Самоорганизация исследователей гражданского общества
21 июня в Высшей школе экономики открылась Летняя школа «Исследования гражданского общества в междисциплинарной перспективе», организованная Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.
Первый проректор, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Лев Якобсон, приветствуя участников Летней школы, сообщил, что из 74 присланных заявок на основе мотивационных писем и исследовательских проектов было отобрано 35 человек. Приятной неожиданностью для организаторов стало то, что по-настоящему интересных заявок было много, специалисты в регионах занимаются проблематикой гражданского общества и некоммерческого сектора. Что касается Высшей школы экономики, то на многих факультетах у разных специалистов есть устойчивый интерес к этой проблематике. И именно поэтому несколько лет назад был создан Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.
«Таких масштабных эмпирических исследований не ведется больше нигде на постсоветском пространстве. В работе исследовательского семинара Центра принимают участие специалисты из вузов и академических институтов Москвы, — рассказал Лев Якобсон. — Так случилось, что тематика некоммерческих организаций (НКО) заинтересовала меня давно, но в последние годы НКО стало очень много, гражданское общество хотя и слабое, но оно в России есть, и есть спрос на его изучение».
В связи с этим одна из основных задач школы — овладение методами исследования в этой сфере. Это важно, поскольку время поощрения интереса к проблематике прошло, необходимо поощрять грамотную работу, считает Лев Якобсон: «Принципиально важно и развитие сетевой самоорганизации исследователей гражданского общества и некоммерческого сектора. Хотелось бы, чтобы Летняя школа стала еще одним шагом к созданию такой сети».
Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, рассказала о его работе, обратив внимание, что это единственная исследовательская организация в стране, которая выполняет мониторинг состояния российского гражданского общества.
Затем прошло представление участников школы. Каждый кратко рассказал о себе и своем исследовательском проекте, представленном в заявке, а также о своих ожиданиях от участия в работе школы. Кстати, на Летнюю школу приехали представители разных специальностей (социологи, политологи, психологи, правоведы, философы, историки и другие) из разных городов России, а также из Грузии, Украины, Молдовы, Южной Осетии. Причем, это студенты и аспиранты, молодые и уже опытные исследователи, работающие над докторскими диссертациями. После этого участники школы переместились уже для основной работы в подмосковный пансионат.
Первую, вводную сессию, вел Чарльз Бакстон, менеджер региональных программ в Центральной Европе и странах бывшего СССР Международного центра обучения и исследований в некоммерческом секторе (International NGO Training & Research Centre — INTRAC). В начале своего выступления он обозначил основную его проблематику: что такое гражданское общество? О каких путях его дальнейшего развития идет речь? Какие вызовы сегодня есть для международного развития, связанные с новыми социальными движениями? Как развивается гражданское общество в некоторых странах постсоветского пространства?
Определение гражданского общества, которого придерживается INTRAC, гласит: «Гражданское общество — объединения, существующие вне государства и рынка, которые сохраняют степень автономии и независимости, и у которых есть потенциал для предоставления альтернативных точек зрения, курсов политики и действий, отличных от тех, которые продвигаются государством или рынком». При таком подходе, по мнению Чарльза Бакстона, гражданское общество всегда выступает инноватором в социальной сфере по сравнению с государством, и тем более, очень отличается от бизнеса своими изначальными установками. Гражданское общество, считает эксперт, — это «пространство, площадка для дискуссий, где есть конкуренция идей и интересов».
Что же касается отнесения тех или иных организаций к гражданскому обществу, но в этом вопросе существует две позиции. Первая — исключающая — сводится к тому, что к гражданскому обществу можно отнести лишь такие организации, которые активно поддерживают демократические процессы. Согласно включающей позиции, которую разделяет INTRAC, гражданское общество представляет собой «огромный ландшафт всевозможных ассоциаций, разнообразных групп, часто находящихся в конфликте между собой». Но есть организации, которые не конфликтуют с другими акторами процесса, например, приюты для бездомных. Не стоит забывать и о том, что отношения между различными организациями подвижны, именно такова ситуация взаимоотношений некоммерческих организаций (НКО) и политических организаций в Казахстане.
Вообще же в странах Центральной Азии, где до сих пор работает Чарльз Бакстон, НКО стали активно создаваться в 1990-е годы, когда государство перестало справляться со своими социальными обязанностями. Характерной же особенностью стран этого региона стало то, что многие НКО в своей деятельности ориентировались на досоветские традиции (например, добровольческие), разумеется, в новом формате, используя интерактивные методы работы.
В процессе социального развития гражданское общество помогает решить целый комплекс задач. В частности, содействовать экономическому росту, фокусируясь на незащищенных слоях населения, предоставляя услуги, которые государство предоставить не может. Гражданское общество помогает в построении демократии, осуществляя контроль за действиями власти и включая людей в активный политический процесс. Правда, говоря о функции контроля за властью, Чарльз Бакстон подчеркнул, что НКО социально-экономического характера существенно отличаются от политических некоммерческих организаций, способствующих демократизации.
На последней конференция INTRAC, состоявшейся в декабре прошлого года, ее участники констатировали произошедшее смещение контекста, в котором работают организации по развитию. Так, резко возрос интерес к вопросам безопасности в самом широком смысле слова («закручивание гаек», принятие жестких законов, в том числе в отношении мигрантов, ужесточение миграционной политики и так далее). Еще одна проблема — бедность, на борьбу с которой традиционно тратилось много ресурсов НКО, теперь является лишь одним из нескольких ключевых вопросов для доноров, наряду с проблемами здорового образа жизни, борьбы со СПИДом, экологическими проблемами. Актуальными стали и вопросы конкуренции за сырьевые ресурсы и эффекта сырьевых доходов, так как создаются условия неравные для развития регионов. По мнению многих специалистов, сырьевая рента все больше тормозит развитие многих стран. Наряду с этим последний экономический кризис и последующий режим строгой экономии в западных странах также снизил и даже приостановил темпы развития общества. В политике международного развития появились новые игроки: Китай, Индия, Бразилия, отчасти — Россия, произошло изменение формата общения ведущих стран от G7 к G20. И наконец, в мире произошли геополитические потрясения: прокатилась волна «цветных» революций, «арабская весна» и тому подобные события.
Чарльз Бакстон обозначил и пути развития гражданского общества на примере государств Центрально-Азиатского региона. Здесь ситуация неоднородная. Так, Туркменистан — очень закрытая страна, в которой институты гражданского общества работают с большим трудом. Более благополучная атмосфера для работы НКО в Казахстане и Кыргызстане. Правда и в этих странах ситуация динамична. Так, в Казахстане правительственные контракты заменяют иностранное финансирование. А кроме того, возникают вопросы о политической стабильности и ее цене и справедливости в перераспределении ресурсов. Кыргызстан же, с одной стороны, остается «островком демократии» в регионе, а с другой, — очагом перманентной революции.
Чарльз Бакстон завершил свое выступление перечислением основных пунктов повестки INTRAC. Так, эта организация планирует сделать акцент в своей работе на прикладных исследованиях. В частности, идет работа над сравнительным проектом «Гражданское общество на распутье», в рамках которого обследуются некоторые страны Африки, Южной Америки, Центральной Азии. Планируется также изучить подходы и влияние частных доноров и обратить внимание на сами НКО, точнее — на прозрачность их деятельности и отчетности.
В ходе обсуждения выступления участники Летней школы пытались вместе с Чарльзом Бакстоном найти ответы на непростые вопросы. В частности, возможно ли в принципе построение глобального гражданского общества или изоляционистский путь неизбежен? (Татьяна Соколова, Москва). Должно ли извне навязываться представление о гражданском обществе, и возможно ли вмешательство для стимулирования его развития? Какие есть методы оценки экономической эффективности неправительственных организаций? (Ольга Пылаева, Санкт-Петербург). Каково влияние рынка на НКО? (Костантин Тебенев, Томск). Обязателен ли период стабильности для развития гражданского общества? (Мария Винокурова, Волгоград).
По мнению Чарльза Бакстона, пока нет оснований говорить, что глобальное гражданское общество может сформироваться в ближайшей перспективе. Есть проблемы с интеграционными процессами в Европе, да и в центральной Азии тоже ничего подобного не происходит. По всей видимости, еще довольно долго гражданское общество будет складываться и развиваться на страновом уровне. При этом полностью обойтись без внешнего влияния на развитие вряд ли возможно, хотя бы по причине постоянно совершенствующихся коммуникационных систем. В таком контексте растет значение многообразия форм гражданского общества, уважения и толерантности к разным его моделям.
На этом первый день работы Летней школы не окончился. Только ближе к одиннадцати часам вечера были сформированы исследовательские группы и определены темы проектов, над которыми участники школы будут работать в течение недели.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.