Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Метафора как средство конструирования дискурса о детстве в современной англоязычной культуреMetaphor as a Means of Discursive Construction of Childhood in Contemporary Anglophone Culture

Соискатель:
Коршунова Александра Ивановна
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
26.03.2025
Дисс. совет:
Совет по филологии
Диссертация посвящена исследованию метафоры как инструмента конструирования дискурса о детстве в современной англоязычной культуре. Утверждается, что детство представляет собой не просто начальный этап жизни человека, а сложный социокультурный конструкт, формируемый, в том числе, с помощью метафор, источниками которых служат религиозные, философские, психологические, литературные и медийные тексты. Работая в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы, автор выявляет исторические корни основных метафор, таких как «ребёнок как tabula rasa», «детство как сад», а также современные метафоры, например, «родительство как проект». Особое внимание уделяется эмпирическому исследованию, проведенному среди британских и американских респондентов и выявляющему культурные различия и общие тенденции в использовании этих метафор. Показано, как метафоры влияют на общественные установки, образовательные подходы и родительские практики в современных англоязычных обществах. Диссертация сочетает теоретические разработки концептуальной теории метафоры Дж.  Лакоффа и М. Джонсона с актуальными метафорологическими подходами, а также историко-культурный анализ с анализом эмпирических данных, что позволяет связать историческое развитие метафор с той ролью, которую они играют в современных дискурсивных практиках. Исследование вносит вклад в понимание роли метафор в формировании и трансформации культурных представлений о детстве, предоставляя теоретическую базу для дальнейших исследований в области лингвистики, педагогики и межкультурной коммуникации.