«Учиться интересно, когда рядом есть увлеченные люди»
В 2015 году восемь выпускников факультета математики ВШЭ поступили на PhD программы ведущих университетов мира, среди которых MIT, McGill University, Caltech, Pennsylvania State University и другие. О том, как поступить в престижную аспирантуру, о своих ожиданиях и академических планах новостной службе ВШЭ рассказал студент 4 курса Дмитрий Пирожков, поступивший в Columbia University.
Мое увлечение математикой — это и заслуга мамы (она у меня инженер, в доме было много научно-технических книг, журналы «Квант», «Наука и жизнь» и пр.), и мой собственный внутренний интерес. Учился я в обычной школе в Оренбурге, у меня была хорошая учительница по математике, но вообще мне было скучно. Я довольно много читал, пытался самостоятельно изучать продвинутую математику. В старших классах у меня появился товарищ, увлеченный программированием, и мне как-то оно тоже стало интересно, видимо, потому что рядом был человек, с которым можно было поговорить. И практически до самого поступления я сомневался — математика или программирование. Но в итоге победила математика.
Я выбирал между мехматом МГУ, Новосибирским государственным университетом и ВШЭ. Матфак Вышки я выбрал по репутации и активности профессоров, которые здесь преподают. О самом факультете четыре года назад информации почти не было, а вот о его преподавателях — Алексее Городенцеве, Михаиле Вербицком, Евгении Смирнове и многих других я был наслышан, в основном из-за того, что они преподавали в Независимом Московском Университете.
На первых курсах было тяжело: не всё, что мы проходили, я хотел изучать, и приходилось преодолевать некоторое нежелание этим заниматься. На старших курсах стало попроще, потому что программу обучения можно было выбирать самому. В свободное время я стал больше читать художественную литературу, особенно люблю научную фантастику.
Зачем ехать учиться?
Я уверен, что математикой и в Москве можно заниматься, и я рассматривал вариант остаться, но мне хочется поэкспериментировать, посмотреть на других людей, испробовать что-то новое.
В математике, по крайней мере в США, принято сразу после бакалавриата идти на PhD, в Европе это менее распространено, поэтому почти все мои однокурсники подавали документы в американские вузы. Хотя Света Макарова, которая поступила в MIT, рассматривала как вариант Токио.
Меня взяли в Колумбийский университет (там, кстати, учатся двое ребят с матфака), хотя я подавал документы не только туда. Это очень хороший университет, правда, по моей специализации — алгебраическая геометрия — в нем не так много специалистов. Но там, например, преподает Йохан де Йонг — создатель Stacks Project, коллективного проекта записи стандартных утверждений из алгебраической геометрии с доказательствами.
Большой плюс для кандидата, когда он может не только сказать, какой областью науки он хочет заниматься на факультете, но и знает (не обязательно лично) конкретного человека, у кого он хотел бы учиться.
Основное отличие аспирантуры от бакалавриата в том, что в ней надо быть более самостоятельным и больше заниматься научным исследованиям. Я думаю, что к самостоятельной работе я готов — на матфаке есть регулярныe семинары, которые проводят сами студенты, они собираются без преподавателей и изучают то, что им интересно. Например, мой однокурсник Гриша Кондырев на втором курсе организовывал такой семинар. Семинар проходил по пятницам и длился 6 часов, с пяти до одиннадцати, Гриша приглашал на него людей с самыми разными темами докладов — это был первый регулярный студенческий семинар матфака.
Вдохновение и сложные задачи
Меня вдохновляют идеи французского математика Александра Гротендика. Он писал, что надо не сосредотачиваться на сложных задачах, а искать, что можно сказать про объект, рассмотрев его со всех сторон. Занимаясь этим, он находил ответы на многие сложные задачи, которые никто не мог решать. Он придумал современный аппарат алгебраической геометрии. В его известной автобиографической книге «Урожаи и посевы» есть пассаж о том, что обычно люди пытаются решить загадку, как будто это жесткий объект, который надо разбить молотком, эффективнее — погрузить объект в воду и подождать, когда он раскроется.
Как приспособиться к жизни, если ты очень умный
Есть стереотип, что среди математиков много людей, которые не очень приспособлены к жизни. Когда я поступал на матфак, мне кажется, я был именно таким: приехал поступать с родителями, до этого мало куда ездил. Но благодаря тому, что на факультете оказалось много умных и активных студентов, также сильно увлеченных математикой, я стал более адекватен. Здесь удалось создать такую атмосферу, в которой студентам удается общаться, сотрудничать, чему-то учиться друг у друга, и не только математике. И к тому же у нас преподают люди, к которым можно обратиться по любому поводу. Например, Миша Вербицкий очень открыт к студентам, он может остановиться в коридоре и поговорить с любым, его все знают, общаются на «ты», он всегда может что-то посоветовать и объяснить. Он приглашает на свой семинар, рекомендует летние школы, поддерживает в те моменты, когда это необходимо.
И еще очень полезны и для учебы, и для социализации летние школы. Я ездил на несколько — два раза на традиционную школу Института теоретической и экспериментальной физики (одна проходила в Севастополе, вторая — в Дубне). Еще был на школе по классической и p-адической теории Ходжа во Франции, и в Бразилии на зимней школе по гиперболической динамике. Кстати, там было очень много русскоговорящих людей.
Почему я хочу быть математиком
Я думаю, что академическая жизнь меньше связана с деньгами, а в большей степени со свободой, она позволяет узнавать что-то новое, исследовать, читать лекции, помогать людям. В ней меньше рутинной работы, в математике всегда можно найти что-то тебе интересное. Я не считаю профессию математика элитарной, скорее это похоже на сообщество людей, которым интересно что-то, совсем не интересное другим людям.
Мне нравится находиться в обществе людей, которые болеют за то, чем они занимаются, которым важно, что они делают. Я считал бы успехом находиться в такой атмосфере, и самому быть довольным тем, что я делаю. Конечно, меня волнует и материальная сторона дела, хотелось бы нормально жить. И мне кажется, что должность профессора в хорошем российском или зарубежном университете мне это позволит.
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Вербицкий Михаил Сергеевич
Профессор факультета математики
Городенцев Алексей Львович
Профессор факультета математики
Смирнов Евгений Юрьевич
Доцент факультета математики
Вам также может быть интересно:
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.