Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Время университетов-одиночек прошло»


Сегодня в Санкт-Петербурге начала свою работу международная конференция «Образование и мировые города: перспективы БРИКС». Около 400 представителей высшего и среднего образования, власти и бизнеса со всего мира обсудят текущие тренды в развитии образования, нынешнюю роль университетов в городах и новые пути решения актуальных проблем образовательной сфере.

Мероприятие включено в официальную повестку российского председательства в БРИКС и проходит под патронажем Министерства образования и науки Российской Федерации. Организаторы конференции — НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург, Университет ИТМО, Проект 5-100, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.

В своем приветственном слове к участникам заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов сообщил, что эта конференция открывает серию крупных международных мероприятий, посвященных теме развития образования, запланированных в рамках председательства России в БРИКС. Уже в июне пройдет заседание рабочих групп по образованию в Москве, а в сентябре состоится крупное мероприятие по учреждению сетевого университета БРИКС.

Замминистра отметил важность обсуждения университетов именно в привязке к городам: «Каким образом университеты встроены в город и каким образом город встроен в университет — это важнейший вопрос того, каким образом дальше будут развиваться наши с вами университеты, наше сотрудничество с иностранными партнерами», — сказал он.

 

Директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников подчеркнул, что современная, основанная на знаниях, экономика требует создания и развития новых направлений сотрудничества высшей школы с предпринимательским сообществом и социальной сферой. Ректор университета ИТМО Владимир Васильев, в свою очередь, считает, что в отрыве от городской среды вуз не может существовать в принципе: «Если миссия и стратегическая цель университета не согласована и не синхронизирована с концепцией развития города, то, скорее всего, исчезнет не город — в таких условиях коллапсировать будет университет. Если вуз собирается быть глобальным, то и мегаполис, в котором он находится, должен ставить перед собой задачу развиваться как глобальный город. В этом плане Санкт-Петербург представляет собой открытую международную лабораторию высших учебных заведений. Зачастую в России города развиваются спонтанно: решается оперативная задача, без прогнозирования на будущее. Мы же уверены, что необходимо заглядывать за горизонт, как минимум, на 20-25 лет вперед, поэтому будем продолжать вести системные исследования, которые помогут нашим городам в будущем», — сказал он.

Сам высокий статус вузов легитимирует столичность. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов

 


Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что сильные университеты оказывают серьезное влияние на статус города: «Просто в крупном городе университет обеспечивает рынок кадрами, создает рабочие места, социализирует молодежь, что исключительно важно, тогда как в столице он начинает обеспечивать уже национальный рынок труда. Сам высокий статус вузов легитимирует столичность, является очень важным фактором признания города столичным или почти столичным. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов».

В рамках конференции были подписаны партнерские соглашения между Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» и сразу тремя крупными объединениями образовательных менеджеров из разных стран: Конференцией ректоров итальянских университетов, Бразильской ассоциацией международного образования — FAUBAI и Корейской ассоциацией администраторов иностранных студентов.

Соглашения подразумевают содействие самой широкой мобильности студентов всех уровней обучения, преподавателей и администраторов между вузами ассоциации, проведение совместных научно-практических мероприятий различных форматов, разработку партнерских исследовательских проектов, организацию совместных лабораторий, научных групп и центров превосходства.

Ярослав Кузьминов, являющийся председателем совета Ассоциации «Глобальные университеты», отметил, что подписанные сегодня соглашения имеют четкое практическое значение.

«Мы в первую очередь фиксируем взаимные обязательства по содействию международному рекрутингу и обмену студентами. Мы решаем конкретные задачи, поставленные перед нами президентом и правительством, задачи занять достойные места в мировых рейтингах. Основные показатели, необходимые для этого — академическая репутация, число иностранных студентов и число иностранных преподавателей, и именно об этом подписанные сегодня соглашения», — сообщил Кузьминов.

«Время университетов-одиночек прошло, — говорит Джанмариа Аджани, ректор Туринского университета, — нам необходимо выстраивать сетевое взаимодействие, вступать в ассоциации и объединяться для решения общих задач и поддержания динамики развития. Я верю, что подписанное нами сегодня соглашение — это первый шаг к построению эффективной коммуникации между системой итальянских университетов, которая включает в себя свыше 90 учебных заведений из всех точек Италии, и объединением ведущих российских вузов — Ассоциацией «Глобальные университеты»».

Справка

Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» создана с целью координации деятельности и сетевого взаимодействия вузов-участников программы «5-100». Ассоциация создана победителями конкурса на предоставление государственной поддержки ведущими российскими университетами в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, ориентированные на активное участие в международной конкуренции: НИУ ВШЭ, МИСиС, ТГУ, ТПУ, УрФУ, ДВФУ, К(П)ФУ, МФТИ, МИФИ, ЛЭТИ, ИТМО, НГУ, ННГУ, СГАУ, СПбГПУ. Инициатором создания Ассоциации «Глобальные университеты» выступил НИУ ВШЭ.

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

Исследователи ВШЭ выяснили, что реформы системы образования повысили эффективность работы вузов

По данным исследования, проведенного учеными факультета экономических наук и Института образования НИУ ВШЭ, количество научных статей, опубликованных исследовательскими университетами в международных журналах за последние 8 лет, выросло в 3 раза. Кроме того, углубилась специализация вузов. Так, отраслевые университеты (медицинские, педагогические, технические и другие) в 2 раза чаще принимают студентов на целевые места. Исследование опубликовано в журнале Vocation, Technology & Education.

Не просто мессенджер: разработка чат-бота для помощи студентам в обучении

Созданный экспертами Института образования НИУ ВШЭ чат-бот позволяет студентам автоматизировать процесс саморегулируемого обучения и управлять своей вовлеченностью. Новая разработка может быть использована в смешанном и онлайн-обучении и доработана под конкретные дисциплины и курсы.

Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров

Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.