• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гурова О. Ю. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью". М.: Новое литературное обозрение, 2008

Вроде бы всем понятно, для чего человеку необходимо нижнее белье. Социолог отличается от всех остальных людей тем, что может рассказать о самой банальной вещи много необычного, взглянув на нее социологически. Этим и занимается в своей книге "Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью" Ольга Гурова, доцент кафедры методов и технологий социологических исследований СПб филиала ГУ-ВШЭ.

Аннотация

Книга представляет собой взгляд на советское общество через призму его отношения к нижнему белью. Упоминание об этой, казалось бы, незаметной и малозначимой сфере жизни до сих пор вызывает сильные эмоции у людей разных поколений — от горечи и негодования до улыбки и ностальгии. Советское нижнее белье по-своему олицетворяло устройство государства, воплощало все признаки стандартизированной массовой вещи, безликого продукта социалистической промышленности. В то же время как вещь, максимально близкая человеку, нижнее белье могло стать примером адаптации и переписывания идеологических постулатов, символическим жестом, заменившим советскому человеку другие проявления гражданской свободы. Опираясь на методы социологии, автор показывает, как и почему нижнее белье становилось ареной баталий между государством и человеком.

Информация об авторе

Содержание

Введение: Советское общество в гуманитарных науках

Глава 1. Происхождение советского нижнего белья: слова и вещи

  • Языковые коды системы вещей: "изподнее" / "исподнее", "белье", "нательное белье" и "нижнее белье"
  • Социокультурные трансформации и преобразования системы вещей
  • Нормативные наименования и оригинальные названия
  • Категория "белье" в идиоматических выражениях

Глава 2. Идеология тела и символическое производство советского человека

"Тело здоровья", 1917—1920-е годы

  • "Как быть чистым без бани"
  • "Советское нижнее белье — это о спорте, а не о сексе"
  • Рационализация быта и одежды

"Тело культурности", 1930—1940-е годы

  • Легитимация потребления

"Тело личного вкуса", 1950—1980-е годы

  • Советский вкус: "что чересчур — то плохо!"
  • Правила хорошего вкуса

Глава 3. Визуальная политика тела: репрезентации нижнего белья в массовой культуре

  • Идеология — тело — нижнее белье
  • Краткая история визуальных репрезентаций женского тела
  • Тело и нижнее белье на советском рекламном плакате
  • Нижнее белье на немецком рекламном плакате
  • Концепция "грани стыда"
  • К эстетике советского нижнего белья

Глава 4. Нижнее белье в контексте моды и технологии

  • Разрушение дореволюционной системы вещей и формирование стиля советского нижнего белья (1917-й—1920-е годы)
  • Становление стиля советского нижнего белья (1930—1940-е годы)
  • Разрушение стиля советского нижнего белья (1950—1980-е годы)
  • Вещи, символизирующие эпоху

Глава 5. Производство и продажа нижнего белья

  • Производство нижнего белья
  • Рынок одежды: фарцовка
  • Дефицит, очереди и продажа белья

Глава 6. Самодельные вещи: от коллективного тела к индивидуализации

  • Концепция "культурной биографии" вещей
  • Продолжительность жизни вещей в социалистической культуре потребления
  • Рукоделие по-советски
  • Непреднамеренные социальные изобретения
  • Продолжительность жизни вещей и натуральный обмен
  • Старые вещи с новыми функциями

Глава 7. Классифицируя нижнее белье. Вещи, повседневное потребление и социальная структура

Нижнее белье как средство разметки социального пространства

  • Происхождение: культурные / простые
  • Пол: мужчины / женщины
  • Поколения: молодые / старшие
  • Возраст: дети / взрослые
  • Территориальные идентичности: деревенские / городские
  • Власть: элита / обычные люди
  • Лояльность власти: правильные / диссиденты
  • Национальная идентчность: иностранец / советский человек

Глава 8. Нижнее белье в публичной и приватной сфере

Скрытость

  • Пространство улицы
  • Пространство коммунальной квартиры
  • Пространство дома и повседневные разговоры о нижнем белье

Индивидуальный контроль

Приспособленность нижнего белья к личности

Глава 9. Память тела. Нижнее белье как источник эмоций и ощущений

  • Дисциплинирование тела и эмоции
  • Советский стыд
  • Секс: скромность, невинность, неопытность
  • Травма
  • Репрезентации советского прошлого в коллективной памяти

Заключение

Вам также может быть интересно:

HSE FASHION DAYS: цикл лекций о моде в Москве и Петербурге

В преддверии большого фестиваля моды, который Школа дизайна НИУ ВШЭ проведет 24 ноября, в Москве и Санкт-Петербурге вновь состоится масштабный цикл лекций и паблик-токов. Ведущие стилисты, фэшн-журналисты, блогеры и предприниматели расскажут о современном устройстве модной индустрии: продвижение брендов, креативные съемки, создание спецматериалов, коллаборации — это лишь часть тем, которые будут раскрыты в рамках HSE FASHION DAYS. В городе на Неве программа стартует 2 ноября, в столице — 7 ноября.

«Здесь были мы»: выставка аспирантов Вышки в «ГЭС-2»

Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает о влиянии художественной среды на формирование российской модной индустрии. Он сложился благодаря исследованию «Архив российской моды», которое проводят сокураторы выставки Людмила Алябьева и Светлана Сальникова на базе аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также в проекте примут участие куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Мария Смирнова и руководитель направления Анзор Канкулов.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе

24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.

Школа дизайна ВШЭ проводит HSE FASHION DAYS в Москве и Петербурге

С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвященный устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

«Задача наших выпускников — показать себя как дизайнера»

В середине июля в Школе дизайна НИУ ВШЭ прошел финальный модный показ выпускников бакалавриата и магистратуры профилей «Дизайн одежды» и «Создание фэшн-бренда». Гости увидели 20 коллекций молодых дизайнеров, каждый из которых размышляет на волнующую тему, создавая самые необычные образы из тканей.

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

Вышка начинает исследование в Доме культуры «ГЭС-2»

Объединение ученых MendiT Research Lab, созданное на базе аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, с 5 июня на месяц станет резидентом Дома культуры «ГЭС-2». Исследователи познакомят городское сообщество с лабораторией и вместе с горожанами будут изучать практики починки одежды. Каково это — находиться в поиске метода и объекта исследования, участницы лаборатории рассказали порталу ВШЭ.

«Будущее цифровой моды — в дополненной реальности»

В рамках проекта факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ провели виртуальный показ космической моды будущего «Небесные тела» (Cosmic bodies). Над виртуальным шоу работали студенты магистерской программы «Мода» Анастасия Козлова и Вадим Хуснутдинов под кураторством преподавателя Школы дизайна Валерии Тухановой.