Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 10 из 64
Эволюция взаимодействия КНР с государствами Центральной Азии в сфере безопасности с 2001 по 2021 гг.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям
Основным инструментом китайской внешней политики в Центральной Азии принято считать экономические активы КНР. В современной историографии распространено мнение, что свои интересы в этом регионе Китай реализует путем применения «мягкой силы» и использования различных экономических механизмов. При этом усиление экономической взаимосвязанности и включение Центральной Азии в сферу прямых инфраструктурных и транспортных интересов КНР привело к росту сотрудничества Китая со странами региона уже в области безопасности. Активизацию китайского взаимодействия со странами Центральной Азии в сфере безопасности часто объясняют внешними факторами, например появлением американских баз на территории государств региона в начале XXI века, ростом «афганской угрозы», способностью России активно участвовать в обеспечении безопасности региона и т.д. В данном исследовании определяется роль внутренних факторов в КНР, повлиявших на эволюцию взаимодействия Китая со странами Центральной Азии. Основным элементом научной новизны данной работы является сопоставление роста китайской активности в Центральной Азии в сфере безопасности с влияющими на этот процесс внешними (глобальными и региональными), а также внутренними факторами (ролью политического лидера и фактором экономического развития КНР).
Концептуальная основа современной внешней политики КНРКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям
С момента прихода Си Цзиньпина к власти внешняя политика КНР претерпела существенные изменения не только на практике, но и в плане идейного содержания. Одним из ключевых трендов стал акцент на «дискурсивной силе», т.е. способности Китая влиять на формирование международной повестки. По сравнению с предыдущими периодами заметно увеличилось участие лидера Китая как в распространении внешнеполитических идей, так и в их позиционировании: имя Си Цзиньпина стало включаться в названия концепций и профильных мозговых центров (самый яркий пример – «идеи Си Цзиньпина о дипломатии»). Одновременно с этим внешнеполитические концепции КНР существенно дополнились новыми смыслами. Помимо флагманской китайской инициативы «Пояса и пути» характерными понятиями рассматриваемого периода стали такие концепции, как «сообщество единой судьбы человечества», «новая эпоха», «дипломатия большого государства с китайской спецификой», «новый тип международных отношений», «новый тип отношений между великими державами», «новая форма человеческой цивилизации». Вместе с тем, вопросы, связанные с трактовками содержания китайских внешнеполитических концепций и степенью их влияния на международную повестку, до сих пор вызывают большие дискуссии. Проведенный в диссертационном исследовании качественный и количественный анализ китайских внешнеполитических концепций позволяет глубже понять политические намерения КНР, а также объяснять и прогнозировать ее поведение на мировой арене.
Традиционные идейно-политические основы и эволюция внешней политики Китая при Си ЦзиньпинеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Сун Чжихао
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям
Дата защиты:
18.06.2025
Диссертация посвящена изучению влияния китайского традиционного идейного наследия, в том числе философских, политических, исторических и собственно дипломатических идей и концепций, а также элементов традиционной житейской мудрости, отраженной в классических идиоматических выражениях, на современную внешнюю политику и дипломатию Китая. Автором предпринята попытка выявить причины, способы и основания обращения к традиционным идеям, представлениям и концепциям в модернизации Китая при Си Цзиньпине в целом, и в частности – на уровне внешней политики, что направлено на формирование новых теорий и практики развития страны в различных аспектах. В данной диссертации изучены такие дискуссионные вопросы, как влияние традиционных идейно-политических основ на выстраивание отношений Китая с сопредельными странами, характер взаимодействия Китая с партнерами в рамках инициативы «Пояса и Пути», вопросы о пресловутой «наступательности» китайской дипломатии, трактовки понятий «китайская модель» и «китайская модель модернизации». Более того, в целях представления общей картины роли традиционной культуры в развитии китайского общества, также рассмотрены вопросы эволюции отношения китайской политической и интеллектуальной элиты к традиционной культуре с начала XX века вплоть до эпохи Си Цзиньпина.
Историческая политика Китая в отношении Японии в 2013–2022 гг.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям
Дата защиты:
14.03.2025
Историческая политика является распространенным инструментом формирования коллективной идентичности народов, легитимации власти и давления на оппонентов. Она широко используется во всем мире, и Китай не является исключением. Фундаментом исторической политики Китая является память о событиях китайско-японской войны (1931–1945 гг.). На основе памяти о событиях данной войны руководство КНР с 1980-х годов формировало исторический нарратив в отношении Японии. При этом с приходом 5-го поколения руководителей во главе с Си Цзиньпином перед Китаем встал ряд новых внутри и внешнеполитических задач: необходимость консолидации населения и укрепления авторитета КПК в условиях замедляющегося экономического роста и внутрипартийных проблем, необходимость противостоять историческому ревизионизму со стороны Японии, обострение территориального спора с Токио в Восточно-Китайском море и др. Данные факторы обусловили трансформацию исторической политики КНР в отношении Японии. Автор предпринял попытку комплексного анализа исторической политики Китая в отношении Японии в период с 2013 по 2022 гг.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 2.74 Мб] (дата размещения 14.01.2025)
Резюме [*.pdf, 819.06 Кб] (дата размещения 14.01.2025)
Summary [*.pdf, 721.63 Кб] (дата размещения 14.01.2025)
Политические конфликты между региональными бизнесменами и главами субъектов федерации в России: факторы возникновения и стратегии участников (2005-2020)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по политологии
Дата защиты:
12.03.2025
С 2005 по 2020 год в России произошло больше трех десятков случаев публичных конфронтаций между главами субъектов федерации и региональными предпринимателями. Хотя политическое участие бизнеса обычно предполагается оправданным с точки зрения защиты прав собственности и доступа к принятию важных для бизнеса решений, конфликт с властями не является оптимальным поведением с точки зрения максимизации прибыли и противоречит базовым предпосылкам, сформулированным в литературе. При этом такие случаи оказывают нетривиальное воздействие на региональные политические исходы и, следовательно, заслуживают теоретического объяснения.
В этой связи диссертационное исследование обращается к каузальным механизмам, связывающим конфликты и различные факторы их возникновения, основываясь на институциональных теориях и социально-психологической теории идентичности. Результаты процесс-трейсинга показывают, что возникновению конфликтов способствуют несколько факторов и связанных с ними каузальных механизмов. Во-первых, бизнесмены могут развивать идентичности и амбиции, связанные с политическими целями и статусом в региональном политическом сообществе, не ограничиваясь максимизацией материального благополучия. Во-вторых, многоуровневая институциональная структура Российской Федерации и ожидания, связанные с ролью федерального центра, создают предпосылки для публичного конфликта как стратегии по привлечению внимания федеральных властей к обстановке в регионе и неудачной, с точки зрения элит, политики губернатора. В-третьих, акторы склонны совершать ошибки и неправильно оценивать последствия своих действий в том числе из-за воздействия различных структурных факторов.
В этой связи диссертационное исследование обращается к каузальным механизмам, связывающим конфликты и различные факторы их возникновения, основываясь на институциональных теориях и социально-психологической теории идентичности. Результаты процесс-трейсинга показывают, что возникновению конфликтов способствуют несколько факторов и связанных с ними каузальных механизмов. Во-первых, бизнесмены могут развивать идентичности и амбиции, связанные с политическими целями и статусом в региональном политическом сообществе, не ограничиваясь максимизацией материального благополучия. Во-вторых, многоуровневая институциональная структура Российской Федерации и ожидания, связанные с ролью федерального центра, создают предпосылки для публичного конфликта как стратегии по привлечению внимания федеральных властей к обстановке в регионе и неудачной, с точки зрения элит, политики губернатора. В-третьих, акторы склонны совершать ошибки и неправильно оценивать последствия своих действий в том числе из-за воздействия различных структурных факторов.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 2.93 Мб] (дата размещения 10.01.2025)
Резюме [*.pdf, 276.07 Кб] (дата размещения 10.01.2025)
Summary [*.pdf, 307.54 Кб] (дата размещения 10.01.2025)
Влияние политико-институциональных и политико-культурных традиций на формирование языкового режима в Республике МолдоваКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по политологии
Дата защиты:
5.03.2025
За последние 30 лет увидело свет много работ, посвящённых изучению языковой политики государств и её нормативных эффектов. При этом наблюдался явный недостаток исследований, которые бы объясняли процесс формирования той или иной модели языковой политики. Одной из попыток восполнить этот пробел стали концепции государственных традиций и языковых режимов Л. Кардинал и С. Зоннтаг. Работая в рамках исторического институционализма, они утверждают, что государственные традиции, то есть институциональные и нормативные паттерны государственной политики, определяют путь, в рамках которого государство реализует свою политику, в том числе языковую.
Однако, несмотря на свой объяснительный потенциал, данный подход не учитывает случай стран, впервые или заново обретших независимость, и поэтому не имеющих государственных традиций. В настоящем исследовании на примере Республики Молдова автор адаптирует подход Кардинал и Зоннтаг для новых независимых государств. В их отношении он предлагает говорить о политико-институциональных традициях, которые возможно проследить при смене формы управления территорией, и отличающихся большей устойчивостью политико-культурных традициях.
Проследив формирование традиций управления этноязыковым многообразием на территории Молдавии за более чем 180-летний период и проанализировав актуальные языковые практики в республике, автор приходит к выводу, что современный языковой режим в Молдове сложился под влиянием конкурирующих исторических традиций: национальной румынской и интернациональной советской.
Однако, несмотря на свой объяснительный потенциал, данный подход не учитывает случай стран, впервые или заново обретших независимость, и поэтому не имеющих государственных традиций. В настоящем исследовании на примере Республики Молдова автор адаптирует подход Кардинал и Зоннтаг для новых независимых государств. В их отношении он предлагает говорить о политико-институциональных традициях, которые возможно проследить при смене формы управления территорией, и отличающихся большей устойчивостью политико-культурных традициях.
Проследив формирование традиций управления этноязыковым многообразием на территории Молдавии за более чем 180-летний период и проанализировав актуальные языковые практики в республике, автор приходит к выводу, что современный языковой режим в Молдове сложился под влиянием конкурирующих исторических традиций: национальной румынской и интернациональной советской.
Диссертация [*.pdf, 1.50 Мб] (дата размещения 28.12.2024)
Резюме [*.pdf, 401.92 Кб] (дата размещения 28.12.2024)
Summary [*.pdf, 408.57 Кб] (дата размещения 28.12.2024)
Инструменты монетарного анализа для центральных банковДокторская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Диссертация посвящена разработке инструментов монетарного анализа, которые могут быть применены в различных аспектах деятельности центральных банков. Во-первых, в диссертации описывается методология анализа факторов, обуславливающих создание денег в России и долларизацию депозитов. Во-вторых, исследуется взаимосвязь между динамикой монетарных показателей и измерением нескольких ключевых ненаблюдаемых переменных: трендовой инфляции, естественной процентной ставки и потенциального объема выпуска. Наконец, рассматривается роль денежных и кредитных агрегатов в оценке угроз финансовой стабильности. Диссертация фокусируется главным образом на вопросах, которые имеют решающее значение для применения этих инструментов в странах с развивающимися рынками и, в первую очередь, в российской экономике.
Диссертация [*.pdf, 35.17 Мб] (дата размещения 8.06.2024)
Резюме [*.pdf, 752.81 Кб] (дата размещения 8.06.2024)
Summary [*.pdf, 661.08 Кб] (дата размещения 8.06.2024)
Патрональная политика и ротация губернаторского корпуса в современной России: факторы отставок и переназначений (2005-2021)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по политологии
Дата защиты:
13.09.2024
Отмена прямых выборов глав регионов России в 2004 году актуализировала исследование кадровой политики федерального центра в отношении губернаторского корпуса. Исследования ротаций с 2005 по 2011 годы показывали, что вероятность переназначения губернатора возрастает в случае сравнительно высоких результатов «Единой России» на выборах в регионе. Однако после возвращения прямых выборов глав регионов в 2012 году и по мере консолидации поддержки федеральной власти, значимость выборов для ротации губернаторов стала спадать, а влияние неформальной поддержки на федеральном уровне, напротив – возрастать.
В этой связи, диссертационное исследование опирается на концепцию патрональной политики (по Г.Хейлу), которая развивает концептуальный аппарат теории неопатримониализма. Соответственно, поддержка губернаторов со стороны федеральных элит понимается как патронаж, который операционализируется посредством метрик сетевого анализа. Для этого была сформирована авторская база данных связей между федеральной элитой и главами российских регионов на каждый год наблюдения – с 2005 по 2021 годы. В дальнейшем, полученные метрики сетевого анализа (позволяющие измерить степень патронажа в регрессионной модели) были протестированы на предмет влияния на ротацию губернаторов вместе с социально-экономическими и электоральными предикторами.
Результаты логистической регрессии указали на наибольшую значимость патронажа при ротации глав российских регионов. Чем выше патронаж губернатора, тем выше вероятность его переназначения или повышения в должности. Однако на ротацию губернаторов также влияют результаты «Единой России» на выборах в региональные заксобрания и недопущение роста безработицы и бедности.
В этой связи, диссертационное исследование опирается на концепцию патрональной политики (по Г.Хейлу), которая развивает концептуальный аппарат теории неопатримониализма. Соответственно, поддержка губернаторов со стороны федеральных элит понимается как патронаж, который операционализируется посредством метрик сетевого анализа. Для этого была сформирована авторская база данных связей между федеральной элитой и главами российских регионов на каждый год наблюдения – с 2005 по 2021 годы. В дальнейшем, полученные метрики сетевого анализа (позволяющие измерить степень патронажа в регрессионной модели) были протестированы на предмет влияния на ротацию губернаторов вместе с социально-экономическими и электоральными предикторами.
Результаты логистической регрессии указали на наибольшую значимость патронажа при ротации глав российских регионов. Чем выше патронаж губернатора, тем выше вероятность его переназначения или повышения в должности. Однако на ротацию губернаторов также влияют результаты «Единой России» на выборах в региональные заксобрания и недопущение роста безработицы и бедности.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 6.48 Мб] (дата размещения 10.07.2024)
Резюме [*.pdf, 496.65 Кб] (дата размещения 10.07.2024)
Summary [*.pdf, 474.55 Кб] (дата размещения 10.07.2024)
Принципал-агентская проблема в российской системе финансирования науки по результатамКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Вершинин Иван Владимирович
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по государственному и муниципальному управлению
Дата защиты:
29.01.2024
В диссертации исследуется принципал-агентская проблема в российской системе финансирования науки по результатам (СФНР). Были исследованы текущие взгляды на принципал-агентскую проблему в научной политике, по итогам которых установлено, что в литературе наблюдаются пробелы при интерпретациях принципал-агентской проблемы в СФНР, главным образом, не раскрыта роль показателей научной результативности в возникновении асимметрии информации между распределителями бюджетных средств и исполнителями. На примере известных побочных эффектов применения показателей публикационной и патентной активности проведено моделирование агентской проблемы в СФНР. В работе впервые применена логика агентской теории для объяснения причин неэффективности использования показателей научной результативности, и таким образом, показаны основные уязвимости применения СФНР как основы научной политики. По итогам исследования агентская теория предложена как практический инструмент рационализации и валидации принимаемых решений в научной политике.
Диссертация [*.pdf, 2.75 Мб] (дата размещения 28.11.2023)
Резюме [*.pdf, 867.31 Кб] (дата размещения 28.11.2023)
Summary [*.pdf, 647.93 Кб] (дата размещения 28.11.2023)
Разработка и обоснование комплексной оценки результативности кластерной политикиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Бергаль Ольга Ефимовна
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по государственному и муниципальному управлению
Дата защиты:
28.12.2023
Диссертационное исследование раскрывает методологический подход проведения комплексной оценки результативности кластерной политики региона. Систематизированы результаты анализа исследований в области кластерной политики, форм государственного участия в развитии кластеров, государственного аудита и методов управления кластерами. Разработаны рекомендации по созданию Федеральной IT-платформы кластеров России и концепция технического задания для разработчиков программного продукта. С использованием метода дорожного картирования и имитационного моделирования разработана типовая дорожная карта реализации кластерной политики региона. Отчетность об её исполнении послужит информационной базой при проведении комплексной оценки результативности кластерной политики региона. Разработана методика аудита эффективности реализации кластерной политики региона, включающая оценку результативности, и подосновы её практического применения. Результаты исследования адресованы разработчикам кластерной политики и иных документов стратегического планирования, специалистам региональных контрольно-счетных органов и центров кластерного развития.
Диссертация [*.pdf, 3.12 Мб] (дата размещения 28.10.2023)
Резюме [*.pdf, 1.53 Мб] (дата размещения 28.10.2023)
Summary [*.pdf, 1.40 Мб] (дата размещения 28.10.2023)