• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

RSSIA 2014: было бы исследование, а рассказать о нем можно в семи строках

С 28 июня по 4 июля в Подмосковье в восьмой раз прошла Российская летняя школа по институциональному анализу (RSSIA 2014). Помимо теоретических и практических аспектов институциональной экономики обсуждались вопросы разработки и представления научных исследований.

Хотя школа RSSIA носит название российской, состав ее участников по традиции интернационален. В этом году на школу приехали исследователи из Германии, Нидерландов, Румынии, Польши, Азербайджана, Украины и, конечно, России. Экспертами RSSIA стали Джон Най (George Mason University, ВШЭ), Себастьян Гальяни (University of Maryland), Александр Тейтельбойм (MIT), Кун Схоорс (University of Gent), Майкл Уотерсон (University of Warwick), Мариан Мосжоро (University of California, Berkeley) и Мария Юдкевич (ВШЭ).

Часть экспертов предложила обсудить на школе теоретические и методологические вопросы проведения институциональных исследований. Например, Себастьян Гальяни рассказал о процедурах проверки гипотез, а Мариан Мосжоро — об использовании количественного контент-анализа в исследованиях контрактов.

Кун Схоорс прочитал обзорную лекцию о функционировании финансовых институтов в ЕС и России. Александр Тейтельбойм выступил с тремя лекциями. В первых двух он рассказал об алгоритме отложенного согласия (алгоритме Гейла-Шепли), также широко известном как «задача о марьяже». Ее самая простая формулировка такова: необходимо составить брачные пары из женихов и невест таким образом, чтобы мужа из одной семьи и жену из другой не тянуло друг к другу сильнее, чем к своим законным супругам. Если же говорить научным языком, то задача заключается в поиске стабильных соответствий между элементами множеств, имеющими определенные предпочтения.

В рамках третьего, заключительного, выступления Александр Тейтельбойм представил результаты своей работы «Friending», посвященной исследованию структур, образуемых студентами колледжей в социальной сети Facebook. Тейтельбойм с коллегами выяснили, что студенты, живущие поблизости друг от друга или посещающие схожие курсы, склонны становиться друзьями в онлайн-сетях. Кстати, Тейтельбойм оказался единственным экспертом, который предложил слушателям школы выполнить «домашнее задание», притом нетривиальное — придумать модель рынка онлайн-знакомств.

Другие эксперты представили свои новые эмпирические работы. Так, Джон Най рассказал о необычном проекте, над которым он работает совместно с сотрудниками Института институциональных исследований ВШЭ — как биологические детерминанты (уровень пренатального тестостерона и индексы массы тела) влияют на экономические факторы (в частности, на успеваемость студентов и на заработную плату)? Удалось выяснить, что уровень пренатального тестостерона не оказывает влияния на мужчин, однако нелинейно связан с оценками и зарплатами у девушек.

Кроме того, Джон Най прочел свою традиционную для RSSIA лекцию, посвященную публичной презентации исследования. Хотите, чтобы за вашим докладом следили с интересом? Тогда на каждом слайде должно быть не больше 7 строк, а в каждой строке — не больше 7 слов. Также Джон Най поделился секретом того, как надо бороться с пассивностью и падением интереса слушателей («эффектом стеклянных глаз»). Как отметил профессор Най, вовлеченность аудитории можно повысить, просто меняя темп и стиль чтения лекции.

Исследование другого эксперта RSSIA 2014, Майкла Уотерсона, связано с анализом действий государств в отношении атомных электростанций после трагедии на Фукусиме. В частности, Германия решила отказаться от атомной энергии, что привело к росту спроса на энергоносители. Развивая тезисы Майкла Уотерсона, участники школы предложили ряд идей для будущих исследований — например, по исследованию рынка электроэнергии в России и последствий отказа от перехода на зимнее время.

Собственные проекты на школе представляли и ее непосредственные слушатели, причем сделать это им необходимо было дважды. Сначала — в рамках общего собрания, а второй раз — в узких специализированных группах. Участники школы разделились на три коллектива: один занимался изучением государственного регулирования, другой — корпоративного управления и банковской сферы, третий — экономики образования.

Так, Хион Сан (Erasmus University Rotterdam) ведет экспериментальное исследование, посвященное доверию и социальным нормам. Даниил Шестаков (ВШЭ) изучает влияние строительства дорог на человеческий капитал в царской России, а Алина Малкова (Российская экономическая школа) — процесс диффузии научных знаний и месте России в глобальном академическом пространстве. Эти проекты, впрочем, пока не завершены.

София Докука, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.