Стратегии маркетинга
С 6 по 26 ноября факультет менеджмента ВШЭ снова принимал Уэсли Джонстона, профессора Georgia State University (США), который на этот раз приехал в Москву по гранту программы Fulbright Senior Specialist. Что ему и его коллеге Ольге Третьяк, заведующей кафедрой стратегического маркетинга ВШЭ, удалось сделать за это время?
— Год назад Новостная служба портала ВШЭ опубликовала ваше интервью о сотрудничестве. Что нового произошло за этот период?
У. Джонстон: В прошлом году мы решили издать специальный выпуск журнала "Journal of Business and Industrial Marketing”, редактором которого я являюсь. Уже сейчас можно смело сказать, что это будет весьма любопытное издание, основной темой которого будут реалии и проблемы бизнес-маркетинга и сетевых взаимоотношений в России. Издание будет опубликовано во второй половине 2012 года. У нас есть целый ряд интересных статей, и те работы российских исследователей, которые не войдут в спецвыпуск, мы обязательно опубликуем позднее.
— Вы не могли бы подробнее рассказать о российских авторах спецвыпуска и их работах?
О.Третьяк: Выпуск называется “Interfirm relashionships in Russia: responding to new challenges”, и как приглашенный редактор этого журнала я могу сказать, что наша основная задача — показать, каким образом целенаправленное выстраивание и координация межфирменных отношений повышает конкурентоспособность компаний не только на внутренних, но и на международных рынках. Эта тема слабо исследована в России, но практики бизнеса, понимая необходимость такой координации, проявляют явный интерес к технологиям построения и осуществления таких стратегий. Поэтому меня очень радует то, что нам удалось собрать 16 статей — не только российских, но и зарубежных исследователей, разрабатывающих эту тематику. В настоящее время идет процесс двойного рецензирования статей. Мне не хотелось бы предварять его результаты, но уже сейчас ясно, что весьма достойно в журнале будут представлены работы сотрудников Вышки. Нам удалось собрать материала гораздо больше, чем спецвыпуск журнала может себе позволить. Тем не менее, качество статей и радует, и создает стимулы для того, чтобы активно продвигать и всемерно способствовать их публикации в зарубежных журналах. В этом смысле редакционная и организационная работа, которой мы сейчас занимаемся, представляется мне очень важной для Вышки в целом.
— Как развивается ваше сотрудничество в сфере преподавательских проектов? Появились ли новые курсы в этом году?
У. Джонстон: В этом году я предложил студентам факультета менеджмента ВШЭ несколько лекций о современных трендах стратегического маркетинга и о стратегиях брендинга с точки зрения непосредственного включения потребителя в процесс создания и «выращивания» бренда. Кроме того, я успел провести семинар для магистров и аспирантов Вышки о подготовке научных статей к публикации в международных журналах. Кстати, в сентябре этого года руководитель Лаборатории сетевых форм организации ВШЭ Марина Шерешева приезжала на три недели в мой университет в Штатах и читала нашим студентам лекции о современном состоянии и развитии маркетинга в России.
О. Третьяк: Я бы отметила одно важное изменение в учебном процессе: если в прошлом году мы просто включили тематику, предложенную Уэсли, в курс лекций, то сейчас мы ведем особый контроль выполнения заданий по этим темам. Помимо этого, в рамках научного семинара Уэсли представил нам одно из исследований, которое ведется на международном уровне, чтобы привлечь инициативную группу студентов для участия в этом исследовании. А если говорить о развитии учебного процесса на факультете, то Уэсли активно участвует в оценке взаимной согласованности и совершенствовании наших учебных программ. Нам, безусловно, очень важна внешняя оценка зарубежных коллег, потому что в течение этого года будет проводиться адаптация наших образовательных программ к международным требованиям.
— А что вы можете рассказать о совместных исследовательских проектах?
У. Джонстон: В специальном выпуске "Journal of Business and Industrial Marketing” будет опубликована статья, которую мы написали в соавторстве с Мариной Шерешевой. На самом деле мы ведем сразу несколько проектных работ, в которые вовлечены ученые разных стран мира. Одно исследование связано с менеджментом взаимоотношений с клиентами, другое — с анализом маркетинговых практик в странах БРИК. В августе мы будем участвовать в двух международных конференциях по маркетингу, которые пройдут в США, и уже сейчас работаем над подготовкой к заседаниям своих сессий и панелей.
— Какой проект будет представлен на этих конференциях?
![]() |
Ольга Третьяк |
— Вы оба приняли самое непосредственное участие в IV ежегодной научной конференции «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования», которую факультет менеджмента ВШЭ провел вместе с журналом «Harvard Business Review Россия» с 22 по 24 ноября. Каковы ваши впечатления о программе и докладах?
У. Джонстон: Я принял участие в работе сессий на английском языке о бизнес-этике и о моделях удержания сотрудников в крупных корпорациях. Дискуссия получилась очень интересной и имела самое непосредственное отношение к моим исследовательским интересам. Я представил доклад о современных покупательских практиках и стратегиях, в том числе о несомненном успехе и развитии supply chain management. Думаю, что в ближайшее время результаты этого исследования будут опубликованы. На прошлогодней конференции в Москве я делал презентацию о маркетинговых инструментах и практиках, поэтому мое выступление в этом году — нечто вроде «взгляда с противоположной стороны». Безусловно, интересным было пленарное заседание конференции. Выступление ординарного профессора Игоря Гуркова об особенностях инноваций в российской промышленности прозвучало несколько провокационно. Доклад Ольги Третьяк о сфере удаленной (внемагазинной) торговли и драйверах ее роста; меня поразили темпы роста интернет-торговли и те результаты ее исследования, которые касаются формирования механизмов самоуправления в этой сфере.
— А что в ваших ближайших планах? Когда снова приедете в Россию?
У. Джонстон: В июне я планирую поездку в Финляндию и хотел бы на обратном пути вместе с коллегами из ВШЭ принять участие в международной конференции по сетевым формам организации в Санкт-Петербургском государственном университете.
О.Третьяк: На самом деле проведение этой конференции инициировали социологи Санкт-Петербургского госуниверситета, но сессию по сетевым формам организации бизнеса, наши питерские коллеги попросили организовать и вести меня. А моими партнерами по формированию сессии и организации ее работы будут профессора Уэсли Джонстон и Кристофер Меллер из университета Алто (Финляндия). Сейчас мы как раз в процессе согласования общей концепции и отбора докладов.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Максимально комфортное введение в специальность»: курс по маркетингу от Вышки
10 марта в Вышке стартует онлайн-курс стратегического маркетинга и рекламы, благодаря которому слушатели смогут стать «своими» в профессиональном сообществе. За полгода живого и комфортного обучения студенты освоят базовые компетенции и продвинутые навыки, необходимые интернет-маркетологу, и узнают, что нужно для подготовки, запуска и ведения маркетинговых кампаний. В чем уникальность программы и почему стоит к ней присоединиться, рассказал профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, руководитель программы профессиональной переподготовки «Базовый курс по маркетингу» Михаил Шушкин.
«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»
Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.
Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023 пройдет в питерской Вышке
31 августа на площадке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоится Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023. Более двадцати спикеров из ведущих университетов России представят лучшие маркетинговые практики и кейсы для высших учебных заведений. Мероприятие организовано Учебным центром подготовки руководителей питерской Вышки (Кочубей-центр) и консалтинговым агентством «Университеты и маркетинг».
«Восхищаюсь стремлением студентов НИУ ВШЭ учиться, обсуждать, расширять свои перспективы»
В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы в ноябре 2021 года стал доцент кафедры коммерции и маркетинга Познанского университета экономики и бизнеса Роберт Романовский. Он прочитал лекции по стратегическому брендингу для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в рамках курса «Искусство и городские коммуникации».
Участие студентов в «живых» бизнес-проектах на магистерской программе «Маркетинг»
С 2018 года проектная деятельность на программах магистратуры предусмотрена образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Она поможет студентам получать прикладные навыки для последующего трудоустройства и карьерного роста. Своим опытом организации проектной деятельности поделились представители магистерской программы «Маркетинг».
Две программы Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ признаны в Европе
Программа повышения квалификации «Маркетинг для профессионалов» и программа профессиональной переподготовки Master in Marketing аккредитованы Европейской маркетинговой конфедерацией. Теперь их выпускники, завершив учебу и сдав дополнительные экзамены, смогут получить сертификаты, признаваемые европейскими компаниями, в том числе представленными в России.
Новая маркетинговая реальность
Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова рассказала IQ HSE о том, как технологии помогают влиять на поведение покупателей.
Искусственный интеллект трансформирует маркетинг. Но людям работы все равно хватит
Как трансформируются функции маркетинга и изменятся компетенции маркетологов в связи со стремительным развитием искусственного интеллекта? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке в Вышке, организованной Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
Маркетинг становится технологической профессией
4 апреля 2017 года в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ состоялось очередное мероприятие из серии «Маркетинг 2020: трансформация функции маркетинга». На этот раз перед аудиторией выступила Светлана Миронюк с мастер-классом «Новые роли и возможности маркетинга в эпоху BIGDATA, MachineLearning & AI». Модератором сессии стала Татьяна Комиссарова, декан ВШМиРБ НИУ ВШЭ.
Технологии меняют маркетинг
Какие тенденции определяют стиль жизни и мотивацию современного потребителя? Как изменятся в ближайшем будущем функции маркетинга и какие специалисты в этой области будут востребованы к 2025 году? Об этом рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Института менеджмента и инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.