НИУ ВШЭ занял шестое место в ежегодном рейтинге «Эксперт РА»
Итоги рейтинга были представлены 7 июня на торжественной церемонии, в которой приняли участие ректоры ведущих вузов. В ходе дискуссии ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о росте качества образования в области социальных наук, о роли университета в развитии местных сообществ и об онлайн-обучении.
Как и в предыдущие годы, в рейтинге агентства RAEX (Эксперт РА) вузы оценивались по трем критериям: условиям для получения качественного образования, уровню востребованности выпускников работодателями, уровню научно-исследовательской деятельности. В прошлом году ВШЭ также находилась в этом рейтинге на 6-м месте.
По результатам опроса, проведенного авторами рейтинга, ВШЭ также была отмечена специальным дипломом «Высокая репутация в академических кругах». В рейтинге вузов по количеству выпускников в составе правления крупнейших компаний России за 2017 год, также выполненном RAEX, ВШЭ заняла 17-18 место (32 выпускника).
Экономисты в почете
Как сообщили авторы рейтинга, наибольшее продвижение в этом году — у вузов, где готовят экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов смещен в сторону ведущих экономических вузов, их выпускники после окончания обучения зарабатывают на 28% больше, чем выпускники других университетов из топ-30 RAEX.
Наше образование в области социальных наук получает признание и за рубежом. Ярослав Кузьминов напомнил, что ВШЭ вошла в топ-100 предметного рейтинга QS по экономике, социологии и политологии, а также в топ-150 предметного рейтинга по финансам. По его мнению, через 10 лет в топ-100 предметных рейтингов по социальным наукам устойчиво войдут 3-5 российских вузов. Устойчивость этой тенденции объясняется тем, что в России выросло новое поколение ученых и профессионалов, включенных в глобальные профессиональные сообщества. Кроме того, Россия — исключительно интересный объект для исследований экономистов, социологов и политологов как страна, находящаяся в состоянии глобальной трансформации, с нестабильными институтами и повышенной ролью инноваций.
Опорные университеты и онлайн-курсы
Отвечая на вопрос, изменялись ли приоритеты программ развития ведущих российских вузов, Ярослав Кузьминов ответил, что приоритеты, которые легли в основу программы повышения международной конкурентоспособности 5-100, тесно связаны с задачами, которые стоят перед университетами в разных странах. Российская программа 5-100 не уникальна, в мире она седьмая или восьмая по счету (первая была запущена в Китае), и международная цитируемость, количество иностранных преподавателей и студентов — это всего лишь индикаторы, показывающие развитие научного потенциала университета.
В конце XX —– начале XXI века во многих странах охват молодых людей университетским образованием вырос примерно в 5 раз, и сейчас в среднеразвитых странах в университетах учатся 40-50% возрастной когорты, в развитых странах — 70-80% (для сравнения — в 1940-е годы этот показатель в среднем составлял 10%). И это разные люди с разными установками, не всегда совпадающими с задачами академического развития и исследований. Произошло размывание миссии университетов, они стали массовыми, что привело к снижению качества образования. И тогда в большинстве западных стран были предприняты попытки вернуться к модели исследовательского (гумбольдтовского) университета, акцентировав сильные стороны лучших вузов — двигателей науки и формирующих научно-профессиональную элиту.
Сегодня Россия участвует в 5-6% передовых исследовательских фронтов (США и Китай — в 40%), и нужно наверстывать упущенное — при том что ни одна страна не охватывает всего поля исследований. Акцент на глобализацию естественен. Но предстоит новый этап развития университетов — они станут центрами инноваций в регионах, в локальных сообществах. В России этому тренду соответствует только что разработанная программа развития опорных университетов, которые группируют вокруг себя инновационные кластеры регионов, помогают своим студентам стать инноваторами, а не только чему-то научиться. Это новый ориентир для российской высшей школы на 2022-2025 годы.
Еще один ориентир — развитие университета как ядра системы онлайн-курсов, формирование новых сетей и взаимное признание этих курсов, процесс аналогичный формированию библиотек после появления печатной книги. Онлайн-курсы колоссально увеличивают возможности каждого человека, который хочет учиться.
ВШЭ выделяет средства на развитие онлайн-курсов, и их запись для преподавателя — работа тяжелая и некомфортная. Ведь главное для него — контакт с аудиторией, а тут он вынужден читать лекцию перед камерой. Тем не менее большинство коллег в Вышке этой работой увлеклись, записано 80 онлайн-курсов, в ближайшее время их будет 120. До конца десятилетия практически все курсы ВШЭ, кроме отдельных авторских, читаемых разово, будут размещены в онлайн — по аналогии с Массачусетским технологическим институтом.
В современном университете преподаватель включен в Learning Management System, он дает задания в сети, ведет форум для студентов, и если студентов много, ему помогают ассистенты. Для высшей школы это еще один вызов. Ректор ВШЭ сравнил современного преподавателя с популярным актером театра, который стал сниматься в кино. Съемки могут отнимать много времени и приносить значительный доход, но университет, как хороший театр, все равно останется точкой притяжения.
Третья миссия
По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в ближайшее время будет опубликован еще один рейтинг, который учредили Российский союз ректоров и РАН, — «Три миссии университета» (имеются в виду преподавание, наука, служение обществу). В связи с этим участники дискуссии рассказали о своем понимании содержания третьей миссии — служения обществу.
Ярослав Кузьминов считает, что разделять эти три миссии нельзя, и в перспективе они будут еще теснее примыкать друг к другу, что хорошо видно на примере ВШЭ.
Во-первых, ВШЭ является экспертом власти и общества, предлагая решения на основе исследований и профессионального опыта.
Во-вторых, университет занимается не только обучением своих студентов, но и массовым просвещением, и здесь пример — открытые онлайн-курсы, хотя одновременно они являются частью учебного процесса.
В-третьих, Вышка ищет таланты в школьной среде, и это тоже взаимодействие с обществом, но одновременно — инвестиции в будущих студентов.
Вам также может быть интересно:
Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
НИУ ВШЭ сохранил лидерство в рейтинге англоязычных сайтов российских вузов
Российский совет по международным делам (РСМД) представил аналитический доклад «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2023 г.)». Его составной частью является рейтинг англоязычных сайтов российских вузов, в котором НИУ ВШЭ занял 1-е место.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.