• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Крутой специалист сам определяет себе цену»

Захар День

Захар День, куратор профиля «Дизайн и программирование» Школы дизайна, основатель компании Hæd Exchange и автор курса-бестселлера в Mоscow Coding School — о том, как программист может зарабатывать, разъезжая на скутере по Азии, как русские специалисты захватывают Кремниевую долину и кто такие «рубисты».

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Для чего дизайнеру нужно программирование

Первые деньги на дизайне я начал зарабатывать лет в 15–16. Я тогда продал моё первое граффити рекламного характера и после этого ещё некоторое количество рекламного цифрового дизайна.

В то время я уже был отчасти связан с программированием — чего стоила одна переустановка системы на компьютере. В то время ещё были отголоски доинтернет-сети Фидонет, а гейм-клубы нуждались в установке администрирующих модулей.

Сегодня вообще не надо задумываться о том, как тебе купить компьютер и получить доступ к сети. Особенно с техникой Apple, где все «кишки» убраны под «капот» (это, кстати, пример лучшего в мире дизайна компьютерной техники и пользовательского интерфейса). В связи с этим у людей-потребителей цифровых продуктов нет нужды вовлекаться в программирование, потому что их задачи на бытовом уровне уже решены.

На сегодняшний день между дизайнером и программистом существует пропасть непонимания, что плохо сказывается на эффективности работы. Если человек хочет стать дизайнером только чтобы делать сайты, лендинги, визитки, то сегодня для этого вообще не нужно знать программирование. Есть Readymag и Tilda.

Знание программирования становится необходимым, если вы хотите делать что-то более сложное, например, онлайн продукты-сервисы, приложения для доступа к ним и тому подобные вещи.

К этому необходимы и другие знания и навыки, например, знание английского языка, менеджмента, маркетинга, устройства рынка, экономики и комплект других вещей, чтобы понимать перспективу вашей деятельности.

А чтобы быстро получить понимание того, что происходит в цифровом мире, можно посмотреть сериал «Кремниевая долина».

Где работать

Сегодня во всём мире огромный спрос на специалистов в этой области. Мои знакомые работают в офисе Facebook в Лондоне, кто-то работает в Берлине, кто-то в Сингапуре, в Калифорнии и Нью-Йорке, а кто-то вообще катается на мотоцикле по Азии и работает удалённо.

Как-то я общался с CEO одной компании, которая возит из России и стран СНГ специалистов в Калифорнию, потому что там программеры преуспевают и не интересуются новыми проектами, у них и так доли в развивающихся компаниях и все супер. Представьте, даже там не хватает мотивированных специалистов.

В России сейчас все переходит в цифровой формат. Посмотрите на план Минкомсвязи России на 2012–2018 год. Все будет онлайн, сервисы нужно сделать удобными, доступными, простыми в использовании. В России есть свой телефон Yota, лучший в мире антивирус Касперского, сервис «Госуслуги», разрабатывается электронное правительство. Масса сервисов, огромное количество денег, и везде нужны специалисты.

Креатив и константы

У людей, не связанных с программированием, совершенно не правильное представление о том, что это вообще такое. Программист не обязательно математик, который пишет формулы. В то же время очень немногие математики ещё и программисты.

В программировании вы дизайнер — создаете дизайн программы, её архитектуру. Вы также дизайнер программного интерфейса, потому что с этой программой должны взаимодействовать какие-то другие программы. В программировании есть понятие красоты кода, удобства, эффективности решения задачи и т. д.

Если же сравнивать нас с факультетами компьютерных наук, то нас скорее можно назвать факультетом информационных систем. Задачи у нас тоже разные. У науки задача делать научные открытия. У нас задача — находить неудовлетворенные потребности и разрабатывать под них продукты и сервисы. То есть чуть больше предпринимательская история, чем научная.

Многие думают, что дизайнер рисует картинки. Не надо так думать. Дизайнер решает поставленные задачи. По сути — это инженерия.

Если вы владеете языком графического дизайна, умеете проектировать графические пользовательские интерфейсы и в добавок можете запрограммировать свою задумку и разместить на рынке, то цены вам нет. Крутой специалист сам определяет себе цену.

Фото: medium.com

Особенность профиля

Школа дизайна НИУ ВШЭ первой в России открывает такую полноценную программу по программированию. Я включил в учебную программу весь комплекс необходимых дисциплин, чтобы выпускник мог широко мыслить и быть востребованным на рынке.

Это разные практики: ведение проектов, изучение истории цифрового мира, построение исследовательской деятельности, и масса всего другого, хотя основное время мы посвятим изучению дизайна и программирования.

Я преподавал в Mоscow Coding School — это культовая школа программирования, которая дает понимание того, что навыки программирования — это просто инструменты, с помощью которых ты реализуешь свою судьбу.

Мой курс по основам HTML и CSS был бестселлером. Я выработал свою методологию, которая даёт хорошие результаты, а сейчас я перерабатываю курс в формат скринкастов, чтобы сделать его доступным онлайн всем русскоговорящим людям на планете.

Моя идея в том, чтобы научить людей широко мыслить, видеть, что происходит вокруг них и предлагать эффективные решения. Значит, мы учимся мыслить проектами.

Первые два года в Вышке студенты будут учиться на готовых кейсах и сдавать код, и этот код будет оцениваться по различным показателям. На старших курсах их ждут самостоятельные проекты в рамках исследовательской деятельности, где будет оцениваться масса показателей, не только технических, но и творческих, продюсерских. Студент должен будет реализовать задуманную к проекту концепцию, а если нет, то обосновать принятые им решения по изменению плана. У них будет много свободы и ответственности за то, что они делают. Нужно будет не только решать задачи, но и уметь их ставить. Это серьёзная работа над собой в течение четырёх лет, которая в перспективе даёт колоссальные результаты.

Студенты изучат несколько языков программирования, программ и техник графического и интерфейсного дизайна. У нас будет сильный уклон ещё и в JavaScript, будем изучать хайповые библиотеки React, Redux и инфраструктуру Webpack, мобильную разработку на React Native, попробуем на деле несколько способов ведения проектов. А самое главное, мы будем задавать массу вопросов себе, чтобы разобраться в том, что нам делать, какие есть проблемы, какие продукты и сервисы могут быть нужны в ближайшее время.

Почему в основе программы Ruby On Rails и что это такое

Языку Ruby 21 год, столько же, сколько более известному языку PHP. Он был разработан японцем Якихиро Матсумото, известным как Матс. Основная идея языка в том, чтобы разработчику было удобно и в удовольствие писать код. Это одно из концептуальных отличий от другого сильного языка Python, который более академический.

Язык Ruby стал популярен во всём мире во многом благодаря тому, что голландец Дэвид Хайнемейер Ханссон выбрал этот язык программирования для создания своего продукта Basecamp. А так как в то время с инструментами для онлайн-продуктов было все плохо, он написал первую версию набора инструментов (фреймворк) под названием Rails, более известного как Ruby on Rails.

С помощью Ruby On Rails можно быстро реализовать свою идею онлайн-сервиса и проверить ее, причем ваш сервис сможет работать на весьма серьёзных нагрузках. Это не панацея — хороший инженер не должен привязываться к одному инструменту. Но Ruby on Rails — это очень хорошее начало для программиста, и мы будем много с ним работать.

В ногу со временем

Задача современного образования — научить людей учиться и обновлять свои знания в соответствии с временем. Знания сегодня устаревают очень быстро, а наше сознание, как керамический нож для овощей, периодически требует заточки и обновления. Технологическая индустрия очень быстро развивается. Если вас это восхищает и вам интересно влиять на развитие этих индустрий, себя, своей страны и мира, то сейчас самое время начать изучать дисциплины современной среды. Мы учимся мотивировать себя, чтобы создавать себе ту жизнь, которую хотим, и получать еще большую мотивацию к движению вперед.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами

1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором —  разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.

«Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ открыли выставку плакатов

В Яндекс Музее открывается экспозиция работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как(ое) образование изменит мир?». Специально для конференции «Яндекса», посвященной образованию, — Yet another Conference on Education 2024 — учащиеся Лаборатории плаката ВШЭ под кураторством Юрия Гулитова создавали постеры с вопросами о будущем образования, месте человека и технологий в нем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow

В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.

Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024

С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.

«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе

По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»

С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.

Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB

15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.

Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс

Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.