Гошин Михаил Евгеньевич
- Научный сотрудник: Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 2 года.
Полномочия / обязанности
Осуществление исследований в сфере социально-экономического развития системы образования
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2014 год - повышение квалификации по программе «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтёрской деятельности» в НИУ «Высшая школа экономики»
Профессиональные интересы
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
Надбавка за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ (2022–2025)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Управленческие практики в сфере образования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Управленческие практики в сфере образования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Конференции
- 2023
IFTE - 2023 IX Международный форум по педагогическому образованию (Казань). Доклад: Проактивное поведение (агентность) школьников и их участие в дополнительном образовании
ECER 2023 "The Value of Diversity in Education and Educational Research" (Глазго). Доклад: Parental Strategies and Agency of Children Engaged in Extracurricular Activities in the Context of the Covid- 19 Pandemic
ECER 2023 "The Value of Diversity in Education and Educational Research" (Глазго). Доклад: Agency of Schoolchildren and Their Particiation in Extracurricular Activities
- 2022
ECER 2022 “Education in a Changing World" (Ереван). Доклад: Agency of children engaged in extracurricular activities in the context of the covid-19 pandemic: sources, manifestations, and effects
XXIX Всероссийская конференция "Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании" (Красноярск). Доклад: Перспективы и возможности использования категории «агентность» в исследовании и проектировании профессиональной педагогической деятельности и развития
Симпозиум «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски» (Томск). Доклад: Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании
- 2021
WERA-IRN Extended Education Conference (Рейкьявик). Доклад: Children’s agency in extracurricular activities: response to challenges of the fourth industrial revolution
- 2019
ECER 2019 “Education in an Era of Risk – the Role of Educational Research for the Future?” (Гамбург). Доклад: The Role of Different Strategies of Parental Involvement in Challenging Educational Environments
WERA-IRN, Extended Education Conference (Стокгольм). Доклад: Parental involvement in education extends the spectrum of children's extracurricular activity
- 2018
XV международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту. Доклад: Типология участия родителей в жизни школы и государственно-общественном управлении в семьях с различными социально- экономическими характеристиками
ECER 2018 "Inclusion and Exclusion, Ressources for Educational Research?" (Больцано). Доклад: The improvement of students’ academic results, choice of future educational trajectory and the importance of low-income family involvement
- 2017
Международный семинар "Школьные Управляющие советы: вызовы и решения" (School Governance: Challenges and Solutions) (Москва). Доклад: Участие родителей в управлении школой
- 2016
Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль). Доклад: Родительские представления о качественном образовании (результаты социологического опроса)
XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Дифференциация родительского запроса к качеству образования
XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Образовательное неравенство и политика неолиберализма в России конца 1990-х – начала 2000-х годов
XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования: кто и чему учит учителя?" (Москва). Доклад: Педагог глазами родителей: каких педагогов хотели бы иметь для своих детей российские родители
XVI World Congress of Comparative Education Societies (Пекин). Доклад: The educational inequality in post-Soviet Russia: the impact of the policy and social context
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0036-2022 | База данных | База данных о школьной неуспешности обучающихся начальных классов, 2022/2023 учебный год | Ахмеджанова Диана Рафаильевна, Мерцалова Татьяна Анатольевна, Байрамян Роксана Мамиконовна, Савельева Майя Борисовна, Королева Яна Павловна, Нисская Анастасия Константиновна, Струкова Александра Сергеевна, Бочавер Александра Алексеевна, Михайлова Оксана Рудольфовна, Косарецкий Сергей Геннадьевич, Керша Юлия Дмитриевна, Гошин Михаил Евгеньевич, Анчиков Константин Михайлович, Лещенко Юлия Константиновна, Поливанова Катерина Николаевна, Панина Ольга Анатольевна, Гавриленко Полина Алексеевна | |
2 | 8.0235-2022 | Произведение | Метаанализ факторов образовательной неуспешности и метаанализ исследований эффективности методов, программ и проектов профилактики, коррекции и преодоления неуспешности в образовании | Нисская Анастасия Константиновна, Керша Юлия Дмитриевна, Поливанова Катерина Николаевна, Новикова Мария Александровна, Новикова Мария Александровна, Косарецкий Сергей Геннадьевич, Бочавер Александра Алексеевна, Новикова Мария Александровна, Мельник Юлия Владимировна, Гошин Михаил Евгеньевич |
Информация*
- Общий стаж: 7 лет
- Научно-педагогический стаж: 2 года
- Преподавательский стаж: 2 года
Михаил Гошин об участии в конференции по расширенному образованию
Научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования Михаил Гошин принял участие в конференции по расширенному образованию, прошедшей с 11 по 14 сентября 2024 г. в Брисбене, Австралия.
Что-то сильно взрослыми стали: кружки и секции развивают самостоятельность и инициативность детей, но здесь важно не перестараться
Школьники, которые активно участвуют в кружках, секциях и занятиях с репетиторами проявляют больше самостоятельности и инициативы в учебе и жизни. Эту способность ученые называют агентностью. Исследователи Михаил Гошин и Павел Сорокин представили на конференции ECER-2024 в Никосии доклад о факторах, которые помогают развивать это качество у школьников. Их выводы основаны на масштабном опросе учеников 4-8 классов в Ярославле.
Занятия в кружках на новом оборудовании и в современных пространствах: все больше возможностей, но пока не для каждого
Новое оборудование делает привлекательным для детей, как современные, так и традиционные практики дополнительного образования. «Масштаб обновления инфраструктуры дополнительного образования в последние годы не имел аналогов в новейшей истории России. Однако часть потребностей в оборудовании и помещениях организаций остается не удовлетворенной», — выяснили ученые из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Терпение и труд агентность куют: кружки и секции помогают детям стать самостоятельными и инициативными больше, чем успехи в школе или положение семьи
Занятия в кружках и секциях значительно повышают самостоятельность и инициативность школьников. Чем больше времени подростки уделяют дополнительным занятиям, особенно вне школы, тем выше их уровень агентности — умения ставить и достигать цели, способность создавать новое.
Кружок за кружком — к вершинам лидерства шажком!
Технические занятия и проектная деятельность помогают школьникам развивать самостоятельность и инициативность
ХXIV Международный педагогический конгресс «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы»
С 16 по 20 апреля 2024 года в Балтийском федеральном университете (г. Калининград) состоялся ХXIV Международный педагогический конгресс «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы». В этом году Конгресс посвящен празднованию 300-летия патрона Балтийского федерального университета, великого философа Иммануила Канта.
Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.
«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.
Доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» (ECER-2022)
Авторский коллектив из Института образования ВШЭ (М.Е. Гошин, П.С. Сорокин, С.Г. Косарецкий) представил доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» на ECER-2022
Кружки становятся дорогим удовольствием
Пандемия ударила по дополнительному образованию детей особенно сильно. Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.
«Навязчивые» родители начинают и проигрывают
Кашу маслом не испортишь, а вот с кружками и секциями такая логика, похоже, не работает. Ребенка вполне можно «испортить» слишком высокой внеклассной активностью, и в принципе чрезмерным участием в его учебе. Такой вывод можно сделать из исследования, которое провели сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского и Центра социокультурных исследований. Они впервые изучили, как разные стратегии поведения родителей влияют на интересы детей на протяжении всей школы.
От тотального к рациональному: как родительский контроль влияет на успехи старшеклассников
Дети из семей с высокими доходами и высшим образованием родителей имеют предпочтительные шансы на поступление в вузы. А вовлеченность родителей в учебный процесс не влияет на снижение неравенства в доступе к высшему образованию. К такому выводу пришли эксперты Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.
How Parental Attitudes to General Education Influence Children’s Extracurricular Outcomes
Earlier this fall, Stockholm, Sweden welcomed educational researchers, strategists and institutional leaders from across the globe for the Second WERA-IRN Conference on ‘Extended Education,’ a dimension of learning & development that embraces a vast array of practices and activities beyond the general curriculum that unfold both within and outside the regular school perimeter. IOE experts Sergey Kosaretsky and Mikhail Goshin took part in the forum to present about how different strategies of parental involvement in formal schooling impact the odds of children’s success in extracurriculars.
«Либералы» лучше «менторов»
Дети, учебу которых активно контролируют родители, посещают больше кружков и секций, чем их ровесники, но по мере взросления чаще других бросают эти дополнительные занятия. Тактика жесткого контроля, таким образом, оказывается неэффективной для того, чтобы ребенок получил качественные «дополнительные» знания и навыки – несмотря на то, что он потратит на это максимум времени.
Children Perform Better When Parents Are Involved in School Life
A family’s involvement in a child’s education acts as a source of social mobility, according to a study by Mikhail Goshin and Tatyana Mertsalova, experts at the IOE Centre for Socio-economic Aspects of Schooling. Lower income parents who actively participate in their children’s school life open up more opportunities for their children.
IOE Experts Discuss Resilient Schools at ECER 2018
Topics of resilient schools and how such L&D settings can be best created to empower less privileged student cohorts have recently piqued more interest among educational scholars and within broader public realms. Marina Pinskaya, Sergey Kosaretsky, Roman Zvyagintsev and Mikhail Goshin, experts at the IOE Center for Socioeconomic Aspects of Schooling, traveled to Italy’s Bolzano this September to take part in the 2018 ECER International Conference, where they presented about IOE’s research on resilient K-11 settings.
О феномене резильентных школ на конференции ECER-2018
Ученые продолжают «расшифровывать» феномен работы резильентных школ – тех, которые, не имея специальных ресурсов и зачастую находясь в неблагополучных районах, добиваются от учеников высоких результатов. Своими выводами на международной конференции ECER-2018, прошедшей в итальянском городе Больцано, поделились исследователи Института образования НИУ ВШЭ – сотрудники Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская, Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.
Новая публикация сотрудников Инобра
В научном журнале "Мир России" опубликована коллективная статья сотрудников Центра социально-экономического развития школы С.Г. Косарецкого, И.Г. Груничевой и М.Е. Гошина. Приводятся результаты исследования образовательной политики России конца 1980-х — начала 2000-х годов в связи с появившимися тенденциями образовательного неравенства в области общего образования.
В Пекине прошел XVI Всемирный конгресс сообществ, занимающихся сравнительными исследованиями в образовании
Тема конгресса – «Диалектика образования: сравнительные перспективы». Участие в работе форума с докладом принял стажёр-исследователь Центра социально-экономического развития школы Инобра Михаил Гошин.