Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическое мошенничество среди студентов российских вузов: масштаб и факторыAcademic Dishonesty among Students at Russian universities: Scale and Factors

Руководитель:
Чириков Игорь Сергеевич (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:
Денисова-Шмидт Елена Викторовна (Университет Санкт-Галлена (Швейцария); Бостонский колледж (США), PhD, председатель комитета), Барсукова Светлана Юрьевна (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», доктор социологических наук, член комитета), Губа Катерина Сергеевна (АНООВО «Европейский Университет в Санкт-Петербурге», кандидат социологических наук, член комитета), Захаров Андрей Борисович (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кандидат педагогических наук, член комитета), Константиновский Давид Львович (Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, доктор социологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
28.10.2020
Диссертация принята к защите:
17.12.2020 (Протокол № 7)
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
20.05.2021
Диссертация посвящена изучению факторов академического мошенничества – списывания и плагиата – среди студентов российских вузов. Эмпирической основой исследования являются данные опросов студентов и преподавателей российских вузов (в частности, лонгитюдные и репрезентативные по России). Результаты исследования указывают на широкую распространенность практик академического мошенничества среди студентов, а также обнаруживают тенденцию к увеличению терпимости студентов к данным практикам в процессе обучения. Большинство преподавателей терпимо относятся к академическому мошенничеству, предпочитая мягкие формы наказания, ограничиваясь, например, устным замечанием. При этом, исследование подтверждает гипотезу о том, что менее строгие наказания со стороны преподавателей повышают шансы академического мошенничества студентов и способствует формированию более терпимого отношения студентов к списыванию. Более высокие риски академического мошенничества характерны для студентов, убежденных, что эти практики распространены среди их одногруппников. Внутренняя учебная мотивация студентов (интерес к обучению) не является сдерживающим фактором академического мошенничества, если среди однокурсников высокая распространенность академического мошенничества, а угроза обнаружения и наказания воспринимается как низкая.
Диссертация [*.pdf, 6.00 Мб] (дата размещения 19.03.2021)
Резюме [*.pdf, 800.50 Кб] (дата размещения 19.03.2021)
Summary [*.pdf, 769.48 Кб] (дата размещения 19.03.2021)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить учёную степень кандидата наук об образовании (протокол № 2 от 20.05.2021 г.). Решением диссертационного совета (протокол № 4 от 27.05.2021 г.) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании.