Струкова Александра Сергеевна
- Стажер-исследователь, Аспирант:Институт образования / Центр исследований современного детства
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2024 году.
Полномочия / обязанности
Стажер-исследователь Центра исследований современного детства
Менеджер проекта "Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста" ("Зеркальные лаборатории")
Образование
- 2022
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Педагогическое образование», квалификация «Магистр»
- 2013
Специалитет: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, специальность «Зоотехния», квалификация «зооинженер»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2023 Философия: расширенный курс
2020 Курс повышения квалификации "Преподавание русского языка и лингвистики в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам", 76 часов
2018 - 2019 Программа профессиональной переподготовки "Учитель русского языка" ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет", 504 часа
2016 Курс повышения квалификации "Педагогика Селестена Френе - возможности и перспективы в условиях ФГОС", 36 часов
Обучение в аспирантуре
2-й год обучения
Утвержденная тема диссертации: Благополучие в основной школе: представления учителей и родителей и практики повышения благополучия в школах
Научный руководитель: Поливанова Катерина Николаевна
Публикации10
- Статья Strukova A. Scoping literature review of well-being of students at school: Implications for designing evidence-based interventions // Review of Education. 2024. Vol. 12. No. 2. Article e3479. doi
- Глава книги Струкова А. С. Благополучие школьников в теории самодетерминации: обзор теоретических и эмпирических публикаций // В кн.: Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей / Отв. ред.: М. А. Новикова; науч. ред.: Т. Канонир, А. И. Савенков. М. : НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024. Гл. 1. С. 11-42.
- Статья Михайлова О. Р., Гавриленко П. А., Струкова А. С., Поливанова К. Н. Разработка и оценка качества опросника учебно-организационной самостоятельности школьников на выборке родителей в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 1(179). С. 229-256. doi
- Статья Струкова А. С., Поливанова К. Н. Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 137-148. doi
- Книга Поливанова К. Н., Струкова А. С., Дементьева Ю. О. Воспитательные практики отечественной школы. Современная аналитика образования. № 6 (74) / Современная аналитика образования. № 6 (74). Вып. 6 (74). М. : НИУ ВШЭ, 2023.
- Книга Поливанова К. Н., Ахмеджанова Д. Р., Любицкая К. А., Струкова А. С. Выбор альтернативного образования в России: мотивы и социальные характеристики семей / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. doi
- Глава книги Поливанова К. Н., Михайлова О. Р., Струкова А. С., Гавриленко П. А. Лестница учебной самостоятельности: оценка уровня самостоятельности российских школьников через анализ представлений родителей // В кн.: Подросток в мегаполисе: поиск вопросов и ответов. Сборник трудов XVI международной научно-практической конференции / Сост.: А. А. Бочавер. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. С. 94-97.
- Статья Струкова А. С., Юрчик Е. Н., Петракова А. В., Канонир Т., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 187-213. doi
- Глава книги Струкова А. С. Повышение компетентности учителя в работе с социально-эмоциональными навыками как условие развития самостоятельности и повышения благополучия учеников // В кн.: Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа : Институт развития образования Республики Башкортостан, 2022.
- Статья Поливанова К. Н., Островерх О. С., Струкова А. С. Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2022. Т. 3. № 111. С. 16-24. doi
Конференции
III Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»
1.11.2022 - 2.11.2022. Российская Федерация, Уфа
Доклад на тему "Повышение компетентности учителя в работе с социально- эмоциональными навыками как условие развития самостоятельности и повышения благополучия учеников"
- 2023ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ: ПОИСК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (Москва). Доклад: Лестница учебной самостоятельности: оценка уровня самостоятельности российских школьников через анализ представлений родителей
Опыт работы
2021 - 2022 Магистерская программа «Педагогическое образование», Институт образования НИУ ВШЭ, учебный ассистент
2020 - 2021 Научно-исследовательский проект «Черты личности: создание русского корпуса описателей» Департамента психологии НИУ ВШЭ, эксперт по отбору слов
2021-2022 ГБОУ «Школа №1561», учитель русского языка
2020 - 2021 АНОО «Центр интенсивных технологий образования», учитель русского языка
2019 - 2020 год АНОО «Лицей «Ковчег-XXI», учитель русского языка
2011 - 2017 год Некоммерческое партнерство поддержки приемных семей (НПППС) «Орион», руководитель направления образовательных и развивающих программ для детей от 3 до 16 лет
Информация*
Конференции и научные мероприятия
III Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»
1.11.2022 - 2.11.2022 Российская Федерация, Уфа
Доклад на тему: "Повышение компетентности учителя в работе с социально- эмоциональными навыками как условие развития самостоятельности и повышения благополучия учеников"
Из школы в дом перебегая: исследователи выяснили, что побуждает родителей отказаться от традиционной школы в пользу образования в семье
В последнее время все больше родителей рассматривают возможность перевести детей на домашнее обучение, и некоторые из них уже решились на этот шаг. Эксперты Центра исследований современного детства провели серию интервью с такими семьями, чтобы понять причины непростого выбора.
Всех нужнее и дороже в этой школе доброта? Какие социально-эмоциональные навыки учителя считают самыми полезными для начальной школы
В первые годы в школе дети осваивают не только основные академические дисциплины, такие как чтение, письмо и арифметика, но и приобретают важные социальные и эмоциональные навыки. Они учатся устанавливать дружественные связи со своими сверстниками, работать в команде, управлять своими чувствами и эффективно взаимодействовать с учителями. Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали процесс развития этих навыков в российской начальной школе.
Не верят школе: обучение на дому выбирают родители, для которых комфорт ребенка важен «здесь и сейчас»
Семейная форма обучения набирает популярность в России, хотя доля тех, кто не ходит в школу, все еще незначительна. Одни эксперты видят в этом тренде серьезную угрозу традиционному образованию, другие считают это явление маргинальным. Похоже, истина где-то посередине: скорее всего, количество тех, кто учится дома, «выйдет на плато» и не обрушит монополию школы. Но аргументы тех, кто выбрал для детей семейное обучение, звучат как «серьезная и многогранная критика школы, нельзя не учитывать ее, проектируя развитие и поддержку общего образования», — пишут авторы исследования «Выбор альтернативного образования в России». Его подготовили Катерина Поливанова, Диана Ахмеджанова, Кристина Любицкая и Александра Струкова — сотрудники Центра исследований современного детства.
«Нельзя учить только половину человека»: 5 шагов для развития социально-эмоциональных навыков в школе
Одна из задач школы — развивать у детей социально-эмоциональные навыки (СЭН). В их число входят умение сотрудничать, оставаться спокойным перед лицом вызовов, понимать себя и других. От того, как развиваются СЭН, во многом зависит успешность человека в будущем, но как именно с ними работать в школе — чаще всего непонятно. Этот вопрос обсудили на «Мастерской учителя», организованной командой магистерской программы «Педагогическое образование». Своими разработками поделилась Александра Струкова, учитель русского языка, аспирантка Инобра и стажер Центра исследований современного детства.