Метафорический ландшафт субъективного человеческого опыта в современной англоязычной культуре (2020-2022 гг.)
В рамках данного проекта предполагается проведение серии мини-исследований (case studies), направленных на выявление и системное описание групп метафор, используемых для осмысления и вывода в речь различных компонентов субъективного опыта типичного представителя современной англоязычной культуры. К их числу относится опыт взросления и старения, телесный и сенсорный опыт, опыт болезни, аддикции, темпоральный опыт и множество других экспериенциальных сфер.
Изучение этих сфер представляет собой одну из важнейших задач современной гуманитаристики. Ее актуальность определяется, в первую очередь, необходимостью всестороннего изучения тех изменений в ментальных привычках и дискурсивном поведении человека, которые обусловлены влиянием современной постмодернистской культуры, активно поощряющей максимизацию жизненного опыта, поиск собственных, оригинальных форматов его осмысления и выбор максимально креативных способов его выражения. Особую роль в решении этой сложнейшей научной задачи призвана сыграть современная метафорология, которая располагает необходимым методологическим инструментарием для комплексного исследования процессов осмысления и вербализации разнообразных типов опыта.
Уникальность предлагаемого проекта обусловлена следующей совокупностью факторов:
(1) Оригинальность тематики и актуальность исследовательского ракурса: проект направлен на комплексное моделирование фрагментов субъективной реальности. В отличие от классических работ по метафорологии, он не сосредоточен на особенностях функционирования определенного типа метафоры в определенном типе дискурса. Его задача заключается в выявлении максимального количества возможных альтернативных способов осмысления и вербализации определенного типа опыта и в изучении наиболее актуальных способов обновления устоявшихся конвенциональных метафор. Важной особенностью проекта является его междисциплинарный характер, поскольку системное исследование метафорики невозможно без учета того социокультурного контекста, который способствует формированию определенных представлений. В рамках проекта предполагается обращение к широкому кругу антропологической, исторической, культурологической, социологической и другой проблематики, что делает его потенциально интересным для представителей смежных с лингвистикой областей.
(2) Новизна методологического базиса: методологическую основу проекта составляют теории, концепции и подходы, обладающие наибольшей релевантностью для современной метафорологии. Среди них: теория воплощенного значения (М. Джонсон, Дж. Лакофф, У. Крофт, Р. Гиббс), современные концептуальные трактовки метафоры (З. Кёвечеш, В. Эванс), теория преднамеренной метафоры (Х. Стейн), концепция дискурсивной метафоры (П. Чилтон, А. Мусолфф), концепция метафтонимии (Л. Гуссенс), теория жизни метафоры (Д. Гентнер, Б.Ф. Баудл), концепция смешанной метафоры (Р. Гиббс) и т.д. Особую роль в исследовании играет концепция метафорического ландшафта (Дж. Лоули и П. Томпкинс), которая легитимирует одновременное функционирование множества содержательно разных метафор в пределах одного тематического поля и позволяет осуществлять комплексное моделирование отдельных фрагментов человеческого опыта. Теория разрабатывалась для практических нужд психотерапии, является новой для лингвистики, и ее апробация на обширном языковом материале представляет собой актуальную и теоретически значимую задачу.
(3) Новизна методического инструментария: предполагается использование корпусных методов, различных типов онлайн анкетирования (например, на платформе Survey Monkey), современных процедур идентификации метафоры (MIP, MIPVU – Лаборатория метафоры Амстердамского университета) и т.д..
(4) Новизна материала: в рамках проекта предполагается работа исключительно с современным языковым материалом на базе наиболее хронологически актуальных и близких студентам текстовых источников разного дискурсивного формата (художественная литература, газетные и журнальные статьи, публичные лекции, блоги и т.п.). В качестве дополнительного материала планируется привлечение визуального контента с целью изучения альтернативных форматов репрезентации изучаемых концептуальных метафор.
(5) Широкие возможности для дальнейшего развития. В основе проекта лежит кейс-подход, что позволяет одновременно проводить несколько самостоятельных исследований и развивать проект за счет поиска новых доменов человеческого опыта и дополнительной субрубрикации уже исследованных доменов. Кроме того, существуют широкие возможности варьирования исследовательского ракурса: изучение общекультурных трендов и индивидуального метафорического ландшафта, анализ общеупотребительных и креативных метафор и т.д. Выработанные алгоритмы исследования могут в перспективе быть экстраполированы на другие языки.
(6) Концептуальная гибкость: тематика проекта позволяет оперативно реагировать на наиболее актуальные события и дискурсивные тренды. К их числу, например, относится уникальный по своей социокультурной природе опыт социальной изоляции, связанный с текущей эпидемией COVID-19 и породивший особый язык – Coronaspeak, требующий систематизации и анализа.
(7) Возможность полноценного и полноправного участия студентов и аспирантов. Тематика проекта и применяемые в его рамках подходы предоставляют широкий простор для варьирования глубины темы и широты охвата материала, что позволяет привлекать к работе студентов, начиная с 3 курса бакалавриата. Студенческие микроисследования, сфокусированные на одной узкой теме, обладают самоценностью и могут быть оформлены в материалы для публикации.