Поликарпова Дарина Александровна
- Старший преподаватель: НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа дизайна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Апрель 2023 – Курс повышения квалификации «Инклюзивное образование обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе» (16 ак. час.)
Август 2023 – Курс повышения квалификации «Маркетинг в сфере культуры и искусства» (72 ак. час.)
Достижения и поощрения
Лучший преподаватель — 2024, 2020
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Специализация (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория и философия современного искусства. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория и философия современного искусства. Углублённый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- History and Theory of Design (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория искусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История и теория искусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн, направление: 54.04.01. Дизайн; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Программы дополнительного образования
- Анимация. Базовый курс (Профессиональная переподготовка; где читается: Школа дизайна)
- Анимация. Базовый курс (Дополнительное образование для взрослых; где читается: Школа дизайна)
- Арт-дирекшн (Дополнительное образование для взрослых; где читается: Школа дизайна)
- Арт-дирекшн (Профессиональная переподготовка; где читается: Школа дизайна)
- Гейм-дизайн. Базовый курс (Профессиональная переподготовка; где читается: Школа дизайна)
- Геймдизайн. Базовый курс (Дополнительное образование для взрослых; где читается: Школа дизайна)
Опыт работы
22 октября – 31 декабря 2018 г. (договор подряда) - Киноцентр «Дом кино» (СанктПетербург), куратор специальных мероприятий, менеджер по рекламе, pr, smm.
С 1 января 2019 г. (штатный сотрудник) - Киноцентр «Дом кино» (Санкт-Петербург), куратор специальных мероприятий, менеджер по рекламе, pr, smm.
С ноября 2022 г. по сентябрь 2023 г. — Преподаватель курса «История и теория кино» — Школа искусств и креативных индустрий (ШИКИ)
С 1 февраля 2021 г. — Приглашенный преподаватель — Факультет свободных искусств и наук СПбГУ
Научные достижения:
- Выступала с докладами на научных конференциях в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Екатеринбурге, Владимире, Хельсинки, Будапеште, Вроцлаве, Белграде;
- Исполнитель грантов: 2019: НИР СПбГУ. PURE 37591623. Критик и зритель в современном кинопространстве. 2018: РФФИ. 18-011-20086. Проект организации Первого российского эстетического конгресса (Санкт-Петербург, 17-19.10.2018). 2017-2018: РФФИ. 18-011-00977. Кластерная культура: исследовательские стратегии и философская аналитика. 2016-2019: РФФИ. 17-03-00495-ОГН. Стратегии философского анализа кинематографического опыта.
- Член редколлегии научного журнала «Terra Aestheticae»: terraaestheticae.ru
- Член организационного комитета Первого российского эстетического конгресса (Санкт-Петербург, 17-19 октября 2018), конференции «Кагановские чтения» (Санкт-Петербург, 17 мая 2019), член программного комитета Третьего российского эстетического конгресса (Владимир, 18-20 мая 2023), Всероссийской конференции "Ветер Перестройки" (Санкт-Петербург, 6-10 октября 2023).
Прочие достижения:
- Автор критических публикаций на сайтах "Сеанс", "Искусство кино", "Синема Рутин", Cineticle.com, Sigma, Люмос.арт:
Журнал и сайт «Сеанс»:
Поликарпова Д. «Мы не банальны, мы прекрасны». О фильмах Глеба Колондо: https://seance.ru/articles/gleb-kolondo-director/
Поликарпова Д. Кто сумеет заглянуть в твои зрачки? «Нет» Джордана Пила // Сеанс. 2022. № 84. С. 88-95.
Поликарпова Д. Одинокий голос переводчика. О феномене «авторского» киноперевода: https://seance.ru/articles/voice-over/
Поликарпова Д. Ленинградская школа: попытка ревизии // Сеанс. 2021. № 81. С. 194-201.
Поликарпова Д. Содержательный разговор с автоответчиком | «Хлеб с ветчиной» Тайлера Таормина // Сеанс. 2021. № 80. С. 38-41.
Поликарпова Д. Без любви, без дружбы | Мужское/женское // Сеанс. 2020. № 78. С. 31-37.
Поликарпова Д. Метод Мэммета: к выходу книги «О режиссуре фильма»: https://seance.ru/articles/mamet-method/
Поликарпова Д. «Умри, чудовище, умри»: монстрация: https://seance.ru/articles/muere-monstro-review/
Журнал и сайт «Искусство кино»:
Поликарпова Д. Что-то не так с Нейтаном. О канадском комике Нейтане Филдере // Искусство кино. 2023. № 1-2. С. 70-76.
Поликарпова Д. «Стеклянный глаз»: фильм о фильме, кино о кино // Искусство кино. 2021. № 7-8. С. 126-131.
Поликарпова Д. Чужое останется чужим: документальные стратегии Раду Жуде: https://kinoart.ru/texts/chuzhoe-ostanetsya-chuzhim-dokumentalnye-strategii-radu-zhude
Поликарпова Д. Новая история воды: «Акварель» Виктора Косаковского: http://old.kinoart.ru/blogs/poslanie-k-cheloveku-2018-novaya-istoriya-vody-akvarel-rezhisser-viktor-kosakovskij
Журнал «Синетикль»:
Поликарпова Д. «Мы любили друг друга в красивых комнатах». Жак Дуайон: кино в поисках малых форм // Синетикль. 2020. № 25. URL: https://cineticle.com/doillon-my-lyubili/
Поликарпова Д. Стратегия хамелеона: «Раненый» Патриса Шеро // Синетикль. 2020. № 25. URL: https://cineticle.com/patrice-chereau-raneniy-chelovek/
Поликарпова Д. В защиту кино-невинности. Комментарий к статье Жан-Франсуа Лиотара // Синетикль. 2020. № 26. URL: https://cineticle.com/lyotard-innocence-defence/
Поликарпова Д. Заметки о любовной фантазии: автофикшн в кино // Синетикль. 2020. № 26. URL: https://cineticle.com/autofiction-in-cinema/
Поликарпова Д. Голоса Кобрина // Синетикль. 2022. № 27. URL: https://cineticle.com/27-kobrins-voices/
Поликарпова Д. Сохранять, говорит оно // Синетикль. 2023. № 28. URL: https://cineticle.com/28-save-it-says/
Поликарпова Д., Грибова М., Телова Я. «Женщина, которая убежала». Несколько дивертисментов и яблоки по-хонсансуциански. URL: https://cineticle.com/the-woman-who-ran/
Поликарпова Д. Лучшие фильмы 2020 года | Дарина Поликарпова. Разговор на птичьем языке. URL: https://cineticle.com/top-2020-darina-polikarpova/
Поликарпова Д. Лучшие фильмы 2021 года | Дарина Поликарпова. В мороке любовных сбоев. URL: https://cineticle.com/top-2021-darina-polikarpova/
Colta.ru:
Поликарпова Д. «Ты пришел из пустоты во имя красоты». Фестиваль невидимого кино: что это и зачем? URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/23293-festival-nevidimogo-kino
Поликарпова Д. Нечаева как главная героиня (нашего времени). URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/24473-posledniy-ministr-nechaeva
Поликарпова Д. Эхо Оберхаузена онлайн. URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/24588-pokaz-korotkiy-metr-oberhauzen-moskino
Поликарпова Д. Что смотреть на MIEFF 2020. URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/25190-gid-mieff-2020
Поликарпова Д. Кто это сделал? Медиакритика на фестивале «Панорама» в «Москино». URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/25452-gid-festival-panorama-moskino-2020-skrytye-shedevry
Поликарпова Д. Гид по MIEFF 2021: URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/27900-gid-mieff-2021
Поликарпова Д. О «Кодексе фриков». URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/29496-darina-polikarpova-film-kodeks-frikov-salome-chasnoff
Люмос.арт:
Поликарпова Д. Гид по творчеству Дзиги Вертова — режиссера, с которого началось документальное кино. URL: https://lumos.art/cinema/gid-po-tvorchestvu-dzigi-vertova-rezhissera-s-kotorogo-nachalos-dokumentalnoe-kino/
Поликарпова Д. 10 фильмов, с которых стоит начать знакомство с советской документалистикой. URL: https://lumos.art/cinema/soviet-documentaries/
Сигма:
Поликарпова Д. Положительная неполнота кино. URL: https://syg.ma/@sygma/darina-polikarpova-polozhitielnaia-niepolnota-kino
Синема Рутин:
Поликарпова Д. Здесь и там. Шанталь Акерман // Синема Рутин. 2023. № 2. С. 4-10.
HSE Медиа:
Поликарпова Д. Влечение к личному: об одной экспериментальной тенденции в документальном кино: https://design.hse.ru/news/2677
Поликарпова Д. В объективе «я»: режиссерская перформативность в документальном кино: https://design.hse.ru/news/2744
Поликарпова Д. «Рассказанные жизни, прожитые истории»: автофикшн в документалистике: https://design.hse.ru/news/2814
Поликарпова Д. Кадры, проблески, заметки, наброски: дневниковые практики в документальном кино: https://design.hse.ru/news/2958
- Организатор лекционных циклов «Философский кинолекторий» и «Киноконтекст» (Киноцентр «Дом кино», с 2018 г.);
- Соавтор курса семинаров «Элементарная теория кино» (книжный магазин «Порядок слов», с 2019 г.);
- Куратор проекта «Фестиваль невидимого кино» (книжный магазин «Порядок слов», июнь 2019 г.);
- Выступления с публичными лекциями на площадках: Библиотека им. В. Маяковского (цикл лекций по истории кино «Кинообразование», 2018-2019), Библиотека ОХТАlab (авторский цикл лекций «Кино: теория и практика, 2018), Новая Голландия (цикл лекций «Лекторий по теориям кино», 2018), Санкт-Петербургская школа нового кино (цикл лекций «Языки кино: смена парадигм», 2018), Киноцентр Дом кино (курс "Как смотреть документальное кино?", 2023), Пермская Синематека (лекция об Альфреде Хичкоке, 2023), Библиотека им. Лермонтова (лекция о личной документалистике, 2023), пространство Doctrina et Nobiles (лекция о чехословацкой новой волне, 2022), Уральская биеннале современного искусства (лекция «Близость крупным планом» в рамках программы кинопоказов, 2021.
Информация*
- Преподавательский стаж: 1 год 8 месяцев
Студенты Питерской Вышки презентовали восемь документальных фильмов
Подведены итоги Мастерской документального кино и фотографии, которая стартовала в рамках «Ярмарки проектов» в сентябре 2023 года. В проекте приняли участие более 20 студентов бакалавриата и магистратуры самых разных направлений — от «Юриспруденции» до «Филологии». Итогом проектной работы стали восемь документальных фильмов.
Делаем Док
Мастерская документального кино и фотографии, которой руководил научный сотрудник Центра молодежных исследований Дмитрий Омельченко, завершила год премьерами 8 документальных проектов. В материале делимся подробностями работы Мастерской.
«Двадцатые годы были временем радикального обновления»: как выглядело раннее советское кино и когда отказалось от экспериментов
В конце 2023 года в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Советские двадцатые», соавтором которой стала Дарина Поликарпова, старший преподаватель Питерской Вышки и кандидат философских наук. Опубликованная ею глава рассказывает о раннем советском кинематографе: как новые монтажные приемы меняли восприятие зрителей. Почему монтаж стал основой для фильмов 1920-х годов, как кино изменилось при Сталине и какие приемы советских режиссеров актуальны до сих пор — в интервью с Дариной Поликарповой.
Видеоматериалы преподавателей Школы дизайна
Ссылки на лекции и выступления преподавателей Отделения дизайна и современного искусства