Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции
В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.
Скорость технологических новаций все время нарастает, и система образования должна быть готова столь же быстро передавать современные знания людям самых разных возрастов, отметил на открытии конференции министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. Как это делать? На что ориентироваться? Какие формы для этого использовать? Ответы на эти вопросы сегодня ищут не только в России, но по всему миру.
На взгляд ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, готовность вузов к использованию потенциала новых технологий определяется не техническим оснащением вузовских зданий (провести wi-fi дело нехитрое), а тем, на каких данных построена образовательная и управленческая система в университете — на объективных и открытых или субъективных и закрытых. ВШЭ уже вскоре после своего создания, еще не имея в виду диджитальную революцию, решила пойти по пути открытости. И люди, приходя в Вышку, готовы, например, к тому, что их — и студентов, и преподавателей — будут публично оценивать. Это, в свою очередь, помогает им корректировать свою деятельность, а университету — настраивать учебный и управленческий процесс. Причем речь идет о настройке не только оффлайновых процессов: пожалуй, самым простым и заметным элементом цифровой революции в образовании стала система онлайн-курсов.
Сейчас в мире 200 миллионов студентов, а еще через десять лет их будет около 400 миллионов. Традиционные университеты рассчитаны на примерно в десять раз меньшее количество студентов
Традиционный, гумбольдтовский, университет основан на том, что профессор читает один курс по результатам своих непрерывных исследований. Но растущее по экспоненте число студентов привело к появлению массовых университетов, где две трети курсов не покрыты собственными исследованиями, и композитных университетов, которые читают курсы полностью по чужим учебникам. Они в этом плане мало отличаются от общеобразовательной школы, и это очень опасно, потому что университеты должны формировать инноваторов и повышать социальный статус тех, кто в них учится.
В подавляющем большинстве российских университетов преподаватель сегодня читает два-три, а то и четыре курса одновременно. Совершенно очевидно, что он не может даже отслеживать современную литературу по всем этим курсам сразу, не говоря уж о ведении исследований. Кроме того, средняя посещаемость лекций в российских вузах составляет где-то 15%. Уйти от такой ситуации можно через ускоренное внедрение системы онлайн-курсов.
Этот переход не может быть только добровольным — он займет слишком много времени. Сейчас идет речь об обновлении системы государственной аккредитации вузов. Так вот, госаккредитация должна учитывать, есть ли у университета ресурсы для чтения оригинальных курсов или ему имеет смысл выйти на национальный или глобальный рынок онлайн-курсов, подготовленных профессорами, которые точно ведут исследования в этой области. Сам университет при этом может вести семинары в дополнение к «внешним» онлайн-курсам. Система цифровых курсов не только количественно расширит возможности студентов по изучению тех или иных дисциплин, но и повысит качество высшего образования.
Вышка уже ввела у себя обязательные онлайн-курсы. При этом университет прошел фазу большого сопротивления со стороны преподавательского корпуса, а у студентов эта идея сопротивления не вызвала. Этот инструмент ВШЭ в дальнейшем будет только развивать: в течение пяти лет университет выйдет на замещение всех лекций онлайн-курсами. Профессора от этого даже выиграют — количество их слушателей только возрастет, причем многократно. Это будет не триста человек, собирающиеся в университетских аудиториях, а тысячи людей по всей стране, которые будут смотреть их лекции в интернете.
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.