• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Безработица, миграция, реакция на кризис: на Летней школе по экономике труда изучали реальную жизнь

Главной темой Летней школы по экономике труда (RSSLE-2015), которая прошла в Подмосковье, стал экономический кризис и его влияние на российский рынок труда. Каждый из участников, среди которых были и доценты университетов, и действующие студенты, привез на школу собственный проект, связанный с изучением острых социальных проблем. А для многих участие в школе стало, в хорошем смысле слова, «культурно-исследовательским шоком».

Среди организаторов RSSLE, которая проводится уже девятый год подряд, на этот раз была не только Лаборатория исследований рынка труда НИУ ВШЭ, возглавляемая проректором Вышки Сергеем Рощиным, но и Фонд Егора Гайдара. Это сотрудничество неслучайно: несколько постоянных экспертов летней школы являются лауреатами Премии Егора Гайдара, учрежденной фондом. В 2012 году обладателями премии за выдающийся вклад в области экономики стали директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон и его заместитель Ростислав Капелюшников. А в 2014 году премию для молодых экономистов получил доцент немецкого Института экономики труда (IZA) Александр Муравьев, сейчас работающий в Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента НИУ ВШЭ. Все они, а также профессор РЭШ Ирина Денисова и доцент департамента прикладной экономики ВШЭ Алексей Ощепков выступали в качестве лекторов и на нынешней школе.

По традиции, участники школы работают «на два фронта». Во-первых, доводят до ума и защищают перед экспертами собственный исследовательский проект. Во-вторых, разбившись на группы, за несколько дней готовят коллективный проект по выбранной теме. Конечно, полноценное исследование за такой срок сделать нельзя, но, как говорят сами участники, собрать основные данные и предложить модель — вполне реально. В этом году участникам предложили оценить эффективность мер государственной политики на рынке труда. Одна группа взялась исследовать, как официальное признание партнерских союзов влияет на заработанную плату, другая проанализировала эффективность программы стимулирования самозанятости неработающего населения. Также были исследованы проблемы сегрегации инвалидов на рынке труда и влияние охвата дошкольными учреждениями на занятость женщин. По замечанию одного из участников, главным было «соединить политику, экономику и эконометрику в одном творческом проекте».

Наверное, проще иметь дело с однородной группой, но у студентов зачастую есть преимущество не только перед доцентами, но и перед профессорами — они юные, у них свежие знания, у них горят глаза, поэтому даже хорошо, что на школе собираются такие разные люди

Гимпельсон Владимир Ефимович
ординарный профессор ВШЭ

«Не знаю, по какому принципу нас объединяли в группы, но получилось гармонично, — говорит Наталья Панафидина из Уральского государственного экономического университета. — В каждой группе есть теоретик — человек, который изучил обширную литературу по экономике труда, есть люди, которые больше знают эконометрику и занимаются построением моделей, и есть человек, который может консолидировать их усилия и четко сформулировать гипотезу и задачи исследования. Ну а все вместе мы учились отстаивать свое мнение».

На школе друг с другом работали и опытные исследователи, и недавние выпускники вузов, и действующие студенты. Столь смешанный состав никого не смущал, а, наоборот, помогал совместной работе. «Атмосфера на школе очень позитивная, — говорит Светлана Чурикова из Южного федерального университета. — И отзывы конструктивные, никто к тебе не относится свысока. Здесь более широко смотрят на проблему исследования, ставят более глобальные вопросы. Я увидела здесь фундаментальные работы, причем ими занимаются уже мои сверстники, а не какие-нибудь аксакалы с седыми бородами».

«Уровень участников, пожалуй, меняется и становится выше, но нужно понимать, что и наш собственный уровень растет — мы сегодня не такие, какими были девять лет назад, мы знаем и понимаем больше, — отмечает, в свою очередь, ординарный профессор ВШЭ Владимир Гимпельсон. — Наверное, проще иметь дело с однородной группой, но у студентов зачастую есть преимущество не только перед доцентами, но и перед профессорами — они юные, у них свежие знания, у них горят глаза, поэтому даже хорошо, что на школе собираются такие разные люди».

Профессор Гимпельсон выступил на школе с двумя презентациями, в основе которых две недавние работы (о потоках на рынке труда и неформальной занятости), подготовленные им в сотрудничестве с коллегами по Центру трудовых исследований ВШЭ. «Эти работы в том или ином виде представлялись на Апрельской конференции, на семинаре департамента экономических наук, они обе опубликованы в журналах, — поясняет он. — Здесь на школе я старался о них рассказывать, с одной стороны, более популярно и не уходя совсем глубоко в технические детали. С другой стороны, я исхожу из того, что передо мной экономисты, которые владеют терминологией, представлениями о ключевых теориях и понимают основу используемой методологии».

Еще одна важная вещь, которой учит летняя школа, — это правильно усваивать критику, не обижаться на нее, а использовать как стимул для дальнейшего развития

Марина Гильтман
Тюменский государственный университет

По словам организатора RSSLE Сергея Рощина, нынешняя школа — самая молодая по составу участников. Особенно обрадовало то, что среди исследователей не было людей, оторванных от реальной жизни. Почти все представленные на школе проекты так или иначе затрагивали острые социальные проблемы — безработицу, миграцию, реакцию на кризис. Просто кто-то занимался этими проблемами на уровне предприятий, а кто-то выходил в своей работе на макроуровень.

 

Наталья Панафидина, Уральский государственный экономический университет

Я соискатель и ищу, нащупываю исследовательскую сферу, в которой мне хотелось бы продолжить работу. Я заканчивала еще специалитет по экономике предприятия (это направление, пересекающееся с экономикой труда), а сейчас работаю в машиностроительной компании, в отделе труда и заработанной платы. Идею приехать на школу мне подсказала мой научный руководитель Елена Калабина, которая сама была участником этой школы, и ее студенты и аспиранты сюда регулярно приезжают. Мой проект связан с изучением влияния внешних и внутренних факторов на среднюю заработанную плату и численность работников организации — на примере того небольшого предприятия, в котором я работаю. Я получила обратную связь и от экспертов, и от коллег. Мне подсказали, что если я хочу подготовить более академическое исследование, мне нужно расширить его, например, охватить отрасль.

 

Светлана Чурикова, Южный федеральный университет

Я раньше не знала, что проходят школы в таком формате, но моя коллега съездила на одну из летних школ, проводимых ВШЭ, и мы стали получать рассылку из Вышки. В этом году я отправила заявку на участие именно в школе по экономике труда, хотя исследование, которое я сюда привезла, связано несколько с другой темой — брендом вуза и его зависимостью от уровня абитуриентов. Идея заключалась в том, чтобы разделить жизненный цикл бренда и посмотреть, что с ним происходит на разных стадиях. Мы с коллегой предположили, что на ранних стадиях на силу бренда влияет уровень абитуриентов, приходящих в вуз. А вот на стадии зрелости, когда бренд сформирован, как, например, в Вышке, уже бренд влияет на качество приема — он привлекает в вуз более сильных абитуриентов. Это предположение мы попытались выразить с помощью эконометрической модели, и я столкнулась с тем, что культура и методология построения таких моделей в ВШЭ качественно иные, более высокого уровня. А эксперты мне вообще посоветовали забыть про бренд, потому что тяжело «обсчитать» это качественное понятие, и обратить внимание на проблему выбора вузов абитуриентами.

 

Эльмира Гатина, Уральский федеральный университет и НИУ ВШЭ

Я училась на программе двух дипломов Уральского федерального университета и ВШЭ, а в этом сентябре перевожусь на четвертый курс Вышки, чтобы завершить обучение в экономическом бакалавриате. О летней школе я узнала от своего преподавателя Ивана Борисова, который неоднократно ее посещал. В своем исследовании я выявляю детерминанты построения успешной карьерной траектории. Данные для него я собирала на конкретном предприятии, мне даже предоставили информацию о зарплате его сотрудников. Я тогда, к сожалению, не знала о базе RLMS-HSE и тех возможностях, которые она открывает исследователям. Уже в первые два дня на школе я поняла, сколько всего еще можно изучить, как далек мой проект от совершенства, какие интересные методы можно применять в исследованиях. И конечно, было интересно послушать наших экспертов, я была просто очарована каждым из них — насколько они были близки и доступны нам. Главный вопрос теперь: как жить после летней школы? Я уже привыкла к коллегам и к тому ритму, в котором мы здесь работали.

 

Наталья Ивашина, Дальневосточный федеральный университет

Я занимаюсь миграционными процессами на Дальнем Востоке, а они имеют непосредственное отношение к региональным рынкам труда. Моей целью на летней школе было не только представить свой проект, но и познакомиться с основными тенденциями на рынке труда, меня особенно привлекла «кризисная» тематика школы. Лекторы произвели на меня огромное впечатление, я много нового для себя почерпнула. По моему проекту мне дали очень ценные рекомендации: что подправить и в какую сторону двигаться. Я думаю, что теперь мои исследования выйдут на новый уровень. И я очень загорелась желанием подать заявку на следующую школу, а еще узнала, что в апреле Вышка проводит большую конференцию — хочется сюда приехать и выступить с докладом.

 

Марина Гильтман, Тюменский государственный университет

Я третий раз на школе, можно сказать, что эта школа — моя выпускная, потому что больше трех раз в ней по правилам участвовать нельзя. Но я сказала Сергею Юрьевичу Рощину, что на следующий год пришлю своих студентов, потому что вижу эффект от участия в ней, она помогает развиваться в академическом плане, задает нужные ориентиры. Кстати, на школу я как раз привезла проект, который выполняю вместе со своей студенткой — мы занимаемся региональными рынками труда, стараемся понять, как они развиваются, чем различаются и как их в принципе можно исследовать, в рамках какой методологии. Вообще я с этим докладом уже выступала на Апрельской конференции ВШЭ и учла те замечания, которые мне там были сделаны. А эксперты летней школы подсказали еще некоторые вещи и направление, в котором можно двигаться. Еще одна важная вещь, которой учит летняя школа, — это правильно усваивать критику, не обижаться на нее, а использовать как стимул для дальнейшего развития.

 

Елена Красова, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Я часто заглядываю на сайт ВШЭ, в том числе на страницу центра, возглавляемого Владимиром Гимпельсоном, и давно хотела приехать на школу, но получилось первый раз только в этом году. И, честно говоря, я испытала культурно-исследовательский шок — в хорошем смысле слова. Во-первых, радует очень высокий уровень преподавателей, «мастодонтов» экономики труда. Их лекции помогают не только лучше понять экономику, но и осознать свое место в академическом мире. Становится понятно, где ты находишься и что нужно сделать для повышения своего исследовательского и преподавательского уровня. На школе я представляла проект, посвященный исследованию рынка труда Владивостока, это важная тема, потому что сейчас намечаются бурные перемены, связанные с территориями опережающего развития, порто-франко и прочим. Мой проект, конечно, покритиковали — и правильно сделали, я за этим сюда и приехала. На меня все эксперты произвели впечатление, но в последний день выступал Владимир Гимпельсон, и сразу было видно профессионала: очень просто говорит об очень сложных вещах.

 

Жандос Ыбраев, Назарбаев Университет (Астана):

Я первый выпускник Назарбаев Университета и осенью отправляюсь в University of Massachusetts, хочу специализироваться на экономике и экономике труда в частности. Я еще в Астане делал проект по выпускникам университетов — так и заинтересовался экономикой труда, стал поглядывать в интернете, где собираются профессионалы в этой области, и вышел эту на летнюю школу. Перед началом учебы в Америке мне хотелось узнать о последних веяниях, интересных темах и услышать мнение коллег из этой сферы. Мой исследовательский проект начался с того, что я заметил, что студенты нашего университета совмещают работу и учебу, причем работающие студенты учились лучше, чем те, кто не работал. Но это оказалось не просто наблюдением — мне удалось этот феномен подтвердить статистически. Эти результаты я привез сюда, чтобы обсудить их с коллегами. Конечно, меня покритиковали за то, что данные охватывают только один университет и один студенческий поток, были вопросы и к методологии — всё это очень полезные для меня замечания и вопросы. Школа хороша именно тем, что позволяет увидеть твои слабые и сильные стороны как исследователя. Здесь выступали замечательные специалисты в области экономики труда, меня особенно заинтересовали лекции Александра Муравьева о денежных и неденежных затратах в связи с потерей работы и Ростислава Капелюшникова о структуре рынка труда и ее дальнейшего развития в России.

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.