Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 2 из 2
Ответы симпатической и парасимпатической нервных систем на когнитивную нагрузку как биомаркеры ментальных состоянийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по когнитивным наукам
Настоящее исследование направлено на изучение адаптивных реакций вегетативной нервной системы у людей с различными ментальными состояниями. В рамках четырёх экспериментов исследовались реакции симпатической и парасимпатической нервных систем на возрастание когнитивной нагрузки и ложную обратную связь, а также анализировались биомаркеры слюны до и после выполнения задания. В работе использовались методы айтрекинга, электрокардиографии, фотоплетизмографии, кожно-гальванической реакции, анализа дыхания и биомаркеров слюны. Для кластеризации и анализа данных применялись методы машинного обучения без учителя.Основные результаты показали, что симпатическая и парасимпатическая нервные системы демонстрируют нелинейные реакции на когнитивный стресс различных типов. Были выявлены кардиомаркеры, связанные с уровнями тревожности, депрессии и панических атак. Также обнаружены различные типы ответов вегетативной нервной системы, включая паттерны реакций зрачков, глазодвигательных показателей, кардиопараметров, а также когнитивных параметров, таких как время реакции, самооценка и количество правильных ответов. Эти результаты дополняют существующие знания и предоставляют новые данные, важные для понимания работы вегетативной нервной системы.Кроме того, анализ биомаркеров слюны показал, что уровень магния у участников с тревожными состояниями был изначально повышен, но снижался под воздействием стресса, что подтверждает роль магния в физиологических реакциях на стресс и тревогу.Таким образом, данное исследование развивает понимание реакции вегетативной нервной системы на когнитивную нагрузку, открывает новые перспективы для ранней диагностики и мониторинга динамики ментальных состояний, а также способствует разработке алгоритмов и улучшению методов персонализированной диагностики.
Диссертация [*.pdf, 8.59 Мб] (дата размещения 18.02.2025)
Резюме [*.pdf, 6.34 Мб] (дата размещения 18.02.2025)
Summary [*.pdf, 5.00 Мб] (дата размещения 18.02.2025)
Когнитивная нагрузка и успеваемость студентов: роль последовательности учебных заданий и педагогической поддержкиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
В данной диссертации проводится многосторонний анализ взаимосвязи между последовательностью обучения и когнитивной нагрузкой, который включает как анализ теоретической литературы, так и эмпирические исследования. В частности, был проведен всесторонний обзор литературы с целью выявления основных теорий и подходов к исследованию последовательности обучения, а также определения пробелов в знаниях и выявления направлений для дальнейшего изучения. Кроме того, было проведено два эмпирических исследования с целью изучения влияния различных последовательностей обучения на когнитивную нагрузку и результаты обучения. Основная цель данной диссертации - изучить сложную взаимосвязь между последовательностью и педагогической поддержкой решения задач, когнитивной нагрузкой и результатами обучения.
Ключевые слова: