Орлов Александр Борисович
- Профессор: Факультет социальных наук / Департамент психологии / Центр фундаментальной и консультативной персонологии
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
- Научно-педагогический стаж: 46 лет.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Профессиональные интересы
Достижения и поощрения
- Медаль "Признание - 15 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (май 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (февраль 2011)
- Медаль "В память 850-летия Москвы" (февраль 1997)
- Почетная грамота ГКЭС СССР (январь 1986)
- Значок ЦК ВЛКСМ и Министерства высшего и среднего специального образования СССР "За отличную учебу" (ВУЗ) (октябрь 1974)
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2008–2010, 2006–2007)
Надбавка за академическую работу (2017–2018, 2016–2017, 2015–2016, 2014–2015, 2013–2014, 2012–2013, 2011–2012, 2007–2008, 2005–2006)
Лучший преподаватель — 2013
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 2 семестр)рус
- Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Основы клиент-центрированной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Семинар наставника "Человекоцентрированный подход" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Теория и практика группового человекоцентрированного взаимодействия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экспрессивная психотерапия (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Экспрессивная психотерапия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Основы клиент-центрированной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Семинар наставника "Человекоцентрированный подход" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория и практика группового человекоцентрированного взаимодействия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экспрессивная психотерапия (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Экспрессивная психотерапия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экспрессивная психотерапия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Введение в индивидуальное консультирование (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Основы клиент-центрированной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Теория и практика группового человекоцентрированного взаимодействия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экспрессивная психотерапия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Введение в индивидуальное консультирование (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Основы клиент-центрированной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Теория и практика группового человекоцентрированного взаимодействия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экспрессивная психотерапия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Введение в индивидуальное консультирование (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Основы клиент-центрированной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Теория и практика группового человекоцентрированного взаимодействия (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Участие в редколлегиях научных журналов
Конференции
- 2018
7-ой Международный фестиваль по интермодальной терапии экспрессивными искусствами (Москва). Доклад: Натур-ориентированная экспрессивная психотерапия
- 2017
VI Всероссийская научно-практическая конференция Общества человекоцентрированного подхода с международным участием (Москва). Доклад: Российское Общество (Сторонников) Человекоцентрированного Подхода,2011 – 2017: итоги и перспективы
-
2018
VII Всероссийская научно-практическая конференция Общества человекоцентрированного подхода с международным участием (Москва). Доклад: На чем центрирован человекоцентрированный подход?
-
2018
7-ой Международный фестиваль по интермодальной терапии экспрессивными искусствами (Москва). Доклад: Натур-ориентированная экспрессивная психотерапия -
2017
VI Всероссийская научно-практическая конференция Общества человекоцентрированного подхода с международным участием (Москва). Доклад: Российское Общество (Сторонников) Человекоцентрированного Подхода,2011 – 2017: итоги и перспективы -
2015
Carl Rogers Birthday Annual Conference (Сан-Диего). Доклад: Person-Centered Approach to Self
-
2014
Carl Rogers Birthday Annual Conference (Сан-Диего). Доклад: The facilitative personal attitudes: rebranding
-
5-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием "Психология индивидуальности" (09.12.2015 - 11.12.2015 Российская Федерация, Москва)
-
- Carl Rogers Birthday Annual Conference (22.01.2014 - 25.01.2014, США, Сан-Диего)
- II Всероссийская научно-практическая конференция Общества человекоцентрированного подхода с международным участием "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования" (26.09.2013 - 28.09.2013, Российская Федерация, Москва)
- XIIth International Forum for the Person-Centered Approach "Contemporary Developments of Carl Rogers' Thought" (26.05.2013 - 1.06.2013, Бразилия, Кумбуко)
- III Международная научно-практическая конференция "Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)" (27.02.2013 - 28.02.2013, Российская Федерация, Москва)
- I Всероссийская научно-практическая конференция Общества человекоцентрированного подхода с международным участием "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования" (27.09.2012 - 29.09.2012, Российская Федерация, Москва)
- 4-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием "Психология индивидуальности" (22.11.2012 - 24.11.2012 Российская Федерация, Москва)
- 10th Conference of the World Association for Person-Centered and Experiental Psychotherapy and Counseling "Working with Anxiety: From Simptom to Self" (08.07.2012 - 12.07.2012, Бельгия, Антверпен)
- V Съезд Российского психологического общества (14.02. -18.02.2012, Российская Федерация, Москва)
- Духовные опоры человека: диалог психотерапевтических школ (24.09.2011 - 24.09.2011, Российская Федерация, Москва)
- XI Международный форум по человекоцентрированному подходу (04.05.2010 - 10.05.2010, Российская Федерация, Ершово, Московская область)
- III Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности" (01.12.2010 - 03.12.2010, Российская Федерация, Москва)
- Консультативная психология: образовательные стандарты и проблема сертификации (04.11.2009 - 08.11.2009, Российская Федерация, Звенигород)
- II Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности" (12.11.2008 - 14.11.2008, Российская Федерация, Москва)
- Всероссийская конференция "Психология индивидуальности" (02.11.2006 - 03.11.2006, Российская Федерация, Москва)
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Зирко А. В. Роль экспрессивных и импрессивных вокализаций в самовыражении и самоисследовании, 2020
- 2Кириллова Е. И. Интент-анализ психотерапевтической речи, 2010
- 3Орлова Л. В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста), 2009
- 4Шумский В. Б. Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ , 2008
Опыт работы
1978-1983 Research Institute of General and Educational Psychology. Researcher
1983-1986 Aden University, College of Higher Education. Lecturer
1986-1992 Research Institute of General and Educational Psychology. Head of laboratory
1992-2004 Research Center of Family and Childhood of the Russian Academy of Education. Deputy Director.
2004-up to now National Research University Higher School of Economics. Professor
Информация*
- Общий стаж: 46 лет
- Научно-педагогический стаж: 46 лет
- Преподавательский стаж: 20 лет
Дополнительные сведения
-
- Член Диссертационного совета по психологическим наукам Д 212.048.03 (2005-2017)
- Член Академического совета аспирантской школы по психологии
- Член Академического совета магистерской программы "Консультативная психология. Персонология"
- Соруководитель магистерской программы "Исследование, консультирование и психотерапия личности" (2006-2009)
-
Руководитель магистерской программы "Исследование, консультирование и психотерапия личности" (2009-2015)
-
Учредитель и Президент (2011-2017) Общества человекоцентрированного подхода
-
Участник Топ-40 российских ученых-психологов по числу цитирований / Топ-80 российских ученых-психологов по числу публикаций / Топ-60 российских ученых-психологов по индексу Хирша (данные РИНЦ)
-
Член редсовета и редколлегии журнала "Вопросы психологии"
-
Член редсовета журнала "Консультативная психология и психотерапия"
-
Член редсовета журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики"
-
Преподаватель Академии практической психологии при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и РПО
- Преподаватель Института консультативной психологии и консалтинга Федерации психологов консультантов
- Обозреватель, эксперт и скайп-консультант журнала "PSYCHOLOGIES" (все статьи и заметки, опубликованные в журнале; отзывы о скайп-консультациях)
- Директор Центра психологического консультирования "Триалог"
- Автор / Соавтор / Составитель / Научный редактор / Переводчик
Мини мемуары (1970-1996)
Психологический институт в моей научной биографии
(к 100-летию ПИ РАО / НИИ ОПП АПН СССР)
Cтуденческие годы (1970-1975)
Мое знакомство с Институтом общей и педагогической психологии АПН СССР состоялось в 1972 году и
произошло оно… на факультете психологии МГУ. Будучи студентом второго курса, я
стоял перед стендом кафедры общей психологии, просматривая длинный список тем, предлагавшихся
для курсовых работ. Отчетливо помню, что только один пункт перечня вызвал у
меня тогда явный интерес. Это была тема, связанная с изучением направленности
личности и предлагавшаяся студентам лабораторией Л.И.Божович.
Третий этаж НИИ ОПП АПН СССР, коричневая дверь лаборатории Л.И.Божович… Робко стучу в дверь, открываю
ее и оказываюсь в пеналообразной комнатке, плотно заставленной столами,
буквально в окружении (как я узнал позднее) Л.И.Божович, Л.С.Славиной,
М.С.Неймарк, В.Э.Чудновского, Е.И.Савонько, А.М.Прихожан, Н.Н.Власовой,
Т.П.Гавриловой, Н.И.Гуткиной. Увы, моя память не сохранила подробностей этого
общения, помню только, что мне очень повезло, поскольку моим научным
руководителем оказалась М.С.Неймарк – невероятно живая, резкая, с блестящими
черными глазами и умопомрачительной улыбкой.
Все свои курсовые работы и диплом я писал под научным руководством М.С.Неймарк. Ее стиль руководства был вполне либеральным, у меня
было много свободы, и я двигался по какой-то своей замысловатой исследовательской
траектории, сочетая проективные методики с классической тахистоскопической
методикой изучения направленности личности.
Моя учеба на факультете проходила довольно успешно. И к концу пятого курса перспектива получения
красного диплома была вполне реальной (а стало быть и возможность поступить в
желанную аспирантуру). И тут как гром среди ясного неба: М.С.Неймарк с семьей
эмигрирует. Я отчетливо помню ее слова: «Саша, я, конечно, дам тебе
рекомендацию для поступления в аспирантуру, но ты вряд ли в нее поступишь». На
защите дипломной работы я оказался один на один с экзаменационной комиссией под
председательством А.Н.Леонтьева, которому, как мне показалось, было достаточно
лишь одного взгляда на титульную страницу моей работы, чтобы превратиться в
Громовержца. Процедура защиты накрыла меня как девятый вал. Я помню, что потом
часа два я отсиживался-отлеживался на скамейке в университетских двориках,
медленно, вяло и без каких-либо эмоций осознавая, что в итоге я получил-таки
отличную оценку.
Аспирантура (1975-1978)
Конечно, ни о какой перспективе поступления в аспирантуру факультета не могло быть и речи. Так я
снова оказался в стенах Института. И мне вновь предстояло определиться с
научным руководителем. Мой выбор по каким-то причинам был весьма ограничен; я разговаривал
с К.М.Гуревичем и Н.С.Лейтесом, но так и не мог определиться. Тогда я решил
попросить совета у Л.С.Славиной, которая буквально в двух словах, но, тем не
менее, очень ясно представила мне мою альтернативу. Мои сомнения рассеялись, и,
на отлично сдав вступительные экзамены, я стал аспирантом Н.С.Лейтеса.
Мой научный руководитель, интеллигентный, мягкий, филологически рафинированный и,
одновременно, вполне определенный оппонент тогдашнего институтского мейнстрима.
И опять я оказался в значительной степени предоставленным самому себе. Три года
я писал диссертацию, регулярно принося Н.С.Лейтесу на дом фрагменты работы,
написанные по его словам «птичьим (леонтьевским) языком». Остро отточенным
простым карандашом Н.С.Лейтес покрывал мельчайшей вязью мои машинописные
страницы. Это были мои лингвистические университеты, которые я вспоминаю с
искренней благодарностью.
Работа в лаборатории психологии учебной деятельности (1978-1983)
После успешной защиты кандидатской диссертации я опять оказался в ситуации неопределенности: моя
подмосковная прописка (IX-я зона!) давала мне мало шансов остаться в штате
Института. И тут пришло время вспомнить добрым словом В.В.Давыдова, который
(кто еще?) каким-то неизвестным мне способом дал мне возможность стать м.н.с. в
лаборатории А.К.Марковой. И опять моя история в чем-то повторилась: несмотря на
всю силу и определенность своего характера А.К.Маркова предоставила мне полную
свободу (тем более что в крохотной каморке ее лаборатории в самом конце правого
коридора на третьем этаже для меня просто не нашлось свободного стула). В моей
так непросто складывавшейся научной биографии Институт вновь стал синонимом
свободы.
Командировка в Народную Демократическую Республику Йемен (1983-1986)
Годы, проведенные в электричках, курсировавших по незабвенному маршруту «Москва – Петушки», и
главное – распахнутая в будущее перспектива такой жизни на колесах, привели
меня в 30 лет к тромбоэмболии. Жизнь вынуждала искать нестандартные решения.
Старые университетские связи моей матушки открыли для меня двери Министерства
образования, и вот Институт оказывается перед фактом моей служебной
командировки. В соответствии с критерием цена-качество, эти три года были,
пожалуй, лучшими годами моей жизни. Стоит также учесть, что это время «парада
катафалков» было, пожалуй, самым мрачным периодом в жизни Института.
Back to the USSR: группа К. Роджерса (1986)
Возвращение в СССР оказалось возвращением в Перестройку. Еще не поняв, куда я собственно вернулся,
я с легкой руки А.М.Матюшкина оказался в списке участников семинара К.Роджерса
и Р.Сэнфорд. Для меня эффект четырех дней этого семинара оказался чрезвычайным:
все мои представления о психологии оказались радикально преобразованными, все
мои прежние ценностные ориентиры в науке утратили былую привлекательность и
обрели новые (в то время весьма смутные) очертания. Вновь Институт оказался
фасилитатором моей свободы.
Лаборатория психологии учителя (1986-1992)
Удивительное время, удивительное стечение обстоятельств: вернувшись в Институт фактически в
качестве м.н.с. после трехлетнего отсутствия, я оказываюсь… заведующим
лабораторией психологии учителя и членом Ученого совета. Начинается еще один
период жизни в Институте в окружении сотрудников лаборатории (Л.М.Фридмана,
Д.Б.Богоявленской, Л.М.Митиной, М.А.Хазановой, А.Г.Раевского,
Л.И.Двуреченской). Эти годы пролетели очень быстро. Их темп чем-то сродни
лихорадочной жизни редакции тогдашней «Учительской газеты» под руководством
В.Ф.Матвеева, в которой приходилось неоднократно бывать в компании с моим
однокашником Л.А.Радзиховским. Увы, перестройка закончилась, и в ходе очередной
реорганизации Института лаборатория психологии учителя оказалась крайней…
Оставаться в Институте было негде, и туткак нельзя более кстати последовало
предложение от А.С.Спиваковской стать ее заместителем в Исследовательском центре
семьи и детства, создаваемом на базе Института дошкольного воспитания.
Но это уже совсем другая история…
Защита докторской диссертации (1996)
В моей научной биографии Институт обозначается вновь предложением А.М.Матюшкина, тогда
председателя Диссертационного совета Института, подумать о подготовке к защите
докторской диссертации на основе монографии «Психология личности и сущности
человека: парадигмы, проекции и практики», вышедшей в 1995 году. Я хорошо помню
Малую аудиторию Института теплым июньским днем, в которой вперемешку сидели мои
старые знакомые – сотрудники Института и мои новые коллеги – сотрудники Центра.
В процедуре защиты мои официальные оппоненты (А.А.Бодалев, В.И.Слободчиков, В.Г
Асеев) и мои неофициальные оппоненты (Л.М.Фридман, Ф.Е.Василюк) сменяли друг
друга, я отвечал и контраргументировал, но в действительности мой взгляд был
буквально прикован к уже немолодой, бледной, но все еще статной и красивой
женщине. Я не мог поверить своим глазам, - это была М.С.Неймарк. Сейчас я думаю
о том, что именно этот момент стал для меня символическим завершением моей
истории отношений с Институтом.
XII Всероссийская научно-практическая конференция общества человекоцентрированного подхода
29.09 - 01.10 на базе Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ прошла двенадцатая ежегодная конференция российского Общества человекоцентрированного подхода, в процессе которой обсуждались разнообразные актуальные теоретические, исследовательские и практические вопросы.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!
Дорогого Александра Борисовича, нашего коллегу, ученого, учителя для многих из нас, проводника в мир искусства консультирования поздравляем с юбилеем!
Журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX
По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX. Издание вышло в лидеры в рамках мониторинга 100 российских журналов по тематике «Психология» (по результатам за 2020 г.).
VIII Всероссийская конференция человекоцентрированного подхода
С 10 по 12 октября 2019 г. в департаменте психологии НИУ ВШЭ прошла VIII ежегодная Всероссийская конференция человекоцентрированного подхода. Конференция проходила на базе Центра фундаментальной и консультативной персонологии.
Юбилей Александра Борисовича Орлова
5 марта юбилей Александра Орлова, профессора кафедры психологии личности.
«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»
С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.
Один день из жизни психолога
Екатерина Мелихова, студентка 4 курса факультета психологии, рассказывает о третьем дне Зимней психологической школы в Голицыно и своих впечатлениях о презентациях магистерских программ кафедры психологии личности факультета психологии НИУ ВШЭ.
Лучший преподаватель факультета 2010
Подведены итоги конкурса "Преподаватели факультетов/отделений 2010"!
Лучший преподаватель факультета 2010
Подведены итоги конкурса "Преподаватели факультетов/отделений 2010"!
"Надо дать сражение, если все этого захотят"
О развитии магистратуры в университете и филиалах размышляет заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов.