• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подростковая толерантность: концептуальный анализ и способы измерения

Соискатель:
Пашкевич Анна Валерьевна
Оппоненты:
Шереги Франц Эдмундович; Сикевич Зинаида Васильевна
Специальность:
22.00.01 Теория, история и методология социологии
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
10/27/2010
Концептуальный анализ подростковой толерантности и разработка способов её измерения являются одним из актуальных направлений социологического исследования. Существуют трудности в определении понятия, и наблюдается разброс мнений по поводу его содержания. Семантика слова «толерантность» вариативна и дискуссионна. За словом стоят разные методологические основания, методы социального познания. Для корректного использования понятия подростковой толерантности в исследованиях важна рефлексия на уровне методологии, теории и эмпирических данных. Необходимыми являются содержательные представления о понятии, описание границ реальности, охватываемой этим понятием, уточнение и построение концептуального поля, перевод концепта в конкретные индикаторы, поддающиеся измерению. От способа концептуализации данного понятия  в значительной мере зависят реализуемые в процессе полевого исследования методы сбора и интерпретации социологической информации. Полевые же исследования необходимы  для принятия дальнейших практических решений и/или рекомендаций в конкретных ситуациях.   Цель данной работы – построить концептуальную модель понятия толерантности и на её базе сформировать методологически корректную процедуру измерения толерантности подростков.   Объектом исследования выступает подростковая толерантность, предметом – аспекты понятия толерантности, позволяющие построить конструктивную процедуру её измерения.  В диссертации построена концептуальная модель понятия толерантности и на её базе сформирована методологически корректная процедура измерения толерантности подростков. Построение концептуальной модели толерантности отталкивается от рассмотрения социальных представлений подростков о предполагаемом (воображаемом) поведении (действии), направленном на преодоление противоречий между «своими» и «чужими», как если бы у подростков были полномочия для борьбы с  такими противоречиями; при этом делается предположение о  существовании нескольких типов молодежной толерантности. Проанализированы тексты мини-сочинений – семантика и эмоциональный регистр используемых подростками слов, изучены части речи (в особенности, глаголы) и воссозданы установки и типы рефлексивных социальных представлений старшеклассников о толерантности. Данный подход делает более выверенным построение дальнейших социологических инструментов диагностики толерантности в массовых опросах общественного мнения.
Автореферат [*.pdf, 374.39 Кб]