Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров
В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.
Неважные предметы?
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов неоднократно отмечал, что в современной российской школе недопустимо мало внимания уделяют творческим предметам, развивающим в ребенке креативность. Педагогические подходы чаще основаны на заучивании и воспроизведении
На уроках изобразительного искусства в большей степени учат технике исполнения и в меньшей степени позволяют ребенку самовыражаться
По мнению ректора, в части преподавания творческих предметов российская школа «застряла» в середине XX века.
Образовательные стандарты второго поколения, принятые в 2009-2012 годах, мало изменили ситуацию, так как декларировали лишь общие требования к выпускникам, но не предлагали механизмов их выполнения. Программы преподавания ИЗО и технологии в большинстве школ остались прежними.
Лишь в 2018 году об этих предметах вспомнили снова. Министерство просвещения РФ утвердило концепции преподавания искусства и технологии. Кроме того, технология стала единственным школьным предметом, упомянутым в майском указе президента России: правительству поручено обновить его содержание и усовершенствовать методы его преподавания.
Новое содержание
«Российской школе нужны новые модели обучения творческим предметам, адекватно отвечающие на вызовы времени, — говорит руководитель магистерской программы «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе», профессор Школы дизайна Ульяна Аристова. — Прежде всего, это касается изучения новых технологий и их применения в учебном процессе, знакомства детей с современными дизайнерскими практиками».
Например, на уроках ИЗО и технологии школьников нужно учить работать с данными, с визуальной и текстовой информацией, осваивать 3D-печать, разрабатывать интерфейсы для коммуникации. Есть возможности для моделирования и конструирования с использованием цифровых технологий, создания макетов книг и журналов, занятий художественной фотографией, изучения основ искусства телевидения и многого другого. Меняя содержание, акцент нужно делать на развитии творческих способностей каждого ученика.
При этом элементы старого-доброго рисования и трудового обучения в тех школах, где в них есть потребность, могут оставаться. В конце концов, принцип learning by doing (обучение через действие), о важности которого часто говорят применительно к школьному образованию, в преподавании эти предметов используется и сегодня. Да и нет ничего плохого в обучении домоводству или слесарному и столярному делу, как это было традиционно в школе. Но для достижения результатов, заданных в новых стандартах, этого уже недостаточно.
Профессора Школы дизайна ВШЭ Ульяна Аристова и Татьяна Ривчун занимаются исследованием истории художественного образования в области изобразительного искусства и дизайна, истории методов обучения творческим предметам на всех уровнях образования. В феврале 2019 года в Международной энциклопедии художественного и дизайнерского образования, опубликованной издательством Wiley, вышли статьи этих ученых, представляющие богатую историю развития художественного образования в России и его перспективы. В материалах также отражено место Школы дизайна НИУ ВШЭ в процессе: на ее площадке реализуется актуальная модель дизайн-образования и арт-образования, отвечающая на вызовы индустрии.
Чему будут учить?
Программа «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» была разработана совместно преподавателями Школы дизайна и Института образования НИУ ВШЭ, где уже есть опыт магистерской подготовки учителей разных предметов (словесников, историков, обществоведов).
Учебный план состоит из трех ключевых направлений:
теория, история и методология художественного образования;
возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции;
методы и приемы преподавания дизайна и технологии.
Учителя любых предметов должны освоить базовые педагогические дисциплины: в программе подготовки будущих преподавателей ИЗО и технологии есть те же курсы, что и у будущих учителей-словесников, историков и обществоведов. Например, это история образования и педагогической мысли, современная теория обучения.
Новые программы
Преподаватели Школы дизайна берутся не только за подготовку будущих учителей ИЗО и технологии, но и за разработку инновационных базовых образовательных программ этих предметов. Их сможет использовать любая российская школа.
Речь идет о программах по изобразительному искусству и технологии для основного звена, по профилям «Креативное проектирование» и «Дизайн» — для старших классов. В этой работе преподавателям Вышки помогут методисты издательства «Просвещение» — партнера Школы дизайна. Первоначальные версии программ будут готовы к началу нового учебного года, так что студенты смогут с ними работать и участвовать в их совершенствовании.
Совместно с «Просвещением» также планируется разработать новые учебно-методические комплексы по изобразительному искусству и технологии — как бумажные, так и цифровые.
Кого здесь ждут?
Основной потенциальный контингент магистерской программы — выпускники бакалавриатов по дизайну и искусству, которым интересна педагогическая деятельность. Те, кто имеет творческое образование и хотел бы заняться преподаванием, смогут получить в Вышке и необходимые навыки, и официальную квалификацию, без которой к работе в школе попросту не допустят.
При этом программа открыта для выпускников бакалавриатов любых других направлений подготовки.
На программе предусмотрено 15 квазибюджетных (за счет Высшей школы экономики) и 10 коммерческих мест. Учиться студенты будут очно в Школе дизайна на Малой Пионерской улице, где есть необходимая технологическая база, программное обеспечение и креативная среда. Реализовывается программа совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, что позволит привлечь к подготовке магистров профессорско-преподавательский состав, работающий в авангарде современной педагогической науки.
Где проходить практику?
Практика студентов программы будет организована в московских школах — Лицее НИУ ВШЭ, школе «Покровский квартал» и других школах-участниках проекта «Распределенный лицей». Их могут привлекать к работе и другие школы, готовые воспринять инновационные образовательные программы. Студенты посетят уроки опытных коллег и начнут сами вести занятия.
Важно, что студенты попробуют себя в роли не только школьных учителей, но и педагогов дополнительного образования, организаторов проектной деятельности учеников в области художественного творчества, дизайна. Также планируется задействовать их в проведении факультетских дней для лицеистов и учеников школ распределенного лицея.
Для тех, кто решит не посвящать жизнь работе в школе, возможен выбор специализации по обучению студентов и взрослых людей. В учебном плане есть курсы по выбору «Обучение обучающих» и «Преподавание дизайна в высшей школе», предусмотрена практика в Школе дизайна.
Каждый студент за время учебы должен спроектировать свою авторскую рабочую программу по изобразительному искусству или технологии, которая станет его выпускной квалификационной работой. Рабочая программа — обычный инструмент любого учителя-предметника, без нее он, по большому счету, не имеет права войти в класс. За основу своих программ студенты смогут взять базовые программы, разработанные старшими коллегами в Школе дизайна.
Что изменит программа?
Прежде всего, программа улучшит имидж учителей ИЗО и технологии, поскольку в школу придут преподавать современные художники и дизайнеры. Пока что такой трек для них фактически закрыт — художественно-графические факультеты педвузов, как правило, учат по старинке, и новации туда проникают с трудом. Кроме того, современные поколения школьников требуют появления нового содержания и новых подходов к его преподаванию с учетом изменений в российском образовании.
«Появление магистерской программы создаст предпосылки для изменения эстетической концепции, программы и методов преподавания изобразительного искусства и технологии в российских школах, — считает Ульяна Аристова. — Кроме того, мы хотим, чтобы наша программа стала моделью инновационной подготовки учителей этих предметов, и эту модель в дальнейшем смогут использовать школы и вузы страны».
Иконки: Freepik/ www.flaticon.com
Аристова Ульяна Викторовна
Профессор Школы дизайна
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Ривчун Татьяна Евгеньевна
Профессор Школы дизайна
Вам также может быть интересно:
«Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ открыли выставку плакатов
В Яндекс Музее открывается экспозиция работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как(ое) образование изменит мир?». Специально для конференции «Яндекса», посвященной образованию, — Yet another Conference on Education 2024 — учащиеся Лаборатории плаката ВШЭ под кураторством Юрия Гулитова создавали постеры с вопросами о будущем образования, месте человека и технологий в нем.
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow
В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.
Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.