• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные сети поддаются анализу

Интернет дает безграничный простор для исследований социологам, психологам и математикам, но будущее виртуальных сетей еще интереснее. С 15 по 22 августа в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ проходила международная летняя школа «Social Network Analysis: Internet Research».

На школу, организованную лабораторией интернет-исследований (ЛИНИС) и лабораторией «Социология образования и науки» (СЛОН) ВШЭ, приехали 24 участника из 11 стран — от Ирана до Чили. Занятия проходили в четырех форматах: лекции, семинары, компьютерные практикумы и презентации исследовательских проектов, подготовленных каждым из участников. Вести занятия были приглашены ведущие исследователи интернета и социальных медиа.

Анатолий Груздь (Dalhousie University, Канада) обучал участников пользоваться разработанным в его лаборатории приложением Netlytic, которое позволяет скачивать данные из «Твиттера» и Google Drive и комментарии с YouTube, а также анализирует сети взаимодействия их элементов. Сергей Кольцов из лаборатории интернет-исследований рассказал о софте BlogMiner, закачивающем полнотекстовые данные «Живого журнала». Работа с такого рода приложениями зачастую довольно проста, поэтому анализ интернет-данных становится доступным не только для профессиональных исследователей.

«Продвинутые» слушатели смогли получить на школе углубленные знания о том, как разрабатывать скрипты для прямой закачки данных из «Твиттера» на Python — популярном языке программирования, часто используемом для задач, связанных с интернетом. Мастер-классы на эту тему провел Алекс Ханна (University of Wisconsin-Madison, США). А Бенджамин Линд (московский кампус ВШЭ) провел серию тренингов по анализу сетевых данных с помощью языка программирования R. На этом языке написан комплекс скриптов, позволяющих, например, оценивать, на основании чего люди формируют связи в сетях: сходства по возрасту, интересам, региону жительства и так далее.

Исследовательские проекты, представленные участниками школы, касались таких тем, как взаимовлияние онлайн- и офлайн-сетей студентов, влияние сетевого журнализма на демократизацию египетского общества, онлайновые группы палестинской солидарности в Ирландии и Великобритании, роль «Твиттера» в политической коммуникации на местных выборах в Турции.

Исследовательские проекты, представленные участниками школы, касались таких тем, как взаимовлияние онлайн- и офлайн-сетей студентов, влияние сетевого журнализма на демократизацию египетского общества, онлайновые группы палестинской солидарности в Ирландии и Великобритании, роль «Твиттера» в политической коммуникации на местных выборах в Турции.

«Я считаю очень показательным то, как распределились призы участников за доклады, — отметил заведующий лабораторией «Социология  образования и науки» Даниил Александров. — Второй приз достался психологу Кэндис ле Сер из Претории за критический анализ онлайн-фотографий, а третий — математику из Ирана Ахмаду Халили Джафарабаду за впечатляющую математическую модель, предсказывающую появление новых связей в сетях. Это показывает широту интересов наших участников и в целом разнообразие задач анализа сетей в интернете».Право выбрать лучший проект было отдано самим слушателям. Победителем стал аспирант-социолог Войтек Валцак из Польши. Он рассказал о разработанном им веб-приложении для сбора данных из Facebook, с помощью которого любой пользователь может легко скачать и визуализировать свою сеть «френдов» и сеть постов и комментариев. Сам Войтек при этом (с согласия пользователей) получил материал для обширного исследования динамики взаимного комментирования на их страницах.

Во время занятий при помощи хэштега #snaSPb2013 в «Твиттере» было создано дискуссионное сообщество школы. Почти сразу же к нему присоединился Барри Уэллман, крупнейший исследователь социальных сетей, один из наиболее цитируемых социологов в мире, директор NetLab Университета Торонто. «В этом чудесное свойство интернета — он может мгновенно сокращать географические и социальные расстояния, — прокомментировала это неожиданное событие заведующая ЛИНИС Елена Кольцова. — У исследований интернета бурное настоящее, но еще более интересное будущее».

Владимир Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.