров Всероссийской олимпиады по ИИ примут в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний
Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту включена в перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования на 2023/24 учебный год. В этом году на олимпиаду зарегистрировались почти 16 тысяч школьников со всей России. В финальный этап прошли 50 участников. Из них 4 школьника стали победителями, а 8 — призерами.
«Здесь развиваются и проверяются качества, необходимые будущим предпринимателям»
В 27 городах России завершились региональные кейс-чемпионаты школьников по экономике и предпринимательству. Самым масштабным из них стал московский региональный кейс-чемпионат, приглашения на который получили более 300 команд. 12 ноября в НИУ ВШЭ состоялось награждение его победителей и призеров по кейс-направлению и по бизнес-направлению. Кроме того, ряд команд были отмечены в специальных номинациях партнерами чемпионата.
Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов
Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».
Отборочный этап чемпионата сочинений «Своими словами» завершен
С 27 по 30 октября состоялся отборочный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Более 8000 человек из 86 регионов России прошли мультимедийный тест онлайн. Задания чемпионата сочинений направлены не на проверку школьной программы и систематических знаний, а на тестирование уровня функциональной грамотности, способности к критическому мышлению, а также навыка анализа информации.
Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике
До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.
«Самые крутые и легитимные медалисты»
16 октября в зале заседаний Ученого совета НИУ ВШЭ состоялась встреча руководителей университета с медалистами олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» прошлого учебного года. В торжественной обстановке им вручили дипломы и медали. Большинство участников собрания — первокурсники магистратуры НИУ ВШЭ, поступившие в этом году без вступительных испытаний благодаря победе на олимпиаде.
«Одна из лучших и важных олимпиад, которую точно нельзя пропускать»
До 8 ноября продолжается регистрация на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Диплом ее победителя и призера дает 11-классникам возможность поступить в российские вузы без вступительных испытаний или засчитать 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» студенты НИУ ВШЭ рассказали, как участвовали в олимпиаде и как ее диплом помог при поступлении.