• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восприятие потребительского рынка: отношение потребителей к представителям торговли и государства (на примере г. Москвы)Consumers perceptions: attitudes towards market players and government (case of Moscow)

Соискатель:
Решетеева Регина Игоревна
Члены комитета:
Омельченко Елена Леонидовна (НИУ ВШЭ, доктор социологических наук, председатель комитета), Гурова Ольга Юрьевна (Gurova Olga) (Университет г. Ольборг, Дания, кандидат культурологии, член комитета), Ечевская Ольга Геннадьевна (НИУ ИТМО г. Санкт-Петербург, кандидат социологических наук, член комитета), Мареева Светлана Владимировна (НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, член комитета), Шабанова Марина Андриановна (НИУ ВШЭ, доктор социологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
10/28/2020
Диссертация принята к защите:
10/28/2020
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
4/9/2021
В диссертации анализируется, как потребители воспринимают свое место в рыночной системе на примере жителей Москвы. В работе используются данные 54 глубинных интервью, а также результаты уличного опроса москвичей, проведенного в 2017 г. Дизайн исследования выполнен в логике обоснованной теории. Отправной точкой в восприятии потребителя является презумпции вины продавца. Потребители полагают, что они находятся в не самом выигрышном положении по сравнению с представителями торговли. «Привычный» формат взаимодействия между потребителем и продавцом мыслится в категориях конфликта или соперничества. Характер противоборства между потребителями и продавцами мы концептуализируем как «потребительский цинизм». Потребительский цинизм – аналитическая категория, основанная на концепции П. Слотердайка, предполагает рутинное подозрение и разочарование. Цинизм парадоксальным образом рождают чувство защищенности и самоутверждения. Стремление вернуть ощущение контроля и избежать обмана провоцируют потребителя на ответные меры – проактивную потребительскую позицию. Реакции потребителей мы концептуализируем как индивидуальное сопротивление, цель которого «защищать» свои интересы и противостоять сложившемуся порядку в повседневных практиках. Напряжение в отношениях с продавцом способно разрешить государство, которое воспринимается как сдерживающая сила. Вместе с ответственностью государства тесно связана категория его виновности. Негативный опыт в отношении с представителями рынка транслируется в критическую оценку усилий регулятора
Диссертация [*.pdf, 2.14 Мб] (дата размещения 2/1/2021)
Резюме [*.pdf, 545.75 Кб] (дата размещения 2/1/2021)
Summary [*.pdf, 394.89 Кб] (дата размещения 2/1/2021)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
защиты: Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук с отличием (протокол № 3 от 09.04.2021). Решением диссертационного совета (протокол № 1 от 23.04.2021) присуждена ученая степень кандидата социологических наук.