Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развеять «иллюзию денег»

23 августа в ГУ-ВШЭ открылась летняя школа ICABEEP (Международной конфедерации по развитию поведенческой экономики и экономической психологии).

Алексей Белянин

Видеозапись открытия летней школы ICABEEP Видеозапись открытия летней школы ICABEEP

Видеозапись открытия летней школы ICABEEP Видеозапись лекции профессора Стивена Ли «Психология текущего кризиса»

В интервью накануне открытия школы ее содиректор, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ГУ-ВШЭ Алексей Белянин, особо отмечал, что одним из главных принципов, на которых будет строиться работа школы, является академическая свобода. Об этом же говорили в своих приветствиях приглашенные профессора, подчеркивая, что навязывать участникам школы (PhD-студентам и аспирантам из ведущих университетов мира) свои взгляды на поведенческую экономику, равно как и темы для исследований, они не будут. «Здесь нет учителей и учеников, мы все здесь студенты и с нетерпением ждем обучения с вами в течение следующих двух недель», — сказал, например, профессор Университета Эксетера (Великобритания) Стивен Ли.

Первый рабочий день школы был отведен на так называемые установочные лекции. Презентация Тадеуша Тышки, профессора Университета Козьминского в Варшаве, была посвящена моральному аспекту принятия экономических решений. Профессор Дэниэл Хаузер из Университета Джорджа Мейсона (Вашингтон) рассказал о том, какую весомую роль в экономическом и профессиональном поведении индивидов играют самые банальные искушения и соблазны. В лекции профессора Университета Ноттингема Бенедикта Херрманна была рассмотрена проблема кооперации и принуждения к ней.

А начался день с лекции Стивена Ли, озаглавленной «Психология текущего кризиса». Собственно, сам кризис и предоставил экономистам и психологам богатое поле для проведения междисциплинарных исследований. Заранее извинившись, что теория и данные будут основаны на западном опыте (поскольку, во-первых, в развивающихся странах либо не проводятся соответствующие исследования, либо экономическая психология вовсе отсутствует как отдельная область науки, а, во-вторых, кризис — это «продукт англосаксонского финансового мира»), Стивен Ли определил круг вопросов, требующих изучения. Как индивидуальное поведение повлияло на возникновение кризиса? Как кризис, в свою очередь, воздействует на наши чувства, желания, мысли и действия? Как «позитивное» индивидуальное поведение может разрешить кризис?

Какие же тренды выявили исследования экономистов-психологов? Вопреки распространенному представлению, экономическое поведение далеко не полностью описывается моделями рационального выбора. Более того, отклонения от рациональности носят систематический и устойчивый характер. Эти отклонения можно предсказывать благодаря процессам, описываемым в когнитивной, социальной, сравнительной и даже клинической психологии. Наконец, они могут быть смоделированы в ходе лабораторных экспериментов, а полученные результаты могут использоваться для построения реальных экономических прогнозов.

Стивен Ли выделил три основных группы таких отклонений от рациональности. Во-первых, это эвристика, предрассудки и социальное влияние, которые заставляют людей при принятии решений идти простейшим путем, полагаясь при этом на распространенное мнение. Во-вторых, это честность, альтруизм и другие моральные нормы, которые обязывают людей думать о том, какие последствия принятые ими решения будут иметь для окружающих. В-третьих, это миопия — люди склонны недооценивать эффект, который их нынешние действия будут иметь через несколько лет. Последнее особенно заметно при изучении двух важных исследовательских программ экономической психологии — психологии денег и психологии долга.

Деньги, являясь исключительно мотивирующей силой, в отличие от других мотиваторов, например, еды или секса, не имеют биологической основы. В то же время они не менее эффективны. Профессор Ли привел такой пример: когда сталкиваются два общества — использующее деньги и не знакомое с ними, то второе начинает использовать деньги, а не наоборот. И это нельзя объяснить только фактором военной силы или технического превосходства одной из сторон — деньги просто очень хорошо работают. Доверие к современным деньгам настолько велико, что они больше не нуждаются в золотом обеспечении.

Но деньги не просто инструмент. Деньги, по мнению Стивена Ли, это еще и наркотик, оказывающий прямое и подчас «ошеломляющее» воздействие на наше поведение и эмоции. Мы часто попадаем в плен «иллюзии денег», а некоторые пути их использования (для покупки секса, детей, человеческих органов, для повышения социального статуса) считаются в обществе предосудительными.

«Иллюзия денег», возможно, является психологическим ключом к пониманию истоков экономического кризиса, который начался на американском рынке недвижимости. Несколько лет подряд цены на этом рынке росли, создавая у владельцев домов иллюзию увеличения их собственного благосостояния. Не увеличивая свои реальные доходы, они позволяли себе больше тратить и кредитоваться — и с обвалом рынка стали должниками.

Переходя к проблеме психологии долга, Стивен Ли отметил, что долг является примером так называемого межвременного выбора, но с точки зрения психологии нужно различать три разных ситуации: кредита (управляемого долга, который будет погашен на заранее согласованных условиях), собственно долга (когда заемные деньги не были возвращены в срок, но с большей или меньшей трудностью могут быть возвращены) и долгового кризиса (когда возврат долга невозможен без кардинальных изменений условий жизни заемщика или вообще невозможен в течение его жизни). В этом смысле психология долга тесно связана с психологией бедности, и главный объяснительный фактор долга — экономический. Профессор Ли заметил, что, хотя совершение финансовых ошибок характерно для некоторых групп населения (например, молодежи), люди, живущие в долг, далеко не всегда являются плохими финансовыми менеджерами. Типичное поведение должника может являться набором успешных практических и психологических стратегий «выживания».

Однако неожиданный и резкий экономический спад провоцирует возникновение нетипичных видов долгов и должников. Увольнение или крах собственного бизнеса приводит к внезапной потере дохода, «неподъемности» ранее взятых кредитов и невозможности поддерживать прежний стиль жизни. Реакция «новых бедных» на изменившиеся условия, по мнению Стивена Ли, может стать крайне интересной темой исследований для экономистов-психологов.

А что же может сказать о кризисе макроэкономическая психология? Для начала — выявить три «катастрофических подхода», господствовавших на ипотечном рынке и приведших к буму и обвалу на нем. Первый ошибочный посыл — всегда лучше быть владельцем дома, чем нанимателем. Заблуждение второе — увеличение рыночной стоимости дома означает рост благосостояния его владельца. Третья ошибка — если ты сейчас можешь позволить себе выплаты по долгу, то и вернуть заем будет тебе по силам.

Стремление непременно владеть домом далеко не всегда имеет под собой рациональные основания, а рост цен на дом хоть и дает некоторые реальные экономические преимущества (в частности, облегчает доступ к кредитам), но не гарантирует долгосрочного дохода. Более того, как показал кризис, опыта и навыка действий в условиях падающего рынка недвижимости у подавляющего большинства тех, кто брал кредиты под залог своего некогда «подорожавшего» дома, не было и нет.

Итак, считает Стивен Ли, домовладельцы и кредиторы, пали жертвой повального увлечения… «МММ». Правда, за этой аббревиатурой у профессора Ли скрываются Materialism, Money illusion и Myopia, но с печально известной в России финансовой пирамидой параллели напрашиваются — всему виной те же материализм, иллюзия денег и недальновидность. Вот от них британский ученый и предлагает избавляться, причем на государственном уровне путем проведения специальной «психоэкономической политики».

Рецессия создает замкнутый круг: люди и компании вполне обоснованно начинают меньше тратить и больше сберегать, чтобы иметь резервы на случай будущих потрясений, между тем как для выхода из кризиса нужно увеличение потребления, то есть расходов. Работает принцип «чем лучше, тем лучше»: расходы возрастают по мере роста доходов.

Психоэкономическая политика, по Стивену Ли, должна заключаться в следующем: создании реалистичной уверенности в экономическом росте у большой группы населения, напрямую не затронутой кризисом; выборочной популяризации «умножающихся» расходов; разработке политики по преодолению обратной «иллюзии денег» у тех, чьи дома обесценились, но чьи реальные доходы не пострадали; поддержке консультационных и других мер, которые бы предотвратили превращение «кризисных» долгов граждан в хронические.

«Что из этого сейчас делается на правительственном уровне? — задал напрашивающийся вопрос сам Стивен Ли и сам же ответил: — Ничего».

Рецессия, по его словам, должна была бы научить тому, что в экономике нет ничего застывшего и предопределенного. То, что случается, в значительной степени зависит от уверенности людей в наступлении или ненаступлении данного события. «Нет экономики без психологии, и нет экономического восстановления без восстановления психологического, — уверен профессор Ли. — И наше понимание этого было бы куда более глубоким, если бы мы не замыкались только на западном опыте, а хотя бы внимательно изучили процессы, проходившие в девяностые годы на постсоветском пространстве».

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.