«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»
По оценкам Ярослава Кузьминова, новые профессии займут 10-15% рынка труда, в них будут задействованы 7-10 млн человек.
«Когда мы говорим о ключевых тенденциях развития образования, мы должны представлять себе, что качество человеческого капитала в мире возрастает на 7-10% каждые десять лет. И в этих условиях теряют актуальность традиционные образовательные программы», — заявил ректор ВШЭ.
По его словам, система среднего и высшего образования до сих пор ориентирована на получение конкретной профессии, однако срок ее жизни составляет 7-10 лет. Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства.
«Отсюда две тенденции: бакалавриат, скорее всего, станет площадкой для фундаментальных знаний. Магистратура или ординатура открывает доступ к профессии, а подготовка по конкретным квалификациям перемещается на рынок микростепеней, предлагаемых, в том числе, фирмами-разработчиками технологий», — пояснил Ярослав Кузьминов. Однако самое важное изменение на рынке высшего образования — онлайн-курсы. С момента их появления десять лет назад число слушателей достигло 150 млн в год. Это 80% от общего числа студентов в мире.
«Для России очень важно не отставать, стать равным игроком на площадке онлайн-образования, — заявил Ярослав Кузьминов. — Пока этот рынок на 90% развивается вне России. Но есть вузы, которые принимают в этом участие — Санкт-Петербургский госуниверситет, ВШЭ, Физтех, Уральский федеральный университет. И это направление будет только развиваться».
Интересно, что американская Coursera, один из крупнейших игроков на рынке онлайн-образования, смогла оспорить санкции и добилась возможности работать в Крыму. Пока это единственный случай.
Еще одна ключевая задача для России — решить проблему неуспешности в школе. Согласно измерениям, 25% учащихся 9 класса не освоили минимум один элемент школьной программы, 14% — два и более, то есть практически не владеют основными предметами, такими как русский язык и математика.
«Это опасная тенденция, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Образовательная неуспешность в 90% случаев переходит в неуспешность социальную. А это значит, что человек не может найти работу и подстроиться под рынок труда. Находиться в ситуации, когда у нас 2,5 миллиона молодых людей не учатся и не работают, Россия просто не имеет права. Это проблема моральная и экономическая».
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Военная подготовка необходима всегда»
5 марта
«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ
3 марта
«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества
21 февраля
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
10 февраля
«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024
12 февраля
Вам также может быть интересно:
Исследователи ВШЭ выяснили, что реформы системы образования повысили эффективность работы вузов
По данным исследования, проведенного учеными факультета экономических наук и Института образования НИУ ВШЭ, количество научных статей, опубликованных исследовательскими университетами в международных журналах за последние 8 лет, выросло в 3 раза. Кроме того, углубилась специализация вузов. Так, отраслевые университеты (медицинские, педагогические, технические и другие) в 2 раза чаще принимают студентов на целевые места. Исследование опубликовано в журнале Vocation, Technology & Education.
Не просто мессенджер: разработка чат-бота для помощи студентам в обучении
Созданный экспертами Института образования НИУ ВШЭ чат-бот позволяет студентам автоматизировать процесс саморегулируемого обучения и управлять своей вовлеченностью. Новая разработка может быть использована в смешанном и онлайн-обучении и доработана под конкретные дисциплины и курсы.
Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.