«Выходить из науки в люди»: Вышка приняла участие в фестивале научных сообществ VK
Первый фестиваль научных сообществ «ВНауке» от VK состоялся 23 сентября на площадке «Старт Хаб» на «Красном Октябре» в Москве и объединил людей, интересующихся наукой, технологиями и общением в соцсетях. Организовал мероприятие Департамент по работе с сообществами VK, целевой аудиторией стали администраторы сообществ «ВКонтакте» и их подписчики.
Участники фестиваля — эксперты, ученые, блогеры различных научных направлений — обсудили актуальные темы из мира науки, узнали, как правильно создавать и продвигать научный контент.
На одной из площадок был организован «Лекторий ВНауке», где наряду со специалистами по психиатрии, биоинформатике, квантовой оптике, химии, истории и даже космонавтике выступил директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок. В своей лекции «Путь в будущее: технологии и профессии» он рассказал о прогнозировании будущего и выборе специальности.
Александр Чулок
Одна из проблем, на которой он заострил внимание, — изменение спроса на обучение тем или иным профессиям. В 1990-е годы все хотели, чтобы их дети стали экономистами и юристами, в 2000-е — чтобы они работали в нефтегазовой отрасли, а сейчас все мечтают заниматься робототехникой и делать карьеру в IT. «Друзья, мы опять наступаем на те же грабли, пытаясь угадать будущее, — заключил Александр Чулок. — Часто вспоминают “Алису в Стране чудес”: чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать вперед».
Спикер продемонстрировал аудитории несколько картинок, авторы которых пытались предсказать будущее. Например, на картинке 1900 года изображен школьный класс, в котором учитель загружает книги в агрегат, напоминающий мясорубку. Его помощник крутит ручку агрегата, а ученики сидят за партами в наушниках, соединенных с этим агрегатом проводами. Так автор представлял себе цифровизацию образования: знания автоматически поступают в головы учеников.
По мнению эксперта, при работе с будущим важно не допускать ошибок, связанных с упрощением изучения спроса и технологий, и не забывать про коммуникационную среду. Избежать таких ошибок поможет форсайт, существующий более 70 лет и представляющий собой системную оценку развития науки, экономики и общества. Его ключевая особенность — вовлечение стейкхолдеров, представляющих вузы, науку, компании, государство, регионы и т.д., то есть тех, кто влияет на будущее. Принцип форсайта — не угадать, а сформировать, договориться.
Вышка на фестивале также была представлена нейрокогнитивным кластером, входящим в состав НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Здесь можно было не только узнать об исследованиях, которые проводят ученые Вышки, но и поучаствовать в экспериментах по определению способностей человеческого мозга: пройти тесты, связанные с обонянием, зрением, умением быстро и эффективно переключаться с одной задачи на другую и т.д.
Например, на одном из стендов молодые ученые рассказывали участникам фестиваля об исследованиях дислексии у детей. «Многие не знают, что такое дислексия, — поясняет Ольга Тужик, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. — Думают, что школьник лодырь, не хочет учиться, а у него просто нарушение функций. Это не болезнь — таблетки от нее нет, просто человек чуть медленнее читает и на чтение ему нужно больше времени».
Сев за ноутбук, зафиксировав голову на специальной подставке и прочитав небольшой текст, каждый желающий мог определить, свойственна ли ему дислексия. Движения зрачков отслеживались специальным устройством, прикрепленным к ноутбуку, — айтрекером (eye-traker), после чего полученные результаты сравнивались с демонстрационным материалом ребенка с нарушениями, ребенка без нарушений и взрослого. Показателями являются скорость и количество остановок: те, у кого есть нарушения, останавливаются на каждом слове несколько раз и возвращаются к прочитанному.
Ольга Ворон
В течение дня представители нейрокогнитивного кластера рассказали о проводимых исследованиях мозга человека почти 450 гостям фестиваля (всего событие посетили более 800 человек), из которых более 330 прошли эксперименты на интерактивных стендах. «Выходить из науки в люди — важная составляющая нашей работы, — отмечает замдиректора НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Ольга Ворон. — Мы должны рассказывать широкому кругу о том, какие исследования ведем и что их результаты важны для каждого человека в его повседневной жизни».
Как работать с вниманием аудитории и делать научный контент популярным, участникам фестиваля рассказала директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Анна Подпрятова. Она отметила, что авторы контента действуют в соцсетях в условиях колоссальной конкуренции за внимание аудитории. Пользователь разборчив и часто ограничивает количество каналов, на которые подписан. Придумать что-то новое сложно — кажется, что все уже написано и сказано.
В этих условиях, считает спикер, нужно абстрагироваться от своей экспертизы и посмотреть, как пользователи потребляют контент вне зависимости от тематики, каковы особенности целевой аудитории (суперпопулярный тренд может оказаться нерелевантным среде, для которой создается контент). «Уникальность и индивидуальность рождаются из того, насколько хорошо вы знаете свою целевую аудиторию, понимаете популярные концепты, тренды и можете применить их в ежедневной работе», — заключила Анна Подпрятова.
В качестве примера, когда редакция понимает свою аудиторию и правильно выбирает формат работы с ней, она рассказала об IQ.HSE — научно-популярном бренд-медиа НИУ ВШЭ, аудитория которого составляет 2 млн уникальных пользователей в год. В основе контента здесь лежат реальные научные статьи, которые редакция перерабатывает и предлагает читателям в современных развлекательных форматах — квизах, лонгридах и т.д. Все это охотно читают представители самой широкой аудитории, в том числе студенты, исследователи (включая самих авторов научных статей) и коллеги по цеху.
Вам также может быть интересно:
Наука и экспертиза от Вышки – теперь в TikTok
Высшая школа экономики запустила официальный аккаунт в TikTok – @hse_learn. Канал рассказывает широкой аудитории об интересных научных фактах и экспертизе в доступном формате.