• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по инновациям в гражданском обществе прошла в новом формате

Завершилась третья Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Ее темой стали «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности».

По мнению директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирины Мерсияновой, сегодня очень важно находить и поддерживать социальных акторов, чья деятельность запустит механизм модернизации общества. Поэтому в этом году решено было сделать основной целью Летней школы знакомство участников с инновациями, существующими в сфере третьего сектора, организаторы стремились предложить новые, более эффективные методы работы.

Наряду с опытными исследователями третьего сектора, учеными и практиками, преподавателями вузов и сотрудниками НКО в работе Летней школы приняли участие аспиранты, вчерашние выпускники вузов, магистры и бакалавры, в том числе и факультета государственного и муниципального управления и факультета социологии ВШЭ. 30 участников из разных городов России, Беларуси, Казахстана, Украины, Финляндии, Германии и Голландии смогли поделиться с коллегами результатами и замыслами своих научных исследований.

На протяжении семи дней опытные эксперты проводили секционные заседания, на которых были представлены новейшие теоретические и практические разработки. В частности темами занятий стали «Понимание гражданского общества в разных культурных контекстах», «Инновации в местном самоуправлении в России», «Социальные инновации: европейский опыт» и другие. Так, Ирина Мерсиянова рассказала об истории Летней школы и провела секционное заседание по основополагающим понятиям гражданского общества, третьего сектора и социальных инноваций.

Большой интерес у слушателей вызвала лекция члена Исследовательского института при Колледже Мацената в Берлине, автора книги «Поведенческое измерение вежливости» доктора Анаэля Лабинье «Перекладывая бремя?», в которой он объяснил, что значит находиться между полюсами инновационных идей и симптоматических решений. Доктор Лабинье привел примеры симптоматических решений перекладывания бремени, в результате которых избавление от симптомов, влечет за собой побочные последствия, а бремя нерешенной проблемы при этом переносится на более высокий уровень (например, попытка избавиться от стресса с помощью бокала вина). По мнению эксперта, социальные инновации, как и все инновации, реализуются в рамках заданной системы и до определенной степени должны соответствовать ее правилам. Также доктор Лабинье пришел к выводу, что социальные проблемы могут быть всего лишь укоренены, урегулированы и так далее, но не решены.

Научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, первый проректор ВШЭ Лев Якобсон завершил секционные заседания Летней школы дискуссией о роли НКО в решении социальных проблем и эволюции гражданского общества в России.

Государство влияет на гражданское общество (позитивно или негативно), но не государство его создает. Ибо гражданское общество — это то, что мы делаем сами. И мы можем оказать довольно существенное влияние и на развитие собственно гражданского общества, и на качество его взаимодействия с государством

Якобсон Лев Ильич
первый проректор ВШЭ

Главным итогом секционных заседаний стал коллективный разбор исследовательских проектов, которые слушатели защищали в последний день Летней школы. Каждая исследовательская работа была отмечена дипломом первой, второй или третьей степени (в голосовании принимали участие как члены жюри, так и сами участники, при этом их мнения совпали).

Участники проекта «Инновационные механизмы социального инвестирования бизнеса (на примере социального предпринимательства)», получившего по итогам голосования диплом первой степени, Марина Чернышева, Анастасия Корнилова, Игорь Михеев и Камилла Адгамова, собираются продолжить разработку своей темы. Группа отстаивала позицию, что инвестиции в социальное предпринимательство являются привлекательными для российского бизнеса, так как социально ориентированный бизнес является более инновационным и вызывает больше доверия у разных стейкхолдеров.

Слушательница школы, доцент кафедры экономической теории Киевского университета управления и предпринимательства Анжела Акаемова отметила, что намерена применить полученные знания в научной и практической деятельности. «Я надеюсь, что новые навыки и умения дадут мне возможность написать раздел для монографии, а также диссертационного исследования, — сказала Анжела Акаемова. — Кроме того, я работаю (по совместительству) доцентом кафедры политологии Института политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса Национальной академии наук Украины, где провожу занятия для госслужащих, а также для депутатов и их помощников. И думаю, материалы, полученные во время обучения на Летней школе, пригодятся мне в преподавательской и научной деятельности. Когда вернусь в Украину, расскажу коллегам о школе и коллегах, встреченных здесь, — мне хотелось бы внести свой вклад в то, чтобы отношения между Россией и Украиной изменились к лучшему. В научной среде в России никто к Украине враждебно не относится, и конечно, нам надо развивать сотрудничество между нашими странами».

В этом году Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ впервые прошла в формате официальной программы повышения квалификации. По словам руководителя школы Ирины Мерсияновой, это своего рода инновация для летних школ Вышки, поскольку после завершения обучения слушатели с высшим образованием получили удостоверения государственного образца о повышении квалификации.

Фото Татьяны Богословой

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Результаты исследований Вышки легли в основу доклада ООН по волонтерству

Первый Региональный обзор о волонтерстве в Центральной Азии был представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в рамках программы ежегодного Политического форума высокого уровня ООН. Материалами для подготовки документа стали в том числе результаты работы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Автором текста обзора выступил главный эксперт центра Вячеслав Иванов.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).