Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аутентичность личности как ресурс психологического благополучия в период становящейся взрослостиPersonal authenticity as a resource of psychological well-being during emerging adulthood

Члены комитета:
Махнач Александр Валентинович (Институт психологии РАН, д.психол.наук, председатель комитета), Вачков Игорь Викторович (Московский институт психоанализа, д.психол.наук, член комитета), Галяпина Виктория Николаевна (НИУ ВШЭ, д.психол.наук, член комитета), Клементьева Марина Владимировна (Финансовый университет при Правительстве РФ, д.психол.наук, член комитета), Муращенкова Надежда Викторовна (НИУ ВШЭ, к.психол.наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
26.11.2024
Диссертация принята к защите:
4.02.2025
Дисс. совет:
Совет по психологии
В кандидатской диссертации аутентичность личности рассматривается как ресурс психологического благополучия в период становящейся взрослости, социо-возрастной стадии, охватывающей молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. Этот период описывается как "время роли без роли и безграничной свободы", которое больше никогда не повторится (Arnett, 2024). Молодые взрослые полны оптимизма по отношению к будущим возможностям, готовы пробовать новое, но вместе частые эксперименты с идентичностью могут приводить к переживанию неаутентичности. Если положительные связи аутентичности с благополучием многократно подтверждены (Sutton, 2020), однако нет данных о том, как аутентичность проявляется в период становящейся взрослости и как это влияет на переживание благополучия. В диссертации представлены результаты пяти эмпирических исследований, включающих качественные и количественные методы сбора и анализа данных. Аутентичность рассматривается с учётом трёх подходов к её определению – гуманистический, экзистенциальный и субъектный, двух онтологических статусов – черты и состояния, а также предлагается концепция подлинности как проявления социальной аутентичности, значимость которой возрастает в период становящейся взрослости в связи с решением задач развития. В первой части исследования анализировались различия в проявлениях аутентичности, по сравнению с детьми и подростками. Было показано, что аутентичность значительно дифференцируется с возрастом и проявляется эксплицитно. В следующем исследовании проводился анализ аутентичных и неаутентичных состояний и проверялась их связь с подлинностью. Было обнаружено, что подлинность в близких отношениях чаще всего не проявляется, что переживается как неаутентичность. Во второй части работы проводился психометрический анализ опросника для измерения черт становящейся взрослости и оценивалась его инвариантность для трёх стран – Армении, Китая и России. Оказалось, что теоретически выделенное пятизвездие признаков – поиск идентичности, эксперименты, направленность на себя, нестабильность и ощущение между подростковым возрастом и взрослым – подтверждается эмпирически даже в странах с не-индивидуалистическим типом культуры. Наконец, аутентичность и черты становящейся взрослости рассматривались как предикторы благополучия. Аутентичность положительно связана с благополучием и выступает его предиктором, черты становящейся взрослости показывают разные комбинации связей: эксперименты и  направленность на себя вместе с аутентичностью приводят к росту благополучия, нестабильность – к его падению, а поиск идентичности и ощущение между подростковым возрастом и взрослым оказываются самыми флуктуирующими характеристиками, которые зачастую оказываются статистически незначимыми. Полученные результаты могут использоваться для развития поставленных исследовательских вопросов и в психотерапевтических программах, цель которых состоит в поддержке молодых взрослых.
Диссертация [*.pdf, 1.35 Мб] (дата размещения 19.02.2025)
Резюме [*.pdf, 651.63 Кб] (дата размещения 19.02.2025)
Summary [*.pdf, 512.92 Кб] (дата размещения 19.02.2025)

См. на ту же тему

Роль экспрессивных и импрессивных вокализаций в самовыражении и самоисследованииКандидатская диссертация

Соискатель: Зирко Алена Владиславовна
Руководитель: Орлов Александр Борисович
Дата защиты: 17.02.2020

Связь между организационной идентификацией и благополучием работника: роль трудоголизма как медиатораКандидатская диссертация

Соискатель: Ловаков Андрей Владимирович
Руководитель: Липатов Сергей Алексеевич
Дата защиты: 20.12.2018