• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерное неравенство в российской академической профессииGender Disparities in the Russian Academic Profession

Руководитель:
Ловаков Андрей Владимирович (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:
Карабчук Татьяна Сергеевна (университет ОАЭ, к.с.н., председатель комитета), Губа Катерина Сергеевна (Центр институционального анализа науки и образования, АНООВО «Европейский университет в Санкт-Петербурге», к.с.н., член комитета), Пушкарева Наталья Львовна ( Центр гендерных исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, д.ист.н., член комитета), Соболева Наталья Эдуардовна (университет Милана, к.с.н., член комитета), Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна ( Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, д.с.н. , член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
6/24/2024
Диссертация принята к защите:
7/15/2024
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
11/22/2024
На сегодняшний день гендерное неравенство сохраняется в академическом сообществе по всему миру и в России. В образовательной среде женщин среди студентов и аспирантов становится больше, чем мужчин. Однако на более поздних этапах карьеры женщины занимают меньшие и менее значимые позиции. Данное исследование анализирует сходства и различия между мужчинами и женщинами в академической среде России и изучает восприятие гендерных вопросов представителями академического сообщества.Для проведения исследования был использован смешанный методологический подход, включающий опрос, библиометрический анализ и интервью. В ходе исследования использовались современные феминистские теории и общие стратегии социальных исследований, включая теории феминистского институционализма и исследовательскую карту Дерека Лейдера для различных уровней анализа. Результаты исследования показывают, что с теоретической точки зрения социально конструируемые гендерные особенности могут объяснять существующие гендерные проблемы в академической среде. Во-вторых, согласно библиометрическим показателям, гендерное неравенство сохраняется в российской науке: женщины составляют лишь 37% от общего числа авторов. В-третьих, гендерное неравенство оценивается скорее как социальная проблема в целом, но не как проблема, характерная для академического сообщества. Специфические гендерно-ориентированные черты могут стать институциональными особенностями и оказывать влияние на профессиональную среду и на всех вовлеченных акторов, тем самым ограничивая или, наоборот, улучшая карьерные траектории.
Диссертация [*.pdf, 6.82 Мб] (дата размещения 9/13/2024)
Резюме [*.pdf, 1.38 Мб] (дата размещения 9/13/2024)
Summary [*.pdf, 896.80 Кб] (дата размещения 9/13/2024)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



См. на ту же тему

Влияние академического инбридинга на продуктивность исследователейКандидатская диссертация

Соискатель: Слепых Виктория Игоревна
Руководитель: Юдкевич Мария Марковна