• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первая Летняя школа Института демографии ВШЭ

С 23 по 25 сентября в подмосковном пансионате неподалеку от Звенигорода прошла Летняя школа «Второй демографический переход», организованная Институтом демографии ВШЭ.

Всего на этой летней школе побывало более 70 человек, в основном — магистрантов первого и второго курсов направления «Демография» по специальности «Социология», выпускников магистратуры прошлого года, готовящихся сейчас к поступлению в аспирантуру, были также студенты-социологи из Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), интересующиеся проблемами народонаселения. Но кроме собственно участников Летней школы, к ее работе присоединились слушатели Курса краткосрочного повышения квалификации по программе «Население и развитие», организованного Центром повышения квалификации ВШЭ совместно с Фондом ООН по народонаселению для представителей стран СНГ, проходившего там же, под Звенигородом, с 19 по 30 сентября.

Работа Летней школы проходила в форме лекций, круглых столов и дискуссионных клубов, в основном посвященных «Второму демографическому переходу». Концепция «Второго демографического перехода», которая стала основной темой Летней школы, помогает понять многообразные изменения, переживаемые современной семьей в развитых урбанизированных странах. В качестве лекторов, ведущих круглых столов и модераторов дискуссий выступали, как правило, преподаватели кафедры демографии НИУ ВШЭ и исследователи Института демографии, свой вклад в содержательность дискуссий внесли также преподаватели кафедры демографии МГУ.

Лекция ординарного профессора, директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского «Демографический переход и индивидуальный жизненный цикл»
Лекция ординарного профессора, директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского «Демографический переход и индивидуальный жизненный цикл»
Летнюю школу открыла лекция ординарного профессора, директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского «Демографический переход и индивидуальный жизненный цикл», продолжением которой стала дискуссия на тему «Что нам нравится и что не нравится в современной семье». Перед началом дискуссии был показан документальный фильм «Женское счастье или мужское достоинство» (Армения, 2006) который послужил «затравкой» для последующего оживленного обсуждения.

Также на Летней школе с лекциями выступили заместитель директора Института демографии ВШЭ Сергей Захаров (тема — «Второй демографический переход, его причины и главные проявления»), доценты кафедры демографии ВШЭ Виктория Сакевич («Репродуктивные права и репродуктивное здоровье») и Ольга Исупова («Новое положение женщины в семье и обществе. Вспомогательные репродуктивные технологии. Феминизм и его противники.») На второй и третий день школы прошли круглые столы. В частности, один из них был назван «Будущее современной семьи» (на этот раз обсуждение было «подогрето» просмотром украинского документального фильма 2006 года «Кто споет колыбельную...»). Во время другого круглого стола участники школы обсудили, устарела ли теория демографического перехода. Еще две встречи участников прошли по темам: «Проблемы населения и развития в международных дискуссиях» и «Демографическая теория, демографическая идеология и демографическая практика». После ужина на школе было организовано общение в рамках Демографического клуба.

Для Института демографии ВШЭ эта Летняя школа была первой. По мнению организаторов, она показала высокую эффективность такого рода встреч, позволила будущим магистрам-демографам не только лучше почувствовать «вкус» изучаемого ими предмета, остроту нынешних демографических проблем в России и в мире, но и получить опыт ведения научных споров, обзавестись полезными для академической работы контактами и «просто пообщаться» с ведущими учеными и экспертами в области современных демографических тенденций.

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

«Мотивация к большим поступкам в жизни»: чему учат на программе магистратуры «Население и развитие»

В 2023 году магистратура «Население и развитие» вошла в рейтинг лидеров образовательных программ НИУ ВШЭ. О том, в чем ее особенность и уникальность, зачем специалистам по проблемам населения изучать Python, жилищную политику и государственное управление, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

Залечь на дно в Рыбинске: в жару лучше находиться в маленьком городе

Аспирант Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Максименко и международная группа исследователей изучили избыточную смертность в европейской части России во время жары и лесных пожаров 2010 года. Анализ данных показал, что определяющим фактором избыточной смертности был не уровень загрязнения воздуха, а размер города: самыми безопасными оказались города с населением менее полумиллиона человек. Исследование опубликовано в Vienna Yearbook of Population Research 2024.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.