• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учиться интересно, когда рядом есть увлеченные люди»

«Учиться интересно, когда рядом есть увлеченные люди»

В 2015 году восемь выпускников факультета математики ВШЭ поступили на PhD программы ведущих университетов мира, среди которых MIT, McGill University, Caltech, Pennsylvania State University и другие. О том, как поступить в престижную аспирантуру, о своих ожиданиях и академических планах новостной службе ВШЭ рассказал студент 4 курса Дмитрий Пирожков, поступивший в Columbia University.

Мое увлечение математикой — это и заслуга мамы (она у меня инженер, в доме было много научно-технических книг, журналы «Квант», «Наука и жизнь» и пр.), и мой собственный внутренний интерес. Учился я в обычной школе в Оренбурге, у меня была хорошая учительница по математике, но вообще мне было скучно. Я довольно много читал, пытался самостоятельно изучать продвинутую математику. В старших классах у меня появился товарищ, увлеченный программированием, и мне как-то оно тоже стало интересно, видимо, потому что рядом был человек, с которым можно было поговорить. И практически до самого поступления я сомневался — математика или программирование. Но в итоге победила математика.

Я выбирал между мехматом МГУ, Новосибирским государственным университетом и ВШЭ. Матфак Вышки я выбрал по репутации и активности профессоров, которые здесь преподают. О самом факультете четыре года назад информации почти не было, а вот о его преподавателях — Алексее Городенцеве, Михаиле Вербицком, Евгении Смирнове и многих других я был наслышан, в основном из-за того, что они преподавали в Независимом Московском Университете.

На первых курсах было тяжело: не всё, что мы проходили, я хотел изучать, и приходилось преодолевать некоторое нежелание этим заниматься. На старших курсах стало попроще, потому что программу обучения можно было выбирать самому. В свободное время я стал больше читать художественную литературу, особенно люблю научную фантастику.

Зачем ехать учиться?

Я уверен, что математикой и в Москве можно заниматься, и я рассматривал вариант остаться, но мне хочется поэкспериментировать, посмотреть на других людей, испробовать что-то новое.

В математике, по крайней мере в США, принято сразу после бакалавриата идти на PhD, в Европе это менее распространено, поэтому почти все мои однокурсники подавали документы в американские вузы. Хотя Света Макарова, которая поступила в MIT, рассматривала как вариант Токио.

Меня взяли в Колумбийский университет (там, кстати, учатся двое ребят с матфака), хотя я подавал документы не только туда. Это очень хороший университет, правда, по моей специализации — алгебраическая геометрия — в нем не так много специалистов. Но там, например, преподает Йохан де Йонг — создатель Stacks Project, коллективного проекта записи стандартных утверждений из алгебраической геометрии с доказательствами.

Большой плюс для кандидата, когда он может не только сказать, какой областью науки он хочет заниматься на факультете, но и знает (не обязательно лично) конкретного человека, у кого он хотел бы учиться.

Основное отличие аспирантуры от бакалавриата в том, что в ней надо быть более самостоятельным и больше заниматься научным исследованиям. Я думаю, что к самостоятельной работе я готов — на матфаке есть регулярныe семинары, которые проводят сами студенты, они собираются без преподавателей и изучают то, что им интересно. Например, мой однокурсник Гриша Кондырев на втором курсе организовывал такой семинар. Семинар проходил по пятницам и длился 6 часов, с пяти до одиннадцати, Гриша приглашал на него людей с самыми разными темами докладов — это был первый регулярный студенческий семинар матфака.

Вдохновение и сложные задачи

Меня вдохновляют идеи французского математика Александра Гротендика. Он писал, что надо не сосредотачиваться на сложных задачах, а искать, что можно сказать про объект, рассмотрев его со всех сторон. Занимаясь этим, он находил ответы на многие сложные задачи, которые никто не мог решать. Он придумал современный аппарат алгебраической геометрии. В его известной автобиографической книге «Урожаи и посевы» есть пассаж о том, что обычно люди пытаются решить загадку, как будто это жесткий объект, который надо разбить молотком, эффективнее — погрузить объект в воду и подождать, когда он раскроется.

Как приспособиться к жизни, если ты очень умный

Есть стереотип, что среди математиков много людей, которые не очень приспособлены к жизни. Когда я поступал на матфак, мне кажется, я был именно таким: приехал поступать с родителями, до этого мало куда ездил. Но благодаря тому, что на факультете оказалось много умных и активных студентов, также сильно увлеченных математикой, я стал более адекватен. Здесь удалось создать такую атмосферу, в которой студентам удается общаться, сотрудничать, чему-то учиться друг у друга, и не только математике. И к тому же у нас преподают люди, к которым можно обратиться по любому поводу. Например, Миша Вербицкий очень открыт к студентам, он может остановиться в коридоре и поговорить с любым, его все знают, общаются на «ты», он всегда может что-то посоветовать и объяснить. Он приглашает на свой семинар, рекомендует летние школы, поддерживает в те моменты, когда это необходимо.

И еще очень полезны и для учебы, и для социализации летние школы. Я ездил на несколько — два раза на традиционную школу Института теоретической и экспериментальной физики (одна проходила в Севастополе, вторая — в Дубне). Еще был на школе по классической и p-адической теории Ходжа во Франции, и в Бразилии на зимней школе по гиперболической динамике. Кстати, там было очень много русскоговорящих людей.

Почему я хочу быть математиком

Я думаю, что академическая жизнь меньше связана с деньгами, а в большей степени со свободой, она позволяет узнавать что-то новое, исследовать, читать лекции, помогать людям. В ней меньше рутинной работы, в математике всегда можно найти что-то тебе интересное. Я не считаю профессию математика элитарной, скорее это похоже на сообщество людей, которым интересно что-то, совсем не интересное другим людям.

Мне нравится находиться в обществе людей, которые болеют за то, чем они занимаются, которым важно, что они делают. Я считал бы успехом находиться в такой атмосфере, и самому быть довольным тем, что я делаю. Конечно, меня волнует и материальная сторона дела, хотелось бы нормально жить. И мне кажется, что должность профессора в хорошем российском или зарубежном университете мне это позволит.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»

На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.

Математики России и Китая встретятся в Вышке

С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.

НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»

С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»

«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.

В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики

3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».

Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022

29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.

«Математика — это праздник, который всегда с тобой»

Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»

В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.