Сорокин Павел Сергеевич
- Заведующий лабораторией, Ведущий научный сотрудник: Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
IV International Summer School of higher education research held from June 4th to 10 th, 2016
Research Seminar “Work conditions in comparative perspective” held at University of Tampere (Finland) 12 – 14 May 2014
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность НИУ ВШЭ (февраль 2022)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2017)
Надбавка за академическую работу (2015–2016, 2014–2015, 2013–2014, 2012–2013)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2020–2021, 2019–2020, 2017–2019)
Надбавка за регулярные публикации в международных рецензируемых научных изданиях (2021–2026)
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом научном издании (2016–2017)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2017–2018)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Cоциально-экономическое развитие с опорой на человеческий потенциал: проблемы, перспективы и лучшие практики в образовании (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования)рус
- Основы анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Основы анализа образовательной политики (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Cоциально-экономическое развитие с опорой на человеческий потенциал: проблемы, перспективы и лучшие практики в образовании (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
- Основы анализа образовательной политики (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Основы анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 семестр)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)рус
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
- Управление и политика в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Управление и политика в образовании (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Управление и политика в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Инновации и образование в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Управление и политика в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
Участие в редколлегиях научных журналов
Гранты
- Агентность студентов и выпускников вузов в области труда и занятости: типология, факторы, проявления и эффекты (РНФ, 2023-2026, руководитель);
- Проблема проактивности личности во взаимодействии с социальной средой в современном международном дискурсе (РФФИ, 2020-2021, руководитель);
- Качество трудовой жизни работников бизнес-организаций в России и Финляндии: факторы и последствия (Фундаментальный проект (ПФИ), 2014);
- Крестьянство на переломе эпох: анализ социальной организации современного российского села в условиях экономических трансформаций (Фундаментальный проект (ПФИ), 2014);
- Сравнительный анализ развития российской и мировой социологической мысли в контексте применения общенаучных инструментов познания (Фундаментальный проект, РФФИ) 2014;
- Крестьянство Белгородской области в 2000-2013 годах: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни (Фундаментальный проект (ПФИ), 2013);
- Социальные обязательства и ожидания работников и бизнес-организаций: ключевые элементы, факторы и последствия. Интегративный подход (Фундаментальный проект (ПФИ), 2013);
- Ключевые элементы и последствия взаимных социальных обязательств и ожиданий работников и бизнес-организаций (Фундаментальный проект (ПФИ), 2012);
- Социальные факторы и механизмы карьерного продвижения руководителей в российских бизнес-организациях ("Учитель-Ученики", 2011-2012 гг.).
Конференции
- 2013
XIV Апрельская Конференция НИУ-ВШЭ (Москва). Доклад: Карьера руководителей в российских бизнес-организациях как социальный феномен: опыт теоретического и эмпирического анализа
6-я Научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» (Москва). Доклад: Трудности и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в сельских территориях России в контексте проблем социальной организации (на примере Белгородской области)
Научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) (Москва). Доклад: Карьера руководителей нижнего и среднего звена в российских бизнес-организациях
BSA Annual Conference 2013 (Ежегодная Конференция Британской Социологической Ассоциации - 2013) (Лондон). Доклад: Factors of managers'' career success in Russian business-organizations: empirical evidence and theoretical interpretation
BSA Work, Employment and Society Conference 2013 (Конференция Британской Социологической Ассоциации: Труд, Занятость и Общество - 2013) (Ворвик). Доклад: Organizational career of managers in contemporary Russian society: empirical results and theoretical interpretation
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0072-2023 | База данных | База данных второй волны исследования «Практики использования инструментов усовершенствования личности» | Вилкова Ксения Александровна, Корешникова Юлия Николаевна, Селезнева Елена Владимировна, Аникин Василий Александрович, Груздев Иван Андреевич, Сорокин Павел Сергеевич, Костенко Василий Юрьевич, Синявская Оксана Вячеславовна, Иванов Илья Александрович, Бирюкова Светлана Сергеевна, Терентьев Евгений Андреевич, Чумакова Мария Алексеевна | |
2 | 6.0062-2024 | База данных | База данных ключевых факторов, связанных с эффективностью мероприятий федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимател | 2024625598 | Сорокин Павел Сергеевич, Егоров Павел Игоревич |
3 | 6.0067-2024 | База данных | База данных лучших кейсов по проблематике агентности (самостоятельности) в современном мировом искусстве (2014–2023гг.)) | 2024625507 | Сорокин Павел Сергеевич, Афанасьева Ирина Анатольевна |
4 | 6.0061-2024 | База данных | База данных лучших кейсов по проблематике агентности (самостоятельности) в современном российском искусстве | 2024625272 | Афанасьева Ирина Анатольевна, Сорокин Павел Сергеевич |
5 | 6.0007-2024 | База данных | База данных лучших студенческих предпринимательских проектов | 2024621792 | Черненко Светлана Евгеньевна, Вятская Юлия Алексеевна, Сорокин Павел Сергеевич |
6 | 6.0077-2023 | База данных | База данных первой волны исследования «Практики использования инструментов усовершенствования личности» | Терентьев Евгений Андреевич, Чумакова Мария Алексеевна, Груздев Иван Андреевич, Синявская Оксана Вячеславовна, Бирюкова Светлана Сергеевна, Аникин Василий Александрович, Селезнева Елена Владимировна, Вилкова Ксения Александровна, Костенко Василий Юрьевич, Иванов Илья Александрович, Сорокин Павел Сергеевич, Корешникова Юлия Николаевна | |
7 | 6.0006-2024 | База данных | База данных перспективных студенческих предпринимательских проектов | 2024621780 | Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна, Сорокин Павел Сергеевич |
8 | 6.0008-2024 | База данных | База данных студенческих предпринимательских проектов в начальной стадии развития | 2024621797 | Черненко Светлана Евгеньевна, Вятская Юлия Алексеевна, Сорокин Павел Сергеевич |
9 | 8.0131-2023 | Произведение | Запрос работодателей на навыки, связанные с самостоятельностью и предпринимательством в различных отраслях экономической деятельности | Сорокин Павел Сергеевич, Корешникова Юлия Николаевна, Тимофеев Александр Аркадьевич | |
10 | 6.0005-2024 | База данных | Информационная открытость российских стартап-студий | 2024621903 | Вятская Юлия Алексеевна, Сорокин Павел Сергеевич, Черненко Светлана Евгеньевна |
11 | 8.0168-2023 | Произведение | Инфраструктура поддержки студенческих предпринимательских инициатив в вузах: российский ландшафт | Черненко Светлана Евгеньевна, Вятская Юлия Алексеевна, Сорокин Павел Сергеевич | |
12 | 6.0009-2024 | База данных | Инфраструктура поддержки студенческих предпринимательских инициатив в вузах: российский ландшафт | 2024623998 | Сорокин Павел Сергеевич, Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна |
Опыт работы
Основные места работы до НИУ ВШЭ:
2006-2007 — Лаборатория исследований проблем психологии, лаборант-исследователь (ЛГУ им. Пушкина);
2008-2009 — Коммерческие и некоммерчески проекты.
2010 — компания Ward Howell Russia (должность researcher).
Информация*
- Общий стаж: 14 лет
- Научно-педагогический стаж: 14 лет
- Преподавательский стаж: 14 лет
Монография НЦМУ вошла в шорт-лист Грушинской книжной премии
Книга «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» вошла в шорт-лист Ежегодной социологической книжной премии им. Б.А. Грушина в номинации «Лучшая книга на основе прикладных исследований». Жюри, состоящее из семнадцати признанных в социологическом сообществе экспертов, оценивало работы на основе их актуальности, оригинальности, включенности в современные научные дискуссии и тренды, а также научной и практической значимости полученных результатов.
Алгоритм разумных решений
Один из главных мифов – умный алгоритм снимает с менеджера большую часть нагрузки. На деле ИИ нередко повышает ее.
Что-то сильно взрослыми стали: кружки и секции развивают самостоятельность и инициативность детей, но здесь важно не перестараться
Школьники, которые активно участвуют в кружках, секциях и занятиях с репетиторами проявляют больше самостоятельности и инициативы в учебе и жизни. Эту способность ученые называют агентностью. Исследователи Михаил Гошин и Павел Сорокин представили на конференции ECER-2024 в Никосии доклад о факторах, которые помогают развивать это качество у школьников. Их выводы основаны на масштабном опросе учеников 4-8 классов в Ярославле.
Ученые ВШЭ объяснили, что такое гармоничная личность
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», объединяющий НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая, опубликовал доклад «Гармонично развитая и социально ответственная личность: концептуальные тезисы». Работа подготовлена авторским коллективом под руководством инициатора создания НЦМУ — проректора НИУ ВШЭ Лилии Овчаровой.
Монография НЦМУ о потенциале человека вошла в лонг-лист Грушинской книжной премии
Книга «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» вошла в лонг-лист Ежегодной социологической книжной премии им. Б.А.Грушина, которая остается единственной и самой престижной национальной премией за успехи в социологической литературе.
Терпение и труд агентность куют: кружки и секции помогают детям стать самостоятельными и инициативными больше, чем успехи в школе или положение семьи
Занятия в кружках и секциях значительно повышают самостоятельность и инициативность школьников. Чем больше времени подростки уделяют дополнительным занятиям, особенно вне школы, тем выше их уровень агентности — умения ставить и достигать цели, способность создавать новое.
Уроки агентности, или как научить детей играть по своим правилам?
Чтобы добиться успеха в жизни, оказывается, мало просто иметь знания и умения. В нашем быстро меняющемся мире нужна еще одна способность. Ученые называют ее «агентностью». Но чем она отличается от обычной самостоятельности? И как развить оба эти важные качества? Этот вопрос эксперты обсудили на открытом семинаре.
Семинар в рамках НЦМУ ЦМИЧП «Фронтиры в исследованиях человеческого потенциала: измерение и формирование способности к созидательному инициативному действию» открыл новые перспективы для кооперации между РАНХиГС и НИУ ВШЭ
В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ и РАНХиГС для обсуждения созданных в рамках работы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» разработок моделей и практик развития человеческого потенциала.
Как могут усилить систему образования инструменты управления сложностью
Подходы к развитию человеческого потенциала с учетом возникающих глобальных вызовов обсудили участники международного круглого стола «Человеческий потенциал: за пределами освоенных возможностей», проведенного журналом «Форсайт» / Foresight and STI Governance 21 июня 2024 г. В основу идеи круглого стола легли положения статьи, опубликованной в журнале пять лет назад и получившей широкий резонанс — «Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования». Согласно статистике Scopus, эта работа входит в тройку наиболее цитируемых статей «Форсайта».
Награды за новаторство: студенты представили проекты по развитию человеческого потенциала
В мае 2024 г. состоялась презентация студенческих проектов, разработанных в рамках курса «Основы образовательной политики» магистерской программы Института образования НИУ ВШЭ. Лучшие проекты были награждены НЦМУ за потенциально наибольший вклад в развитие научно-образовательного процесса.
Кружок за кружком — к вершинам лидерства шажком!
Технические занятия и проектная деятельность помогают школьникам развивать самостоятельность и инициативность
Добро нашли по цифровым следам: исследователи составили портрет российского волонтера с помощью данных специализированных платформ
В непростые времена больших изменений волонтерство становится особенно ценным. Ученые из Высшей школы экономики решили узнать, кто же эти люди, готовые безвозмездно помогать другим, и что ими движет. Для этого они проанализировали данные крупнейших российских платформ «добрых дел» и пообщались с самими волонтерами.
Цифровая среда – драйвер развития созидательного активного действия у молодежи
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования совместно с Центром молодежных исследований провела семинар в рамках Стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (Направление "Проактивное поведение и самостоятельность") в Санкт-Петербургском кампусе НИУ ВШЭ.
Новое исследование: от навыков в комплексному человеческому потенциалу
Новая публикация Павла Сорокина и Веры Мальцевой посвящена формирующемуся подходу к управлению человеческим потенциалом с особым фокусом на меняющуюся роль навыков в индивидуальном и агрегированном успеха. В статье проводится контент-анализ академических публикаций, экспертных докладов, а также публичных отчетов ведущих инновационных компаний мира с применением системы интеллектуального анализа больших данных iFORA. Статья опубликована в журнале «Форсайт».
Молодые ученые НЦМУ развивают модель «человека эффективного»
На круглом столе «Инновационные направления исследований человеческого потенциала: от разработки научной идеи к ее претворению в жизнь» молодые ученые Центра поделились результатами своих научных проектов по проблемам развития человеческого потенциала. Ольга Дергунова, заместитель Президента – Председателя правления Банка ВТБ, Председатель Международного наблюдательного совета Центра, отметила особую перспективность исследований для бизнес-сообщества, о чем вы можете узнать подробнее в нашем новом материале.
Книжная зависимость: презентация монографии Центра
13 апреля 2024 года состоялась презентация коллективной монографии НЦМУ «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» на секции «Книжная зависимость», проводимой в рамках XIV Международной Грушинской социологической конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы».
Ежегодный форум европеского общества высшего образования принял заявки на участие сотрудников лаборатории исследований человеческого потенцила и образования
Темой форума в 2024 году стала "Устойчивость, резильентность и благополучие" в сфере высшего образования.
Тренды и вызовы в области развития человеческого потенциала: агентность как движущая сила
10 апреля 2024 г. состоялся 14-й методологический научный семинар исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании» БФ «Вклад в будущее» (Сбер), на котором Павел Сорокин представил доклад на тему «Тренды и вызовы в области развития человеческого потенциала. Агентность как ядро человеческого потенциала и движущая сила развития».
«Наше сотрудничество направлено на формирование и использование человеческого потенциала»
БФ «Вклад в будущее» и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» заключили соглашение о сотрудничестве. Оно, в частности, предусматривает совместную разработку модели структуры человеческого потенциала, включая компоненты гармонично развитой социально ответственной личности и личностного потенциала. Стороны будут проводить научные исследования и мероприятия, готовить доклады, статьи, учебные пособия и пр. Документ был подписан в рамках форума «Развитие человеческого потенциала в интересах развития экономики России», организованного на платформе Московского международного салона образования (MMCO).
Обучение работе на фондовом рынке: ученые НЦМУ и их исследование в новом выпуске подкаста
21 марта 2024 г. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» представил второй выпуск первого сезона видео-подкастов «Потенциал человека: просто о главном». На протяжении шести недель по четвергам молодые исследователи Центра, которые не боятся ставить перед собой нетривиальные вопросы и находить на них нестандартные ответы, помогают нам правильно планировать свое время, не потеряться в потоке информации, успешно инвестировать, понимать природу человеческих эмоций, зарабатывать и самосовершенствоваться с помощью современных технологий.
Новые подходы и практики для инновационной политики
В очередном номере журнала «Форсайт» (Т. 18, № 1) рассматриваются тенденции в переосмыслении и расширении инструментов инновационной политики, включая управление человеческим капиталом, трансфер технологий, государственные закупки. Показан вклад Форсайт-исследований в эти процессы путем совершенствования работы со стейкхолдерами и освоением новых знаний.
НЦМУ запускает серию видео-подкастов по инновационным проектам молодых ученых
14 марта 2024 г. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» запускает первый сезон видео-подкастов «Потенциал человека: просто о главном», в которых молодые ученые Центра рассказывают о своих инновационных научно-исследовательских проектах.
Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека
Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.
Ренессанс человека и его возможностей
Социолог Павел Сорокин — о том, как учёные из НИУ ВШЭ предложили новое понимание человеческого потенциала и задали стандарты его будущего изучения, а также о возрождении представления о человеке как мере всех вещей и роли социальной сплочённости в современном обществе
Картотека: человеческий потенциал
С точки зрения социологии, психологии и экономики
Прометей, улучшающий структуру
Почему человекоцентричный подход так важен для современного мира
Исследователи определили актуальность мировых трендов развития образования для России
Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education в совместном исследовании назвали 10 мировых трендов в образовании и оценили, насколько актуальными они будут для отечественного образования в 2024 году. Результаты исследования были представлены на конференции НИУ ВШЭ «Катализатор инноваций в образовании — 2023».
Эксперты НИУ ВШЭ и РАНХиГС провели серию мастер-классов по человеческому потенциалу
Осенью 2023 года ведущие эксперты Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследования человеческого потенциала» уже во второй раз провели серию образовательных мастер-классов по человеческому потенциалу. В этот раз они были адресованы студентам старших курсов бакалавриата и магистратуры Уфимского университета науки и технологии (УУНиТ). Партнером образовательного цикла выступила Научная лаборатория социальных и демографический исследований УУНиТ.
«Вклад в будущее»: эксперты НЦМУ ЦМИЧП на конференции благотворительного фонда Сбербанка
11 декабря 2023 года в гостинице «Вега Измайлово» в рамках исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании», созданного при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее», состоялся методологический семинар. Мероприятие прошло при участии ведущих экспертов научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Круглый стол «10 тезисов: теория и эмпирика»
8 декабря 2023 г. на площадке Высшей школы экономики состоялся круглый стол «10 тезисов: теория и эмпирика» из серии научных семинаров и обсуждений, направленных на содействие достижению национальной цели развития Российской Федерации по созданию условий воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности (ГРиСОЛ).
Сотрудники лаборатории исследований человеческого потенциала и образования выступили на международной конференции с результатами исследований НЦМУ ЦМИЧП
С 22 по 24 ноября 2023 года в Национальном институте образования Наньянского технологического университета Сингапура состоялась международная конференция Всемирной ассоциации исследований в области образования (ERAS-WERA) 2023.
Командная работа над своим проектом полезнее лучшей лекции
На круглом столе ИВО собралось более 20 экспертов и практиков для обсуждения мер по повышению эффективности обучения предпринимательству
Почему большинству россиян не хватает знаний о фондовом рынке и как это исправить?
Среди новых трендов в развитии образования всё больше внимания уделяется образованию в сфере предпринимательства. Однако осталось практически незамеченным то, что сформировался особый массовый феномен, непосредственно связанный с предпринимательской деятельностью - российский фондовый рынок. Иными словами, возник институт, который по своему объему и значению превосходит даже самые успешные инициативы, направленные на вовлечение в предпринимательство. Каких специальных знаний и навыков требует работа на фондовом рынке? Почему современная система образования не отвечает базовым требованиям качества знаний об этом институте? Как решить проблему нехватки качественного обучения фондовому рынку?
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Как развивать и поддерживать индивидуальную «агентность» в корпоративном секторе?
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал новый выпуск научного дайджеста. В нём представлены результаты обзора и анализа научных и экспертных источников последних лет и определены ключевые «запросы» и формы соответствующих «ответов», связанных с поддержкой и формированием агентности (проактивного поведения) в корпоративной среде в условиях современной экономики.
Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Высокая наука фриланса: вузам подскажут, как подготовить выпускников к самозанятости и даже «сдаче в аренду»
Рынок труда меняется гораздо быстрее, чем высшее образование. Университеты готовят к тому же типу карьеры, что и 20 — 30 лет назад. А работа изменилась: всё популярнее фриланс, самозанятость, сотрудничество с платформами, и даже традиционная форма карьеры в корпорации движется в сторону предпринимательства. Вузам надо догонять новую реальность, но как? Ответы будет искать группа ученых Инобра под руководством Павла Сорокина: их проект получил грант Российского научного фонда.
15 проектов молодых ученых Высшей школы экономики поддержаны Российским научным фондом
Российский научный фонд подвел итоги молодежных конкурсов Президентской программы: «Проведение инициативных исследований молодыми учеными», «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса на продление сроков выполнения проектов, в 2020 году поддержанных грантами РНФ по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых». Молодые ученые Высшей школы экономики получат гранты на проведение исследований в области экономики, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, математики, информатики, оптики, инженерной механики и океанологии.
XV Конгресс антропологов и этнологов России: итоги выступлений экспертов НЦМУ ЦМИЧП
С 26 по 30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге при участии НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» прошел XV конгресс антропологов и этнологов России. В рамках круглого стола «Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов» ведущие исследователи России из НИУ ВШЭ, МГИМО и ИЭА РАН смогли не только обменяться знаниями и опытом, но и представить свои доклады, обсудить актуальные проблемы и осуществить междисциплинарное научное взаимодействие. Мероприятие собрало специалистов из различных областей антропологии и этнологии для обсуждения актуальных тем и проблем, связанных с изучением человеческой культуры, общества и биологии.
Вузам не хватает красивой «картинки»: они много делают для развития предпринимательства, но не умеют рассказать об этом студентам
Идеальное место для того, чтобы научиться бизнесу — вуз: это признано во всем мире. Ведь начинать лучше в молодости, и кто лучше даст для этого системные знания и создаст нужную среду и экосистему? В России в этом смысле картина противоречивая: с одной стороны, интерес к бизнесу среди студентов высокий, с другой — инфраструктуру вуза студенты используют для учебы предпринимательству довольно редко. Причины выясняли Павел Сорокин, Светлана Черненко и Юлия Вятская из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.
Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.
Мировоззрение «из рук в руки»: наставничество может дать гораздо больше, чем традиционное обучение
Для успеха в современном мире надо быть самостоятельным, адаптивным, инициативным — все это сложно развивать в традиционных пассивных формах образования. Работа же с наставником позволяет передавать «из рук в руки» не только компетенции, но и социальные связи, мировоззрение, — говорит Павел Сорокин, руководитель научного проекта НЦМУ «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» . Как именно? — обсуждали на круглом столе «Наставничество как инструмент развития человеческого потенциала» в рамках Ясинской конференции.
«Мы планируем расширить меры поддержки молодых людей»
Современная молодежная политика для повышения эффективности должна выстраиваться на основе анализа больших данных и качественной экспертизы, необходимо учитывать реальные запросы молодых людей. Об этом шла речь на пленарной сессии XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции «Доказательная молодежная политика: перспективы развития и потенциал внедрения в российском контексте».
Больше не винтики
Вышка выпустила доклад — кто и как развивает (или не развивает) самостоятельность человека
Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.
Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению. Серия мастер-классов НЦМУ ЦМИЧП для студентов (и аспирантов) НИУ ВШЭ
С 18 октября по 17 декабря 2022 года состоялась серия мастер-классов, посвящённая итогам исследований НЦМУ “Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала” о концептуальных основах оценки и измерения человеческого потенциала. В рамках семинаров прошли как теоретические занятия, посвященные экономическим и социологическим подходам к изучению человеческого капитала, так и практические мастер-классы по технике его измерения. Мероприятия были направлены на популяризацию результатов исследований НЦМУ ЦМИЧП и вовлечение обучающихся и молодых ученых в работу по данной проблематике.
Гармонично развитая и социально ответственная личность – кто она?
17 декабря 2022 года при участии НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» состоялась стратегическая сессия «Концептуальные подходы к критериям гармонично развитой и социально ответственной личности (ГРСОЛ) в России». Одной из важнейших задач сессии стала разработка концепта гармонично развитой и социально ответственной личности и определение её критериев.
Delivering on Entrepreneurship Commitments: Evidence from Post-Soviet Universities
‘Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings,’ a new volume in organizational sociology & economics by Emerald Publishing Limited, features a contribution by IOE experts Pavel Sorokin, Isak Froumin, and Svetlana Chernenko that explores the realm of entrepreneurship-centric learning & development in post-Soviet higher education.
«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.
Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».
Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении
Первый сезон семинаров стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» начался с разговора о том, насколько продвинулась мировая наука в понимании самостоятельности (“агентности”). Скорее даже не «продвинулась», а «приблизилась»: в разных областях знаний сделаны лишь первые попытки объяснить и отрефлексировать это понятие, для которого в русском языке нет пока единого устоявшегося термина.
Мозговой штурм в Питере: итоги семинара «Самостоятельность и проактивное поведение»
Что такое агентность, как она проявляется и как ее исследовать — по- прежнему предмет дискуссий. А теперь и мозгового штурма, который состоялся в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где 16 сентября прошел стратегический семинар подпроекта «Самостоятельность и проактивное поведение» стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Организаторами выступили Институт образования НИУ ВШЭ г. Москва и Департамент менеджмента НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург, а из 30 участников 20 работали на семинаре очно, остальные подключились онлайн.
Доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» (ECER-2022)
Авторский коллектив из Института образования ВШЭ (М.Е. Гошин, П.С. Сорокин, С.Г. Косарецкий) представил доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» на ECER-2022
Приоритет исследований человеческого потенциала - разработка национальной модели социальной устойчивости
Работа научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — консорциума в составе НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО МИД России и Института этнологии и антропологии РАН в 2021 году заслужила высокую оценку РАН. Об интеграции в международные исследования по активному долголетию, об уникальном проекте по созданию базы данных по трендам развития человеческого потенциала, исследовании эффектов цифровизации, а также о приоритетах деятельности НЦМУ на будущее HSE Daily рассказала инициатор создания НЦМУ проректор ВШЭ Лилия Овчарова.
Симпозиум «Агентный, изменчивый и устойчивый: личность как стержень современности» (ECP20, Madrid 2022)
15 июля сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ – Павел Сергеевич Сорокин, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, и Екатерина Позднухова, магистр государственного и муниципального управления, менеджер Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования и (с 2022 года) аспирант Института образования, – совместно с коллегами из СПбГУ – Ириной Анатольевной Мироненко, доктором психологических наук, профессором кафедры психологии личности СПбГУ, и Анной Морозовой, аспирантом факультета психологии СПбГУ, – провели симпозиум «Агентный, изменчивый и устойчивый: личность как стержень современности» в рамках XX международной конференции по психологии личности, проводимой европейской ассоциацией психологии личности в Мадриде.
Мастер-класс на Архипелаге-2022: «Предприниматели в сфере НИОКР и образования: проактивность, самомотивация и самоорганизация»
15 июля заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Сорокин П.С. принял участие в мастер-классе "Предприниматели в сфере НИОКР и образования: проактивность, самомотивация и самоорганизация". Участники: сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования, а также внешние слушатели.
Startup Village-2022: «Техпредпринимательство. Выбор университета и студента»
Сессия «Техпредпринимательство. Выбор университета и студента» была посвящена обсуждению роли предпринимателей (внешних и внутренних по отношению к вузу) в процессах коммерциализации результатов исследовательской деятельности и создании технологических стартапов, а также ценности предпринимательской деятельности для университетов. Выступающие: Сорокин Павел Сергеевич, Морозова Екатерина Владимировна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, в т.ч. Тимофеев Александр Аркадьевич, аспирант Лаборатории, а также внешние слушатели.
Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России
24 марта состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования на тему «Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России». В рамках семинара представлена попытка систематизации практик поддержки предпринимательства в секторе высшего образования и обобщение общего исследовательского и эмпирического опыта, накопленного в России и за рубежом. Выступающие: Сорокин Павел Сергеевич, Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования и внешние слушатели.
Агентность: трактовки понятия в современных исследованиях
3 марта состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования по теме «Агентность: трактовки понятия в современных исследованиях». Семинар явился началом серии дискуссий, посвящённой вопросам самостоятельности и агентности, в рамках которых планируется обсуждать ключевые тексты и актуальные исследования по данной тематике. В рамках введения в тематику на первом семинаре было предложено рассмотреть выступление исследователя высшего образования Саймона Марджинсона, где он обобщил вопросы об особом типе вклада высшего образования в социально-экономическое развитие, который пока остаётся за рамками основных дискуссий. Этот вклад заключается в формировании через высшее образование самостоятельности, агентности человека.
Неформальное обучение предпринимательству в России: состояние и перспективы
Новый выпуск «Современной аналитики образования» посвящен теме: «Неформальное обучение предпринимательству в России: классификация и сравнение с мировым опытом».
Предпринимательство: новые вызовы и стратегии
Очередной выпуск журнала «Форсайт» (Т. 15, № 4) посвящен вызовам для предпринимательства, которые частично обусловлены пандемией COVID-19, но в большей степени стали следствием масштабных социально-экономических изменений в мире за последнее десятилетие и реакции на них со стороны бизнеса.
Есть отдача: работники с высшим образованием получают в России почти вдвое больше, чем не имеющие его
Снижение отдачи и премии за высшее образование в России сильно преувеличено, важно рассчитывать эти показатели на основании сопоставления данных из нескольких источников. А неправильные расчеты отдачи от образования могут повлиять на государственную политику в этой сфере. Об этом говорилось на семинаре «Отдача от образования в России на фоне международных сопоставлений: высокая или низкая», прошедшем в Высшей школе экономики.
Еще увидим «ЧК в действии»: технологии измерения человеческого капитала в реальном времени становятся главными для оценки компетенций сотрудников
Дипломы и сертификаты все меньше выполняют сигнальную функцию на рынке труда. Быстрое технологическое обновление и сокращение «жизненного цикла» профессиональных навыков диктуют необходимость непрерывного образования сотрудников, но как работодателю оценить его результаты? Павел Сорокин, Вера Мальцева и Паулина Гасс систематизировали традиционные и новейшие подходы в докладе в рамках работы направления «Занятость и формирование навыков и компетенций» НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (опубликован в серии «Современная аналитика образования»). Если коротко – будущее за цифровыми системами, которые отслеживают и анализируют активность сотрудников в рабочее время.
WERA 2021 VirtualFocalMeeting: направления и перспективы предпринимательского образования в российских вузах
C 7 по 9 июля в онлайн-формате прошла международная конференция Всемирной ассоциации исследователей образования (The World Education Research Association). Руководитель направления 3 НЦМУ «Занятость и формирование навыков и компетенций» Павел Сорокин принял участие в сессии «Экономика и региональное образование: глобальные перспективы».
Рабочая встреча Института образования «Концепции предпринимательства: сопоставление и выводы для образования»
2 июня на базе Института образования НИУ ВШЭ состоялась рабочая встреча по обсуждению вопросов обучения предпринимательству: «Концепции предпринимательства: сопоставление и выводы для образования».
Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ
27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».
Вузы готовят себе агентов
Студентов нужно учить предпринимательству – это поможет развивать их агентность, то есть умение быть активными, самостоятельными и менять мир под себя. Однако пока вузовские программы далеки от выполнения этих целей. То, чему учит высшая школа, похоже, скорее, на «квазипредпринимательство» – и это не только российская проблема. Ее изучил Павел Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования.
«Проклятье» российского образования отменяется
В вышкинской серии препринтов «Проблемы рынка труда» вышло исследование Ростислава Капелюшникова – члена-корреспондента РАН, главного научного сотрдуника ИМЭМО РАН и заместителя директора Центра трудовых исследований ВШЭ. Оно посвящено проблеме отдачи от образования и опровергает данные об аномально низких показателях для России. В последние годы они господствовали в науке, ими оперирует, в частности, Всемирный банк. Эксперты Инобра считают, что новые оценки представляют российское образование в намного более привлекательном свете.
Богатство России людьми прирастать будет
На Гайдаровском форуме в Москве представили Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала – новый консорциум ученых, который будет искать решения наиболее масштабных социальных и экономических задач и проблем России. Его создали Вышка, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН. Даже в официальных документах новое объединение названо «научным центром мирового уровня». Что это значит и чем предстоит заниматься – рассказали руководители трех университетов и научного института.
Новые разработки в области человеческого капитала в международном дискурсе
Продолжается публикация информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. В серии недавних докладов старшего научного сотрудника ЦРНПО Павла Сорокина с коллегами рассматриваются актуальные вопросы развития навыков в контексте социально-экономических вызовов современности.
Уроки агентности и… правильного питания
Что такое агентность – знают немногие за пределами научного круга. Ее еще называют – активная самостоятельность. Это и способность организовать свое время, и мотивация школьника. Умение не только учиться, но и преодолевать неблагоприятные условия: например, как сейчас – пандемию. В том, что этот термин должен появиться во ФГОСах, потеснив уже привычные «4К», убеждены исследователи Вышки Павел Сорокин, Анастасия Зыкова, Юлия Матюненко и Татьяна Попова. В экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования они предлагают, как развивать агентность в образовании и как школьная программа может ответить на вызов коронавируса.
Губит людей «вода»
Меньше слов, больше дела – так можно описать главную потребность вузовских программ для предпринимателей согласно исследованию Института образования ВШЭ. Учебные курсы университетов зачастую слабо связаны с практикой и не специализированы. Эксперты рекомендуют – как именно «привязать» их к реальным потребностям студентов, которые стремятся в бизнес.
Пандемия как лекарство
Пандемия — это возможность исправить те проблемы в образовании, которые давно копились. Например, равный доступ к качественному образовательному контенту: теперь его можно обеспечить. Об этом заявили эксперты Университета Джона Хопкинса на итоговом семинаре совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ: на нем школам были предложены рекомендации — как свести к минимуму негативные последствия прошедших месяцев.
Первые цифры в море мнений
На первом вебинаре в рамках совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ эксперты привели подсчеты – какой эффект даст сегодняшнее закрытие школ в долгосрочной перспективе. По словам Павла Сорокина, старшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ, заведующего лабораторией исследований человеческого капитала и образования, попытка точного прогноза – это уже прорыв, потому что за те полтора-два месяца, что в большинстве стран мира закрыты школы, доказательные оценки эффекта практически не давались.
Unsupportive Environment
What hinders innovations in Russian business
Вязкая среда
Что замедляет инновации в российском бизнесе
Профессиональное образование Швейцарии: обмен опытом и начало сотрудничества
В конце октября состоялась ознакомительная поездка российской делегации в Швейцарию , одну из мировых лидеров с точки зрения решения проблемы перехода из системы образования на рынок труда.
Transcending Disciplinary Realms in Exploring the Role of Education in Socioeconomic Development
At IOE, we have ploughed more and more effort in recent years in expanding and invigorating the program of learning & networking that we offer early-career scholars from multiple corners of the globe and with diverse perspectives in educational research. Proudly inaugurated this year in association with the World Bank, the First International Summer School ‘The Role of Education in National and Regional Socioeconomic Development’ has become an enriching and timely addition to IOE’s summer academic agenda of 2019.
«Все друг друга слушают»: участники из разных стран – о Летней школе Инобра и Всемирного банка
Пожалуй, еще ни одна Летняя школа Института образования ВШЭ не была столь космополитичной. К этому обязывала и тема – «Роль образования в социально-экономическом развитии стран и регионов», и устроители – институт проводил эту школу совместно со Всемирным банком, и список стран, откуда приехали участники.
Магистратура по образованию: советы абитуриентам
Приглашаем на вебинар академических руководителей двух партнерских магистерских программ «Экономика и управление образованием» и «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ
Журнал «Форсайт»: №2, 2019
Главная тема нового выпуска журнала «Форсайт» — влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
О программе – «без галстуков»: встреча с академическим руководством
Приглашаем абитуриентов на неформальную встречу с академическими руководителями программ «Доказательная образовательная политика» и «Экономика и управление образованием».
О цифровизации и будущем рынка труда — в новом номере журнала «Форсайт»
Главной темой очередного выпуска журнала «Форсайт» (Т.13, №2) стало влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
Rethinking Human Capital for 21st Century Workplace and Socio-economic Growth
From June 24 to 25, the University of Bologna, Italy, which is the very cradle of the European university tradition with its history spanning as far back as 1088, welcomed over 1,000 academics and institutional leaders from 70 countries for an international conference, Bologna Process Beyond 2020, that celebrated the 20th Anniversary of the Bologna Declaration. IOE experts Isak Froumin and Pavel Sorokin took part in the forum to present novel research insights into the role of education in building future-proof human capital for socio-economic growth.
Эксперты Института образования ВШЭ подвели итоги учебного года
На традиционном семинаре Инобра обсудили ключевые события, которые произошли в российском образовании в завершившемся учебном году.
Exploring Novelty Perspectives in Human Capital Theory and Education
On October 5–7, Hakone, Japan hosted the 2018 Conference of Asia Pacific Sociological Association (APSA), the largest forum for multifaceted social scholarship in the Pacific Rim region. Senior researcher Pavel Sorokin, Academic Supervisor in IOE’s Evidence-based Educational Policy MA, presented at the event about a recent study he carried out together with IOE Head Isak Froumin, which aims to largely rethink the conceptual framework of human capital.
Исследование Инобра о человеческом капитале обсудили на конференции в Японии
В японском городе Хаконе завершился конгресс Asia Pacific Sociological Association (APSA) – крупнейший социологический форум, ориентированный, прежде всего, на страны Тихоокеанского региона. Институт образования НИУ ВШЭ представлял на этом форуме Павел Сорокин – академический руководитель программы «Доказательная образовательная политика». Он познакомил делегатов с результатами исследования, выполненного совместно с научным руководителем Института образования ВШЭ Исаком Фруминым. Павел отметил, что новая трактовка понятия человеческого капитала, предложенная российскими учеными, заинтересовала участников конгресса.
В Инобре начался учебный год
В этом году в Институте образования НИУ ВШЭ будет учиться в два раза больше студентов: к магистерским программам «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании» добавились две новые программы «Педагогическое образование» и «Экономика и управление образованием». Торжественное мероприятие 3 сентября закончилось произнесением клятвы первокурсника у памятника анонимному рецензенту – а после магистрантов ждал квест по исследовательским подразделениям Института. Скоро многим из них предстоит выбрать центр или лабораторию, где они будут работать.
Конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований
С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.
IOE Experts Speak at 2018 WERA Congress in South Africa
On August 3–5, South Africa’s Cape Town welcomed over 500 leading academics from 62 countries for the 2018 Global Congress of World Education Research Association (WERA), the largest international venue for multidisciplinary educational scholarship and networking. IOE researchers Pavel Sorokin, Sergey Kosaretsky and Roman Zvyagintsev were also presenting at this year’s WERA event.
Исследователи Инобра рассказали о российском опыте изучения эффективности образования на конгрессе в ЮАР
В южноафриканском Кейптауне прошел международный конгресс Всемирной ассоциации исследователей образования – World Education Research Association (WERA), крупнейший в мире междисциплинарный форум в области исследований образования. Сквозной темой стала роль образования в решении социальных проблем и его вклад в социально-экономическое развитие. О нюансах взаимодействия образования с экономикой и о его роли в преодолении проблемы неравенства в обществе говорили и сотрудники Института образования НИУ ВШЭ: с докладами на конгрессе выступили Сергей Косарецкий, Павел Сорокин и Роман Звягинцев.
Стратегическое саморазвитие: факультет социальных наук провел первый проектный семинар
Факультет социальных наук продолжает удерживать пальму первенства в вопросах стратегического развития в области образовательной и кадровой деятельности. 21 июня в продолжение февральской Форсайт-сессии ФСН на факультете был проведен стартовый проектный семинар.
Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?
Ведущие эксперты ВШЭ намерены дать ответ на семинаре Института образования 29 мая.
Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны
Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.
Конференция CIES 2017 в Атланте
В начале марта сотрудники Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе международной конференции «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017», проходившей в Атланте. С докладами выступили Исак Фрумин, Олег Лешуков, Елена Минина, Павел Сорокин, Зумрад Катаева, а также ряд сотрудников Международной лаборатории анализа образовательной политики: Мартин Карной, Татьяна Хавенсон, Андрей Захаров.
Проблематизируя неравенство: международная конференция по вопросам образования в Атланте
С 5 по 9 марта в городе Атланта проходила ежегодная международная конференция «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017». В ней принял участие старший преподаватель кафедры общей социологии Павел Сорокин.
Межкультурное взаимодействие в «поле политики» и в «поле науки»: сопоставление через призму мультикультурализма
24 мая в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступил Сорокин Павел Сергеевич (к.с.н., научный сотрудник Центра исследований социальной организации бизнеса, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Межкультурное взаимодействие в «поле политики» и в «поле науки»: сопоставление через призму мультикультурализма".
Карьера в России: связи значат больше квалификации
Вертикальное карьерное продвижение в России зависит от связей, а не от квалификации. Доклад исследователей Высшей школы экономики А. Эфендиева и П. Сорокина на Апрельской конференции ВШЭ.