Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 5 из 5

Визуальная риторика в актуальных практиках российских художников с 2010 по 2023 гг.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по культурологии, искусству и дизайну
Дата защиты:
26.09.2024
Диссертация посвящена исследованию вербально-визуальных репрезентаций в актуальных практиках российских художников в период с 2010 по 2023 годы. В работе рассматриваются различные типы связей между словом и изображением в отечественном искусстве, культурные коды вербальных компонентов художественных текстов, варианты взаимодействия русского и европейского искусства в исторической перспективе. Автор приходит к выводу о том, что вербально-визуальное искусство — это закономерное направление на российской художественной сцене. Установлено, что возникновение современных изовербальных практик определено внутренней проблематикой и опирается на национальную культурную традицию (передвижничество, русский авангард и московский концептуализм). Кроме того, существенное влияние на современное российское изовербальное искусство оказали европейский и американский концептуализм конца 1960-х – начала 1970-х годов, поп-арт, граффити-культура, визуальная поэзия. Особое внимание уделено вариантам взаимодействия слова и изображения в современном искусстве, художественным стратегиям работы с текстом в различных медиумах (живопись, графика, коллаж, скульптура, арт‑объекты, инсталляции, стрит-арт).
Диссертация [*.pdf, 4.70 Мб] (дата размещения 18.06.2024)
Резюме [*.pdf, 720.85 Кб] (дата размещения 18.06.2024)
Summary [*.pdf, 773.52 Кб] (дата размещения 18.06.2024)

Путь героя в современных аудиовизуальных искусствахКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по искусству и дизайну
Дата защиты:
20.03.2023
Объектом изучения в данной диссертации является ряд художественных произведений, созданных в 2010-2020 гг. и относящихся к сфере современных аудиовизуальных искусств, работающих с малыми экранными формами: веб-сериалов, короткометражных мультипликационных фильмов и интерактивного кино. Актуальность рассмотрения выбранных искусств не вызывает сомнений в контексте стремительного развития современных аудиовизуальных форматов и медиапрактик. В условиях постоянной эволюции упомянутых форматов их изучение представляется более чем релевантным и полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Не менее актуальным можно считать и разностороннее переосмысление универсальной концепции мономифа, представленное в работе. Автор обнаруживает серьёзную лакуну на стыке ряда современных исследовательских направлений (изучение медиаформатов, сторителлинг, переосмысление мономифа, теория креативных метафор) и заполняет её, одновременно задавая новый вектор развития сразу для нескольких актуальных областей исследования.
Диссертация [*.pdf, 2.19 Мб] (дата размещения 19.01.2023)
Резюме [*.pdf, 364.46 Кб] (дата размещения 19.01.2023)
Summary [*.pdf, 316.39 Кб] (дата размещения 19.01.2023)

Стратегии художественных поисков российского современного искусства в ситуации «центр-периферия»Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по искусству и дизайну
Дата защиты:
29.10.2021
Исследование влияния ситуации «центр-периферия» на современное российское искусство может стать значимым этапом в отечественном искусствоведении в общей ситуации недостатка теоретического осмысления российского современного искусства. Данное исследование выявляет новые точки зрения в анализе практик современных российских художников, а также актуальной культурной политики, что может послужить основой для дальнейших теоретических разработок в данной области. Одновременно сформулированная оптика может стать продуктивной основой для исследований художественных сфер других стран.
Диссертация [*.pdf, 1.04 Мб] (дата размещения 23.08.2021)
Резюме [*.pdf, 669.37 Кб] (дата размещения 23.08.2021)
Summary [*.pdf, 330.07 Кб] (дата размещения 23.08.2021)

Труд творческих работников России: структурные условия, профессиональные идентичности и карьерыКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Кулева Маргарита Игоревна
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
3.04.2019
Данная диссертация посвящена вопросу взаимосвязи системы производства культуры и специфики творческого труда и занятости на примере визуального искусства в больших городах России. В частности, в рамках данного диссертационного исследования предложена методологическая схема для адаптации критических исследований творческого труда к альтернативным западно-европейскому институциональным контекстам. Творческая работа рассматривается в широком контексте трансформации трудовых отношений в пост-индустриальном обществе (У. Бек, З.Бауман, Р. Сеннет, Д. Харви). Для концептуализации труда творческих работников в качестве базового подхода используются критические исследования творческого труда (А. Макробби, Д. Хезмондалш, Р. Гилл, М. Бэнкс и др.), дополненные инструментарием культур-производственной парадигмы (Р. Петерсон, Г. Беккер, Н.Эник, П. Бурдье), позволяюшей определить более широкий контекст национальных систем культурного производства. Предложенный интегрированный подход позволяет увидеть индивидуальные опыты труда творческих работников (микроуровень) в их связи с особенностями организаций с которыми они связаны (средний уровень) и национальной системой культурного производства (макроуровень). Эмпирическая часть диссертации основана на качественной методологии: материалах 61 полу-структурированного интервью с сотрудниками учреждений культуры государственного и частного секторов, молодыми художниками Москвы и Санкт-Петербурга.
Диссертация [*.pdf, 14.40 Мб] (дата размещения 30.01.2019)
Резюме [*.pdf, 649.08 Кб] (дата размещения 30.01.2019)
Summary [*.pdf, 328.16 Кб] (дата размещения 30.01.2019)

Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина ХайдеггераКандидатская диссертация

Соискатель:
Апаева Алёна Юрьевна
Оппоненты:
Бросова Наталья Зиновьевна, Фалев Егор Валерьевич
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
19.05.2015
Объектом исследования является та часть философии Мартина Хайдеггера, в которой основной темой является искусство, сущность которой – это поэзия. Но не только поэзия как искусство в целом, но и поэзия как творение языка, а также сам язык интересуют нас в нашем исследовании. Целью диссертационного исследования является реконструкция и истолкование поэтической философии Мартина Хайдеггера, созданная им на основании осмысления таких понятий, как бытие, здесь-бытие, искусство, истина, пространство, время, поэзия, стихотворение, скульптура, живопись, язык, слово, природа, а также других понятий путем обращения к различным творениям искусства
Диссертация [*.pdf, 1.90 Мб] (дата размещения 9.02.2015)
Автореферат [*.pdf, 572.82 Кб] (дата размещения 12.03.2015)
  • Сбросить фильтры