Качество учебы и культуры: мнение социологов
Российские студенты взаимодействуют с преподавателями менее плотно, чем американские, но посещают занятия чаще и довольны качеством учебы в той же мере, что и студенты США. Культура в мире все больше оценивается не по художественной ценности, а по уровню продаж, и похоже, интеллектуальные потребители смирились с положением. Этим и другим темам посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 5, декабрь 2015).
Вузы России оправдывают ожидания студентов
В своем интервью бюллетеню «ЭСФорум» Игорь Чириков, директор международного консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» (SERU) при Калифорнийском университете в Беркли, рассказывает об этом проекте и о выводах, которые можно сделать на основе сравнения условий обучения в ведущих вузах России и за рубежом. Вышка присоединилась к этому проекту в 2012 г., и стала одним из самых активных международных участников консорциума — университет внес целый ряд предложений по методологии исследования и анализу результатов.
«По результатам недавнего большого межвузовского опроса студентов в вузах Проекта 5–100 мы получили возможность сравнить характеристики образовательной среды в наших ведущих университетах, а также в вузах США и Китая — по ним есть данные консорциума SERU», — отмечает Игорь Чириков.
Выяснилось, что, во-первых, российские и китайские студенты проводят гораздо больше времени на лекциях, семинарах, практических занятиях, чем американские. При этом, если посмотреть, чем занимаются студенты, пока находятся в аудитории, обнаруживается, что интенсивность занятий и вовлеченность студентов в России и Китае существенно ниже. Почти пятая часть студентов российских вузов никогда не общалась с преподавателями, в США таких всего 2%, в Китае — 10%.
Однако уровень удовлетворенности у российских студентов очень высок. Качеством преподавания довольны около 80% студентов — столько же, сколько и в Китае, и в США. Такой уровень, говорит, с одной стороны, об оправданных ожиданиях и комфортности образовательной среды, с другой — может быть индикатором «сговора о невовлеченности» (вы делаете вид, что учите; мы делаем вид, что учимся, — все довольны), считает Игорь Чириков.
Когда творец становится торговцем
Среди любопытных публикацией бюллетеня и рецензия стажера-исследователя Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ Майи Шмидт на книгу Джона Сибрука «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры». Вышедший в 2005-м и переизданный в 2013-м русский перевод этой книги стал одним из самых популярных нон-фикшн. Популярность этой работы оказалось сопоставимой с популярностью труда Ричарда Флориды о креативном классе, который хорошо известен социологам и другим представителям социальных и гуманитарных наук.
Фундаментальная идея книги Сибрука состоит в следующем: исторически традиционная классовая система, которую можно было наблюдать в европейских обществах, в США подменяется иерархией культурной. «Слова highbrow (элитарный, высоколобый) и lowbrow (массовый, низколобый) — это чисто американское изобретение, направленное на исключительно американскую цель: трансформировать культуру в класс», заключает автор. Иерархия высокой и низкой культур, соответственно, делила людей на высший и низший классы в зависимости от их культурных предпочтений, априорно ставя любителя «Нирваны» ниже, чем почитателя Моцарта. Однако к концу XX столетия подобное разделение начало разрушаться — низколобая и высоколобая культуры сливаются в единое пространство nobrow.
Описывая переход от старого порядка к новому миру nobrow, Сибрук оперирует двумя метафорами — отцовского шкафа и супермаркета. Наполненный классическими атрибутами английского джентльмена отцовский гардероб выполняет функцию конструирования идентичности аристократа, а метафора супермаркета показывает горизонтальность и неиерархичность структуры, с одной стороны, и прямо указывает на коммерческий характер объектов — с другой. Различение в супермаркете проходит по линии популярности и продаж, но не по художественной ценности.
Российский успех «Nobrow. Культура маркетинга…» определен близкой читателю позицией «примирения с действительностью», ведь Сибрук на своем журналистском опыте понимает, что современная культура растворяется в рыночных структурах, снижая уровень журнала, в котором он ведет колонку. Не приветствуя этот факт, Сибрук все равно остается в издании и подчиняется новым критериям. Вот этот пафос (точнее, беспафосность) — «Все ужасно, но что поделаешь?!» — и подкупает российского интеллектуального потребителя nobrow, полагает Майя Шмидт.
Чириков Игорь Сергеевич
Заместитель первого проректора ВШЭ Игорь Чириков
Шмидт Майя Андреевна
Стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований
Вам также может быть интересно:
От социального действия к эволюции общества
Как антропологи объясняют уравнение Судного дня? На каких принципах строится понимающая социология? Как устроена экономика «неформального здравоохранения»? Почему россияне занимаются самолечением в интернете? Ответы на эти и другие вопросы читайте в новом номере журнала «Экономическая социология».
Социология оценивания
Почему для полиции одни правонарушения «привлекательнее» других? Как создаются успешные видеоигры? Всегда ли штрафы, награды и прочие материальные стимулы хорошо работают? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №4).
Экономическая социология о здоровом стиле жизни, геймификации и музыкальных хитах
Влияет ли классовая принадлежность человека на его склонность к здоровому образу жизни? Действительно ли внедрение игровых методик повышает мотивацию работников? Что успех Рианны в радиочартах значит для исследователя инноваций? Ответы на эти и другие вопросы опубликованы в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №3).
Экономическая социология: взгляд в историю и в будущее
Некоторые исследователи, как, например, Дэвид Грэбер, предлагают необычную точку зрения на экономику минувших веков. Другие, как нобелевский лауреат Роберт Солоу, предсказывают, что с ней произойдет в ближайшем столетии. Чем интересны и ценны новейшие взгляды этих и других ученых на развитие общества? Об этом читайте в свежем номере журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.17. № 1. Январь 2016).
Экономическая социология: всё не так, как кажется
В Соединенных Штатах, вполне возможно, не хватает открытой конкуренции? Современная молодежь покидает родительские дома иначе, чем в свое время это делали более старшие поколения? Чтобы правильно понять глобальные рынки, ученые должны использовать микрометоды? Эти и другие вопросы рассматривает свежий номер журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 5. Ноябрь 2015).
Риски и телесность как объекты социологии
Как соотносятся риски и ответственность в современном обществе? Почему телесные практики, в частности йога, становятся отправной точкой для культурной и социальной идентификации? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 4, октябрь 2015).
Экономическая социология: преодоление недопонимания
Каким образом закон становится барьером для функционирования международных фирм в России? Как формируется доверие к компании в ситуации обеспокоенности заинтересованных сторон? Почему медиарынку свойственна большая доля неформальных отношений? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 4. Сентябрь 2015; журнал входит в перечень периодических изданий ВАК при Минобрнауки РФ).
Экономическая социология: взаимодействие на условиях самосохранения
В каких формах существует волонтерство в современной России и каковы его взаимоотношения с государством? Как культурам «малых народов» удается сохранять свою уникальность в условиях повышенной открытости другим культурам? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 3, июнь 2015).
Экономическая социология: производство смыслов
Как воспринимает российского потребителя финская пресса? Какими соображениями руководствуются пользователи сервисов «Заплати-сколько-захочешь», решая, сколько денег перечислить за музыкальную запись? Какие смыслы возникают при реорганизации Почты России? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер электронного журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 3. май 2015).
Современный человек как объект социологического исследования
Почему, чтобы стать успешным, сегодня необходимо быть профессионалом в различных культурных нормах? Так ли уж плохо быть одиноким в современном обществе? Что представляет собой феномен сожительств и является ли он альтернативой официальному браку в России? Эти вопросы рассмотрены в свежем, апрельском, номере бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (2015. № 2).