Восприятие потребительского рынка: отношение потребителей к представителям торговли и государства (на примере г. Москвы)Consumers perceptions: attitudes towards market players and government (case of Moscow)
Соискатель:
Решетеева Регина Игоревна
Руководитель:
Члены комитета:
Омельченко Елена Леонидовна (НИУ ВШЭ, доктор социологических наук, председатель комитета), Гурова Ольга Юрьевна (Gurova Olga) (Университет г. Ольборг, Дания, кандидат культурологии, член комитета), Ечевская Ольга Геннадьевна (НИУ ИТМО г. Санкт-Петербург, кандидат социологических наук, член комитета), Мареева Светлана Владимировна (НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, член комитета), Шабанова Марина Андриановна (НИУ ВШЭ, доктор социологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
10/28/2020
Диссертация принята к защите:
10/28/2020
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
4/9/2021
В диссертации анализируется, как потребители воспринимают свое место в рыночной системе на примере жителей Москвы. В работе используются данные 54 глубинных интервью, а также результаты уличного опроса москвичей, проведенного в 2017 г. Дизайн исследования выполнен в логике обоснованной теории. Отправной точкой в восприятии потребителя является презумпции вины продавца. Потребители полагают, что они находятся в не самом выигрышном положении по сравнению с представителями торговли. «Привычный» формат взаимодействия между потребителем и продавцом мыслится в категориях конфликта или соперничества. Характер противоборства между потребителями и продавцами мы концептуализируем как «потребительский цинизм». Потребительский цинизм – аналитическая категория, основанная на концепции П. Слотердайка, предполагает рутинное подозрение и разочарование. Цинизм парадоксальным образом рождают чувство защищенности и самоутверждения. Стремление вернуть ощущение контроля и избежать обмана провоцируют потребителя на ответные меры – проактивную потребительскую позицию. Реакции потребителей мы концептуализируем как индивидуальное сопротивление, цель которого «защищать» свои интересы и противостоять сложившемуся порядку в повседневных практиках. Напряжение в отношениях с продавцом способно разрешить государство, которое воспринимается как сдерживающая сила. Вместе с ответственностью государства тесно связана категория его виновности. Негативный опыт в отношении с представителями рынка транслируется в критическую оценку усилий регулятора
Диссертация [*.pdf, 2.14 Мб] (дата размещения 2/1/2021)
Резюме [*.pdf, 545.75 Кб] (дата размещения 2/1/2021)
Summary [*.pdf, 394.89 Кб] (дата размещения 2/1/2021)
Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации
Отзывы
Отзыв научного руководителя
- отзыв научного руководителя (дата размещения 11/2/2020)
Сведения о результатах защиты:
защиты: Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук с отличием (протокол № 3 от 09.04.2021). Решением диссертационного совета (протокол № 1 от 23.04.2021) присуждена ученая степень кандидата социологических наук.
Ключевые слова:
См. на ту же тему
Социологический анализ практик линейных руководителей по управлению социальными и экономическими процессами подразделений бизнес-организацийКандидатская диссертация
Соискатель: Деминская Вероника Эдуардовна
Руководитель: Эфендиев Азер Гамидович
Формирование социальной укорененности в глобальных цепях создания ценности (на примере российского рынка ритейла)Кандидатская диссертация
Соискатель: Белявский Борис Александрович
Руководитель: Радаев Вадим Валерьевич
Дата защиты: 1/12/2024
Роль цифровых трудовых платформ в трансформации занятости: экономико-социологический анализДокторская диссертация
Соискатель: Шевчук Андрей Вячеславович
Дата защиты: 12/13/2023