• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛССИ: молодые исследователи и новые идеи

С первого июля в Зеленогорске проходит Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ «Каузальные модели и структурные уравнения». Профессор Петер Шмидт, читающий основной курс на Школе, делится своими впечатлениями о первой рабочей неделе.

Первого июля в Зеленогорске, курортном городке, входящем в состав Санкт-Петербурга, началась Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) «Каузальные модели и структурные уравнения». В программу школы входят курсы по передовым статистическим методам, в том числе по конфирматорному факторному анализу (КФА), моделированию структурными уравнениями и многоуровневому регрессионому анализу. Также в рамках Школы проходит очередная отчетная сессия Международной исследовательской сети ЛССИ, в рамках которой штатные сотрудники и ассоциированные исследователи представляют результаты проводимых ими проектов. Наконец, программа Школы включает лекции видных отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам сравнительных социальных исследований. Среди приглашенных лекторов Петер Шмидт, Херманн Дюльмер из университета Кельна, Зофья Игнац из Университета Гумбольдта, и Игорь Задорин, директор «Евразийского монитора».

Школа закончится до 14 июля. Ежедневные обзоры опубликованы и продолжают публиковаться на сайте ЛССИ.

Профессор Петер Шмидт, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ, также читает в Зеленогорске основной курс по КФА и моделированию структурными уравнениями. Профессор поделился своими впечатлениями от первой недели работы Школы.

— Профессор Шмидт, большинство участников Школы — это молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науке. Как вы оцениваете качество проектов, представляемых на Школе? В чем их сильные места и чего им, на ваш взгляд, не хватает? Какие аспекты необходимо развивать, чтобы выйти на более высокий уровень?

— Прежде всего, хотел бы сказать, что в целом меня впечатлили стремление и настойчивость, с которыми слушатели стремятся осваивать материал. Уровень мотивации студентов просто поражает.

Если же говорить о конкретике, я бы отметил весьма актуальный выбор тем исследовательских проектов. Кроме того, многие участники используют достаточно сложные статистические техники для анализа данных. Тем не менее, нельзя не отметить и некоторые недостатки. Общим местом является не вполне убедительное обоснование теоретической значимости исследований. Как мне представляется, необходимо не только указывать на возможный вклад работы в научное знание, но и более подробно прописывать, каким образом теоретическая схема, лежащая в основании проекта, связана с эмпирическими моделями. На этот аспект следует обратить особое внимание всем тем, кто хотел бы публиковаться в хороших международных журналах.

— Позвольте задать вам провокационный вопрос: каков ваш собственный интерес в преподавании — как на нашей Школе, так и вообще?

— Я часто преподаю на летних школах, не только на Школе ЛССИ, но и на знаменитой Школе Университета Эссекса и некоторых других европейских школах. В этом деле меня в наибольшей степени мотивирует возможность работать с перспективными молодыми учеными. Это очень смещенная, в некотором смысле слова, выборка по сравнению с обычными университетскими курсами по статистике, и я как преподаватель получаю огромное удовольствие от работы с самыми талантливыми и целеустремленными студентами. Они постоянно ставят новые сложные вопросы и вовлекают меня в интереснейшие дискуссии. Что и говорить, у такой аудитории я сам многому учусь. Кроме того, подобные мероприятия часто способствуют созданию новых исследовательских коллективов. Со многими своими, тогда еще будущими, соавторами я познакомился, преподавая на летних школах. Последующее сотрудничество с ними оказалось очень плодотворным. Таким образом, летние школы для меня — это еще и возможность встретиться с молодыми исследователями и развивать с их помощью новые перспективные идеи.

— А если обращаться к каким-то неформальным аспектам проведения Школы, что бы вы могли отметить в этом отношении?

— Здесь прекрасная обстановка! Я уже побывал на пляже, насладился балтийским солнцем и с удовольствием искупался. Хотя в целом у меня не так много времени, чтобы наслаждаться красотами Петербурга, очень много работы. В связи с этим хотелось бы сделать небольшое замечание: на мой взгляд, стоит разделять на летних школах такие аспекты, как освоение неких новых теоретических и практических материалов и подготовка статей к публикации. Оба занятия требуют немалого труда, поэтому эффективнее было бы проводить отдельные школы по каждому направлению деятельности.

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.